Достаточно часто в жизни человека случается так, что планы, которые он сам или его близкие строят на будущее, кардинально меняются, то, что казалось случайным, становится делом всей жизни, а то, что само собой разумелось важным, оказывается в стороне. И только Бог, ведущий каждого к спасению и святости знает, что действительно главное в деятельности того или иного Его сына или дочери.
Достаточно часто в жизни человека случается так, что планы, которые он сам или его близкие строят на будущее, кардинально меняются, то, что казалось случайным, становится делом всей жизни, а то, что само собой разумелось важным, оказывается в стороне. И только Бог, ведущий каждого к спасению и святости знает, что действительно главное в деятельности того или иного Его сына или дочери.
В вероятном будущем Жана-Батиста де Ла Саля, святого, священника и педагога, казалось, всё было ясно и понятно. Родившийся 30 апреля 1651 г. в Реймсе в дворянской семье, где было десять детей, он в одиннадцать лет получил тонзуру, как знак принадлежности к клиру, но не потому, что его родные предполагали в мальчике призвание к священству, а потому, что приняв этот знак, он мог получать церковные бенефиции, что обеспечивало его дальнейшее будущее. В то время во Франции такое положение было широко распространено, человек мог занимать церковные должности, при условии прохождения этой начальной ступени посвящения, но не обязательно должен был становиться священником. Достаточно вспомнить, что знаменитый кардинал Ришелье также священником не был. В 16 лет Жан-Батист стал каноником Реймсского собора. Предполагалось, что он будет вести дела семьи после смерти родителей, но 26-ти лет, молодой человек был рукоположен во священника, а двумя годами позже получил степень доктора богословия, но всё ещё не предполагал, что займётся серьёзно педагогической деятельностью и станет, в сущности, основоположником католического школьного образования.
В то время во Франции уже имелась достаточно развитая система образования для детей дворянства и состоятельных ремесленников – при крупных университетах существовали коллегии, выполнявшие роль учебных заведений, дававших предварительное, перед поступлением в университет образование, были и цеховые школы, кроме письма и счёта, обучавшие детей ремесленников профессии. Но для детей крестьян и бедняков не было почти никакой возможности получить начальное образование, и у них было мало надежд на какое-то будущее. Всё, на что могли бы рассчитывать эти дети – кое-как научиться читать и писать в немногочисленных школах при приходах, где случайные люди давали уроки грамоты, за которые получали небольшие пожертвования.
Движимый беспокойством за бедных детей, которые были «предоставлены сами себе и плохо воспитаны», и казались такими «далёкими от спасения», и за школьных учителей, не имевших самого необходимого, Жан-Батист де Ла Саль решил помочь им по мере сил. Речь шла о самой скромной помощи, преимущественно, материальной. Святой пишет, что сначала он предполагал только немного помочь этим бедным детям и их учителям из чисто благотворительных побуждений, и, если бы предполагал, что, в конце концов, эта помощь приведёт к тому, что христианские школы для бедняков станут делом всей его жизни, что он будет жить одной жизнью с детьми и учителями, то отказался бы от этих планов с самого начала. Но Бог, открывал Свои планы тому кого избрал постепенно. «Бог, — писал святой, — Который обустраивает всё с мудростью и спокойствием, учитывая склонности и способности каждого, пожелал предать меня полностью развитию школ. Он сделал это незаметно и в течение длительного времени так, чтобы одно обязательство приводило к другому, способом, которого я не предвидел в начале». Постепенно эта деятельность занимала всё больше и больше его времени и сил. Он оставил дом, полученный по наследству, отказался от положения каноника и связанных с ним солидных доходов, чтобы посвятить себя делу просвещения народа. Испытывая необходимость в подготовленных учителях, он создал в Руане первую школу для учителей. Обучение в основанных им школах велось по самым прогрессивным программам и методами, актуальными и сегодня – все предметы преподавались на французском языке (до этого обучение в школах велось на латинском), ученики разделялись по уровню подготовленности и способностям, программы соединяли христианское воспитание и образование с общим. В школах действовала система «репетиторов», при которой наиболее способные старшие ученики помогают учить младших, постепенно готовясь таким образом стать учителями.
В 1684 году Жан-Батист де Ла Саль основывает Конгрегацию братьев христианских школ, объединявшую христианских учителей. Члены этого братства не являются священниками, их основатель считает, что у них иная задача, и они должны быть как можно ближе к этому миру, быть частью тех, кого они должны просвещать. Одетые в чёрные мантии с белыми брыжами и грубые крестьянские башмаки братья христианских школ приезжают в Париж преподавать, и здесь в течение года у них появляются тысячи учеников. Но значительная часть общества, в том числе профессора Сорбонны, консервативная и янсенистски настроенная часть духовенства, выступают против нового братства и его основателя. Кажется, что всё рушится. Из-за противодействия своим образовательным и педагогическим идеям де Ла Саль вынужден переехать со своей общиной из Парижа в деревню Сент Ион возле Руана. Здесь он проводит долгие часы в молитве и созерцании, стараясь понять в чём состоит Божья Воля и как следует поступать ему.
Тем временем, дело, начатое святым, продолжается. Открываются бесплатные школы для бедных детей, интернаты для бездомных, создаются вечерние школы для взрослых мужчин, программы для христианского просвещения и образования заключенных. Сам святой продолжает обучать учителей, пишет многочисленные труды по педагогике и воспитанию, актуальные и сегодня.
7 апреля 1719 года в Страстную Пятницу в возрасте 67 лет Жан-Батист де Ла Саль умирает в деревне под Руаном. Проститься с ним приезжают тридцать тысяч человек с разных концов Франции, тридцать тысяч живых подтверждений подлинности его призвания, святости, правильности его пути.
24 мая 1900 года папа Лев XIII причислил его к лику святых, а спустя пятьдесят лет папа Пий XII объявил его святым покровителем учителей. Посеянные им семена приносят обильные всходы — спустя всего сто лет после кончины святого во Франции действует уже 441 школа, принадлежащая его братству, где обучаются более 130 тысяч детей. Сегодня же 6000 братьев и 75000 светских сотрудников в более чем 1000 образовательных учреждений, расположенных в 84 странах мира продолжают начатое им дело.
Анна Кудрик