Ей было открыто многое, она вошла в историю как чудотворица и пророчица, но, может быть, главным чудом, не оценённым современниками, была её повседневная жизнь, жизнь настоящей христианки – такая короткая и такая прекрасная.
Приблизительно в 626 г., во времена, позднее получившие в истории наименование «тёмных веков», когда на территории современной Европы, на месте павшей Римской империи, среди крови, войн, разорения, голода и болезней, возникали и укреплялись новые государства, когда вчерашние язычники, вслед за своими королями, основателями новых правящих династий, в массовом порядке принимали христианство, веру, за принадлежность к которой ещё недавно её исповедники расставались с жизнью, и смысл которой не всегда был вполне понятен этим новым христианам, в семье майордома Австразии Пипина I и его супруги Итты, родилась дочь, которой было суждено прославить свою страну и своё время. Родством с ней гордился император Карл Великий, герцоги Брабантские и королевская династия Габсбургов.
Младший ребёнок в семье человека, фактически управлявшего половиной королевства франков и имевшего, возможно, больше власти, чем король, она рано поняла, какой судьбы хочет для себя.
Когда ей было всего десять лет, во время пира, устроенного её отцом в честь короля Дагоберта I, венценосный гость, воспользовавшись моментом, поинтересовался у юной Гертруды не хочет ли она вступить в брак с его сыном. В ответ девушка сказала, что ни за кого из смертных замуж она не выйдет, так как своим женихом выбрала Христа. Вероятно, такой выбор не понравился не только королю, но и отцу Гертруды: некоторые биографы говорят, что ей пришлось даже бежать из дома, скрываясь от гнева отца, но позднее он примирился с решением дочери. В 639 г. после смерти Пипина его вдова основала на унаследованном ей поместье в Нивеле монастырь (как было принято тогда «двойной» — мужской и женский), куда удалилась вместе с двумя дочерьми Гертрудой и Беггой. Мечта Гертруды сбылась: с благословения епископа Аманда, просветителя Бельгии, она принесла монашеские обеты. По желанию матери, оставшейся простой монахиней, в двадцать один год Гертруда стала настоятельницей нового монастыря.
Несмотря на то, что христианство считалось государственной религией франков ещё с того момента, когда в 496 г. король Хлодвиг и его войско приняли крещение от святого Ремигия, нельзя сказать, что Австразия – часть франкского королевства, в которой родилась и жила Гертруда, была в то время вполне христианской. Несмотря на то, что первые христиане появились на этих землях ещё во II веке, а к IV веку здесь уже существовала епархия Тонгра, значительное количество вчерашних язычников, обратившихся в христианство, не понимало сути своей новой религии, нередко относясь к Христу также, как к отвергнутым идолам. Процветали бытовая магия и колдовство. Хроники Раннего Средневековья описывают случаи, когда обыватели, унеся тайком с мессы Причастие, закапывали его на огороде, чтобы уберечь урожай от вредителей или скармливали захворавшей корове. Даже те, кто избрал для себя духовный путь – монашествующие и священство – остро нуждались в просвещении. Именно на VII-VIII вв. пришёлся период по-настоящему массовой христианизации народов, населяющих эти земли. Обучение истинам веры тех, кто в этом нуждался, стало одной из главных забот Гертруды. Опираясь на знания, почёрпнутые из книг и мистический опыт, она неустанно занималась тем, что мы теперь называем катехизацией. Большую часть практических и хозяйственных забот по управлению монастырём она возложила на сведущих в этом предмете братьев и сестер общины, сосредоточившись на посте, созерцательной молитве и обучении истинам веры.
Около 650 г., ещё при жизни Итты, Нивельский монастырь посетили ирландские монахи святой Фоллиан и святой Ультан, пришедшие из Рима с миссией. На землях в Фосе, подаренных им Иттой, они основали монастырь. Братья, пришедшие с миссионерами, приняли деятельное участие в устроении Нивельского монастыря, и, вероятно, благодаря этому, жизнь здесь была организована в соответствии с традициями, принятыми в Ирландии. При жизни Гертруды её и братьев из Фоса связывали крепкие узы духовного родства. Когда в октябре 655 г. на возвращавшегося из Нивельского монастыря в Фос вместе с несколькими братьями святого Фоллиана напали разбойники, Гертруда в видении узнала об их смерти и, отыскав место их гибели, перенесла тела убитых монахов в Нивель, где они и были похоронены в монастырской церкви.
