Среди тех, кто, кажется «унаследовал» святость от ближайших родственников — святая Екатерина Шведская или, как её нередко называют на её родине в Швеции Карин Ульфсдоттер, приходящаяся дочерью святой Бригитте, в 2000 г., провозглашённой Папой Иоанном Павлом II покровительницей Европы.
Пожалуй, нет темы, которая вызывала бы такие противоречивые мнения, как тема наследственности. Одни, вопреки сведениям, полученным на уроках биологии в средней школе о том, что наследуются только физические особенности, уверены, что сын жулика, даже усыновлённый в младенчестве вполне порядочной семьёй, непременно покатится по наклонной плоскости, а дочь магазинной воровки при любом воспитании будет красть всё, что не приколочено. Интересно, что относительно возможности унаследовать положительные качества и особые таланты родителей большинство придерживается прямо противоположного мнения, самый категоричный вариант которого звучит как общеизвестное: «На детях гениев природа отдыхает». Но даже если эти утверждения и имеют под собой какую-то почву, то, к счастью для нас, в отношении святости действуют совсем иные законы. История знает немало семей, давших миру нескольких святых и блаженных. И это не удивительно, ведь святость не является ни талантом, ни природным свойством. И так как к святости призван каждый, она способна дать всходы и расцвести везде, в любой семье и в любых условиях.
Среди тех, кто, кажется «унаследовал» святость от ближайших родственников — святая Екатерина Шведская или, как её нередко называют на её родине в Швеции Карин Ульфсдоттер, приходящаяся дочерью святой Бригитте, в 2000 г., провозглашённой Папой Иоанном Павлом II покровительницей Европы.
Карин родилась в 1331 или 1332 г. в семье святой Бригитты и Ульфа Гудмарссона. Она была вторым (по мнению некоторых биографов, четвёртым) ребёнком этой любящей и благочестивой пары. В возрасте семи лет родители отправили её для получения образования в монастырь в Ризеберге. Здесь очень быстро проявилось её очевидное монашеское призвание. Маленькую Карин интересовали только молитва и аскетические практики, в этом она была и похожа и не похожа на свою великую мать. Святая Бригитта была знаменита не только как мистик, автор религиозных сочинений и основательница монашеского ордена, но и как женщина, обладавшая большой житейской мудростью, дававшая советы королю и Папе, разумно управлявшая домом и детьми. Она была счастлива в браке и много лет прожила с мужем в любви и согласии. Карин же не интересовалась миром вовсе, не намерена была выходить замуж и надеялась стать монахиней. Однако, отец девушки настоял на том, чтобы она вернулась домой и вышла замуж за немецкого дворянина Эггарта фон Кюрнена. Карин повела себя как покорная дочь, не стала возражать и настаивать на своём, но, по-видимому, ещё будучи невестой, сумела убедить своего наречённого, человека глубоко религиозного, вместо семьи строить маленькую религиозную общину – нечто вроде домашнего монастыря для двоих. Обвенчавшись, молодые супруги сохранили девственность и посвятили себя совершенствованию в христианских добродетелях и делам милосердия.
В 1349 г. с согласия мужа, Екатерина отправилась вместе со своей овдовевшей матерью в Рим. Вскоре после того, как они прибыли туда, Екатерина получила известие о смерти Эггарта. Смерть мужа глубоко ранила её. По собственным её словам, овдовев, она надолго утратила способность улыбаться. С этого времени она всегда следовала за матерью, помогая ей во всём и подражая ей в аскетическом образе жизни. Не раз она получала предложения выйти замуж, но неизменно отвергала всех искателей. Чтобы не подвергать опасности свою добродетель, она избегала выходить на улицу, одевалась в уродливую и бедную одежду, но, несмотря на это, женихи осаждали её, и она с досадой говорила, что вынуждена сидеть дома, как в клетке. Всё же, нельзя сказать, что она совсем не покидала дома — вместе с матерью они совершили несколько паломничеств по святым местам Италии, в том числе в Ассизи.
В 1372 г. Екатерина и её брат Биргер вместе с матерью совершили паломничество в Святую Землю. В то время это было нелёгкое и опасное путешествие. Не раз обе святые оказывались в трудных, почти неразрешимых ситуациях, выход из которых можно было объяснить только вмешательством Провидения. Вскоре после возвращения святая Бригитта заболела и умерла на руках дочери, ухаживавшей за ней с преданностью и любовью, завещав похоронить себя в Швеции. Временно её погребли в Риме в церкви Святого Лаврентия, но в 1374 г., исполняя желание матери, Екатерина привезла её тело домой и похоронила его в Вальдстене, в монастыре основанном Бригиттой. Она стала первой настоятельницей монастыря, ставшего материнским домом Ордена Бригиттинок, называемого также Орденом Спасителя. Одной из главных забот дочери, стало продолжение дел, начатых матерью. Она позаботилась о том, чтобы монастырь в Вальдстене жил, в точности следуя уставу, написанному Бригиттой. Обитель, как это часто бывало в ту эпоху была парной, объединяющей под управлением одной аббатисы и братьев, и сестёр, которые обязывались жить в бедности, но имели право покупать достаточное количество книг для обучения и молитвы. Впоследствии здесь не только находилась одна из самых обширных и полных библиотек Швеции, но и была создана первая в этой стране книгопечатня. К сожалению, единственная написанная самой святой Екатериной книга, названная ею «Утешение души» дошла до нас только в отрывках.
В последующие годы Карин вновь поехала в Рим, чтобы получить одобрение Папы для Ордена и способствовать канонизации Бригитты. Ей удалось получить благословение Папы Григория XI, а затем и Урбана VI для ордена, но начавшийся процесс канонизации был отсрочен из-за беспорядков, вызванных началом Великой Схизмы. Подобно Екатерине Сиенской, Екатерина Шведская оказывала поддержку Папе, оставаясь в Италии в течение пяти лет. Обе святые, одна со свойственным ей темпераментом, другая со знаменитой северной рассудительностью делали всё возможное, чтобы остановить разделение и восстановить мир. Во многом, благодаря действиям Карин Шведской, скандинавские страны были в числе поддержавших Папу Урбана.
Она вернулась в Швецию с благодарственным письмом Папы. Вскоре после возвращения она заболела и 24 марта 1381 г. умерла. То, что Екатерине не удалось завершить на земле, было сделано ею уже с неба — в 1391 г., через десять лет после смерти Екатерины Ульфсдоттер, Папа Бонифаций IX торжественно причислил её мать Бригитту к лику святых.
В 1484 г. Папа Иннокентий VIII канонизировал Екатерину Шведскую, преданную дочь и ученицу своей матери. Её праздник, отмечавшийся вначале 22 марта, несколько раз переносился на другие дни, но затем был окончательно установлен на 24 марта – день её рождения для неба.
С последним пребыванием Екатерины Шведской в Риме связана легенда о чудесном спасении города от наводнения, угрожавшего жителям из-за вышедшего из берегов Тибра, дарованном по молитвам святой. Этот эпизод изображает одна из фресок в часовне на площади Фарнезе, освящённой в её имя. Здесь, в Вечном городе, где она провела столь значительную часть своей жизни, сегодня покоятся её мощи, перенесённые сюда по распоряжению Папы Иннокентия VIII.
Анна Кудрик