«Жизнеописания Юлия I говорят, что во время его понтификата количество христиан значительно увеличилось. Возможно, этим объясняется то усердие, которое он проявлял в строительстве в Риме новых церквей».
Пожалуй, ни об одной институции из существовавших последние две тысячи лет не говорится так часто, что она находится в глубоком кризисе и вот-вот рухнет, как о Католической Церкви. И никакая из церковных структур не вызывает такого яростного неприятия у противников Церкви, как Папство. Его окружает множество самых нелепых и странных легенд и вымыслов. Догмат о безошибочности Папы называют догматом о непогрешимости, титулование Пап викариями Христа побуждает не очень-то разбирающихся в богословских вопросах людей считать, что католики поклоняются Папе, вместо того, чтобы поклоняться Богу. В самом лучшем случае, противники папства утверждают, что Папа Римский некая лишняя, почти декоративная фигура, не нужная ни Церкви, ни пастве. Между тем, история Церкви показывает, как на протяжении веков именно Папы, используя свой авторитет Римских Первосвященников, выступали в роли объединяющей Церковь Христову силы, оберегали и защищали её, раздираемую спорами и противоречиями, гонимую и унижаемую, окружённую ненавистниками и обвинителями, несовершенную, состоящую из больных душ, нуждающихся в исцелении, но от этого не перестающую быть Невестой Бога и Телом Христа.
Святой Папа Юлий I был избран в 337 г. О его жизни до избрания Папой почти ничего не известно. Мы знаем только, что он был римлянином, и его отца звали Рустик. После недолгого понтификата его предшественника Папы Марка, длившегося менее 9 месяцев, Святой Престол оставался вакантным четыре месяца. Это было время, когда едва-едва прекратились гонения христиан, и по Миланскому эдикту императора Константина Церковь получила свободу. Раны, нанесённые годами преследований, ещё не затянулись, но уже стала очевидной новая опасность.
На востоке всё шире стала распространяться ересь ариан, угрожавшая Церкви изнутри. Родоначальник этого течения священник Арий, отрицал несотворённую природу Христа, тем самым отрицая и равнозначность всех лиц Троицы. Идеи Ария нашли широкую поддержку в Восточной части Римской империи, которой после смерти императора Константина управлял его сын Констанций, относившийся к арианству, по меньшей мере, сочувственно. Сегодняшний христианин не очень хорошо знакомый с историей ранней Церкви может представлять себе богословские споры между арианами и католиками в виде солидных диспутов, в которых убелённые сединами учёные мужи последовательно и аргументированно излагают высокому собранию свои взгляды, но, к сожалению, в реальности всё выглядело вовсе не так благостно. В Византии споры о природе Христа и Святой Троицы велись на улицах и базарах и быстро переходили в ссоры и даже драки. Вскоре они стали настолько ожесточёнными, что вызывали столкновения по всему христианскому Востоку. Наконец, последователи Ария изгнали нескольких епископов, противостоявших арианству, выбрав на их место своих сторонников. Среди изгнанных епископов оказался и святой Афанасий Великий, епископ Александрии, не только лишившийся кафедры, но и обвинённый в совершении тяжкого преступления. Если бы не последовательная поддержка Папы Юлия I, неизвестно, как сложилась бы ситуация. Епископ был принят в Риме, и по распоряжению Папы было проведено расследование с целью выяснить, виновен ли он в том, в чём его обвиняют.
Тщательное изучение вопроса показало, что Афанасия обвинили ложно. Для принятия решения Папа созвал в Рим епископов, в том числе и тех, кто разделял заблуждения Ария и обвинял Афанасия, но приняли участие в Синоде немногие из них. Пятьдесят собравшихся в Риме епископов внимательно изучили вопрос и подтвердили невиновность Афанасия и других епископов, изгнанных арианами, якобы за совершённые теми преступления. Между тем, избранный арианами епископ Александрийский Евсевий, также обратился к Папе, рассчитывая заручиться поддержкой Святого Престола и узаконить своё избрание. Юлий I ответил ему письмом полным достоинства, благородства и отеческой любви. Он опроверг обвинения, выдвинутые против Афанасия, упрекнул восточных епископов в том, что отказавшись участвовать в Синоде, созыва которого сами же и просили, они нарушили требования канонического права и, как любящий отец, закончил письмо призывом к миру, и милосердию. Однако, его послание не возымело желаемого действия. Синод арианских епископов выдвинул против Афанасия новые обвинения. Благодаря уважению, которым Юлий I пользовался у Константина II, управлявшего большей частью Римской империи, ему удалось созвать в 343 г. Собор в Сардике (сегодня София в Болгарии), в котором, при участии западных и восточных епископов, Афанасий окончательно был оправдан. Синод, на котором от имени Папы присутствовали священники Архидам и Филоксенус и диакон Лев, принял ряд важных решений по определению процедур в отношении епископов, обвиняемых в каких-либо нарушениях, и было установлено, что епископ не может быть осуждён или оправдан без согласия Папы. Об этих решениях Синод известил Папу письмом.
Св. Афанасий смог вернуться в Александрию только в 349 г. после смерти своего соперника, арианского епископа Георгия. С собой он привёз священникам, диаконам и верным Александрийской Церкви письмо Папы Юлия, дошедшее до наших дней, в котором тот приветствовал их, благодарил за верность и поздравлял с возвращением их великого пастыря. Под влиянием этого послания двое епископов-ариан, смещенных Сардикским собором, отреклись от своих ошибок и заблуждений, после чего им были возвращены их кафедры.
Управляя Церковью Рима этот выдающийся Папа – миротворец, защитник права и поборник справедливости учредил коллегию церковных нотариусов и запретил клирикам прибегать к светскому суду. Жизнеописания Юлия I говорят, что во время его понтификата количество христиан значительно увеличилось. Возможно, этим объясняется то усердие, которое он проявлял в строительстве в Риме новых церквей. Его заботами были построены пять новых храмов – церковь Санта Мария ин Трастевере, церковь Святых Апостолов и три храма за стенами Рима на могилах мучеников.
Дата его рождения неизвестна, дата смерти – 12 апреля 352 года. Место его упокоения на Виа Аурелиа почти сразу стало местом паломничества не менее популярным, чем места погребения мучеников за веру, о развитии культа которых он немало позаботился. Возможно, поэтому, в некоторых ничем не подтверждённых легендах о нём его иногда ошибочно называют мучеником. Но если всерьёз размышлять о мученичестве, как сознательной жертве, не есть ли отдание себя, не сразу, а по капле, в течение всей жизни, ради сохранения в чистоте истин веры, примирения враждующих, укрепления Церкви, подлинная жертва, незаметная внешнему миру, но от этого не менее прекрасная?
Анна Кудрик