Обитель нуждалась в богослужебных книгах и утвари, и настоятельница отправила в Рим экспедицию, которой обещала молиться о том, чтобы путешествие оказалось безопасным. Посланцы отправились морем. Во время плавания, как повествует биограф святой в сочинении «Добродетели святой Гертруды», морское чудовище напало на корабль и пыталось потопить его, но путники стали молить Гертруду помочь им и чудище скрылось, не причинив судну и людям вреда. В память об этом событии бельгийские и французские моряки, отправляясь в плавание, выпивали «Кубок святой Гертруды» в знак того, что вверяют себя её покровительству.
Сходная традиция – обращаться к заступничеству святой Гертруды для примирения с врагами, выпивая кубок вина в её честь, сложилась благодаря тому, что важной частью её деятельности стала забота о поддержании мира и прекращении междоусобных войн в Австразии. Середина VII в. – время, на которое пришлась земная жизнь святой, была относительно спокойным временем – крупных войн, которые охватывали бы целые народы в это время не велось, но ссоры между сеньорами, мелкие конфликты между отдельными городами или деревнями и даже споры внутри семей нередко приводили к вооружённым столкновениям, во вражду постепенно втягивались новые и новые люди. Именно в этих случаях Гертруда вмешивалась в ситуацию и уговорами, обращением к лучшим душевным качествам и разуму враждующих и горячей молитвой о мире добивалась того, что противоборствующие стороны приходили к согласию, в семьи ссорящихся супругов возвращалась любовь, а дети и родители вновь начинали относиться друг к другу с пониманием и уважением.
На протяжении всей своей недолгой жизни Гертруда молилась о душах, томящихся в Чистилище. Именно их символизируют фигурки мышей и крыс, с которыми её обычно изображают. Благодаря неверному истолкованию этого символа во многих европейских традициях она стала почитаться как заступница от нашествий этих грызунов и даже покровительница кошек. Сегодня такое толкование кажется, может быть, несколько курьёзным, но вспомним о голоде и эпидемиях заразных болезней, которые поражали Средневековую Европу из-за этих, таких маленьких и невинных на первый взгляд, зверьков.
Заботами Гертруды для помощи больным и паломникам, путешествующим к святым местам, были основаны госпитали и странноприимные дома, поэтому она стала считаться покровительницей больных и странников.
Она вела аскетическую жизнь, деля своё время между молитвой и трудом, не сторонясь никакой работы, и к 32 годам, истощив своё здоровье, передала по совету сестёр посох аббатисы своей племяннице Вильфтруде. Спустя год, 16 марта 659 г. она послала в Фосс спросить настоятеля, святого Ультана, о дне своей кончины, и тот ответил ей, что она умрёт на следующий день во время святой мессы. Пророчество сбылось – на следующий день, причастившись во время литургии, святая Гертруда вручила свою душу Небесному Жениху, прослужив Ему в своих ближних, бедных и больных двенадцать лет. Ей было тридцать три года, столько же сколько её Возлюбленному, когда он взошёл на Крест.
Благодаря чудесам (самым впечатляющим из которых было воскрешение мальчика, утонувшего в колодце), начавшимся по заступничеству святой ещё до того, как её тело было погребено, культ святой Гертруды возник сразу же после смерти, и уже в 669 году был установлен день почитания её памяти в Нивельском монастыре.
В каждом времени и в каждой эпохе есть люди, намного опережающие свое время, стоящие над современной им ситуацией, видящие её, принимающие и делающие шаги, которые необходимы для продвижения вперёд, для изменений в лучшую сторону. Святая Гертруда Нивельская была именно таким человеком. В то время, как большинство её современников только вступали на путь осмысления и принятия нового христианского понимания мира, по-детски наивно обращая внимание в первую очередь на чудеса, поражавшие их воображение настолько, что нередко эти чудеса казались им важнее даже истин веры, аббатиса Нивеля просвещала невежественных, лечила больных, кормила голодных, заботилась о бедных, молилась о грешниках. Ей было открыто многое, она вошла в историю как чудотворица и пророчица, но, может быть, главным чудом, не оценённым современниками, была её повседневная жизнь, жизнь настоящей христианки – такая короткая и такая прекрасная.
Анна Кудрик