Во все времена верующий человек находился перед искушением поставить на главное место в жизни иные ценности и забыть о том, что как бы ни были важны и достойны цели, которые он ставит перед собой – от получения образования и обеспечения блага своей семьи до счастья всего человечества, всё же, главное место в жизни христианина должно принадлежать Богу. 28 февраля (в високосные годы 29-го) Церковь вспоминает святого, который успешно решил для себя эту сложную задачу и в условиях, когда для многих его современников священство было только одним из способов выстроить карьеру и достичь высокого положения в обществе, трудился над тем, чтобы приблизиться к Богу и помочь сделать это тем, кто был вверен его попечению.
Святой Освальд, епископ Йоркский, родился в Англии в 20-х годах Х века в знатной датской семье, имевшей разветвлённые родственные связи с представителями власти и Церкви. Повторяя известную английскую поговорку, можно сказать, что Освальд «родился с серебряной ложкой во рту», и с самых юных лет мог рассчитывать на очень благополучную и успешную жизнь. Архиепископ Кентерберийский Ода приходился ему дядей, состоял он в родстве и с архиепископом Йоркским Оскителом. Благодаря заботам своего дяди он получил хорошее образование и ещё молодым человеком был назначен деканом Винчестера. Вероятно, он мог рассчитывать на дальнейшее успешное продвижение на этом поприще и со временем, не прилагая особенных усилий занять видное место в церковной иерархии Англии. В то время, нередкой была практика занятия церковных должностей очень молодыми людьми и даже маленькими мальчиками, причём для этого не обязательно было иметь духовный сан. Главной целью таких назначений было стремление обеспечить члена семьи доходом от церковных земель. Но в случае с Освальдом всё сложилось совсем иначе – молодой человек очень серьёзно отнесся к своим обязанностям. Оказавшись деканом, он счёл, что ему не хватает знаний и опыта для того, чтобы хорошо исполнять свои обязанности и, вероятно, по совету архиепископа Оды избрал местом учения монастырь Флёри во Франции, где находилась одна из известнейших в то время богословских школ, основанная св. Одоном.
Х век вошёл в историю Церкви, как время реформы монастырской жизни. Центром реформы было Клюнийское аббатство, объединившее вокруг себя несколько монастырей, монахи которых стремились жить в строгом соответствии с уставом святого Бенедикта. Аббатство Флёри входило в число этих монастырей. Во Флёри Освальд пробыл до 959 г. и здесь был рукоположен во священника. Один из его биографов говорит, что молодой монах из Англии прекрасно знал литургию (в монастырях, принадлежавших Клюнийской конгрегации, особое внимание уделялось благоговейному и величественному служению литургии), отличался мягким уравновешенным характером и обладал красивым голосом и располагающей внешностью. Рассказывали, что однажды, когда Освальд служил мессу, в храм влетел и стал парить над алтарём прекрасный белый голубь, что было расценено очевидцами, как несомненное чудо. Неизвестно, собирался ли Освальд, закончив обучение во Флёри, вернуться в Англию, или предполагал остаться в монастыре, но в 959 г. его дядя, епископ Кентерберийский просил его возвратиться. Освальд незамедлительно вернулся, но уже не застал дядю в живых.
Ситуация, сложившаяся в поместной Церкви Англии в середине Х века, требовала серьёзных реформ. Монастыри из-за непрерывных военных столкновений, продолжавшихся более века, пришли в упадок, монастырские храмы разрушались, библиотеки были разграблены. Многие обители прекратили существование. Положение усугублялось тем, что крупные землевладельцы, на землях которых располагались монастыри, воспринимали их, как часть своей собственности и постоянно вмешивались во внутренние дела монахов. Некогда вынужденная практика назначения в отсутствие постоянного священника лица, временно замещающего его и потому пользовавшегося правом распоряжаться церковными доходами, привела к злоупотреблениям со стороны знати. Пользуясь тем, что в качестве временного опекуна монастыря мог быть назначен мирянин они, благодаря своему политическому влиянию и военной силе, добивались назначения на эти должности своих родственников, с единственной целью, обеспечить их будущее за счёт монастырских доходов. Разумеется, эти люди не приносили монастырю никакой пользы. В среде белого духовенства также было много нерешённых проблем. Для значительного числа клириков решающим аргументом при выборе жизненного пути было не призвание к священству, а надежда сделать карьеру в Церкви. Из-за этого возникали проблемы нравственного порядка. Многие клирики не считали для себя обязательным следование нравственным нормам и соблюдение внутрицерковной дисциплины. Несмотря на то, что решение об обязательном целибате для священников было принято ещё во время понтификата Папы Григория Великого, заметное количество духовенства имело семьи и вело светскую жизнь.
Вернувшись на родину, Освальд принялся проводить необходимые реформы в духе Клюни, действуя разумно и осторожно. Здесь в Англии он нашёл покровительство и поддержку выдающихся деятелей Церкви епископов Дунстана и Этельвольда, как и он, бывших сторонниками Клюнийской реформы. В 961 г. он был хиротонисан во епископа Вустера и основал здесь монастырь Пресвятой Девы Марии, жизнь в котором основывалась на строгом соблюдении устава святого Бенедикта. В течение нескольких лет он восстановил монастырь в Олбани и основал монастырь в Уэстбери-на-Триме. В 971 г. его попечением начинается строительство монастыря в Рамси, ставшего любимым детищем епископа. За годы епископства святым Освальдом были основаны или возрождены многие монастыри, в том числе в Уинчкомбе, в Першоре, в Ивешеме, но монастырь в Рамси, всегда оставался его любимой обителью и предметом постоянной отеческой заботы. Стремясь к тому, чтобы монахи получали должное образование, он пригласил сюда выдающегося теолога Аббона Флёрийского, приобретал книги для монастырской библиотеки и гобелены для украшения монастырского храма.
В 970 году был принят документ Regularis Concordia, регулирующий монашескую жизнь Англии, в создании которого святой Освальд принимал деятельное участие.
Его всегда отличала кротость и способность решать многие трудные и противоречивые задачи мирным путём. В то время, как многие современные ему церковные иерархи в духе того воинственного времени яростно обличали женатое духовенство и волевым решением в один день заменяли его монахами, святой действовал взвешено и благоразумно, стараясь дать виновным время и возможность раскаяться. Когда понадобилось устранить женатых клириков из кафедрального собора в Вустере, он не стал торопиться. Рядом с кафедральным собором была открыта церковь, где служили монашествующие. Красота их богослужений и пример строгой и нравственной жизни сделали новую церковь чрезвычайно популярной среди горожан. Пример монахов постепенно подействовал и на клириков кафедрального собора, часть из которых возгорелась желанием подражать монахам и вступила в их общину. Другие же оставили священство. Через некоторое время кафедральный собор был передан на попечение монахов.
В 972 г. Освальд стал архиепископом Йорка, но, с особого разрешения Папы, продолжал оставаться и епископом Вустера. Управление сразу двумя епархиями было непростым делом, особенно в эпоху Средневековья, когда письма доставлялись скороходами, а поездка из одного города в другой занимала несколько дней, но благодаря энергичному и деятельному характеру святому это удавалось. Он часто посещал приходы и монастыри двух своих епархий, заботился не только о духовных, но и о житейских нуждах своей паствы.
28 (по другим источникам 29 февраля) 992 г. архиепископ Освальд Йоркский, омыв ноги двенадцати нищим, как он делал всегда во время Великого Поста, отошёл ко Христу. Весть о его смерти собрала у его смертного одра множество жителей Вустера, оплакивавших своего епископа, которого ещё при жизни, за кротость, доброту, молитвенный дух и великодушие они считали святым. Его похоронили в крипте Вустерского собора, где так часто его видели молящимся, и в то время, как похоронная процессия сопровождала тело святого к месту погребения, над ней парил белый голубь.
Чудеса, явленные вскоре после смерти архиепископа на его могиле показали, что его духовные дети не ошибались, считая его святым, а благодаря появившемуся жизнеописанию святого Освальда составленному анонимным автором его почитание быстро распространилось по всей Англии и за её пределами. Сегодня этот святой, так много сделавший для возрождения монашеской жизни в Англии, почитается как Восточной, так и Западной Церковью.
Анна Кудрик