Часто, когда речь заходит о святых, а особенно о мучениках, мы представляем себе далёкие, почти «сказочные» времена, когда первых христиан бросали на растерзание диким зверям, или поджаривали на медленном огне, вынуждая отказаться от своей веры. Нам кажется, что в наше время, христианство не требует свидетельства кровью, и когда недавно Папа Бенедикт XVI назвал христианство самой преследуемой религией, у многих это вызвало удивление.
17 февраля Церковь отмечает память блаженного Антония Лещевича, мученика, пострадавшего за Христа совсем недавно, в 1943 году.
Антоний Лещевич родился 30 сентября 1890 года в местечке Абрамовщина Виленской губернии в семье Яна Лещевича и Каролины Садовской. Когда мальчику исполнилось 11 лет, его дядя со стороны отца Георгий Лещевич увёз его в Петербург, где мальчик поступил в гимназию при церкви Святой Екатерины Александрийской. Один из биографов будущего блаженного пишет, что его стремление к священству было настолько очевидным, что он был принят на подготовительный курс Санкт-Петербургской Духовной Семинарии ещё до окончания полного гимназического курса.
3 апреля 1914 года Антоний Лещевич был рукоположен в пресвитеры. Сразу после рукоположения молодой священник был направлен в Иркутск викарным священником, а через год переведён в Читу в приход Святых Апостолов Петра и Павла. Храм этот существует и сейчас, теперь он принадлежит Русской Православной Церкви.
В 1917 году молодого энергичного священника переводят в Харбин. Здесь он преподаёт латинский язык и религию в нескольких польских школах и в польской гимназии им. Генрика Сенкевича. За время службы в Харбине стараниями о. Антония здесь строится новая церковь, открываются приют и школа для детей неимущих. Здесь, в Харбине в 1928 году он знакомится с недавно прибывшими в Китай отцами-марианами, и постепенно в нём возникает и крепнет желание вступить в этот орден. Новициат он проходит в Польше и 13 июня 1939 года приносит первые монашеские обеты.
В 1941 году, когда вся Восточная Европа уже охвачена войной, о. Антония Лещевича назначают настоятелем прихода Святой Троицы в местечке Росица в Белоруссии. Исполняя свои обязанности, он много ездит по окрестным деревням, поддерживая и опекая тех, кто нуждается в его помощи и пастырской заботе. Окрестные жители отчаянно сопротивляются оккупантам, растёт партизанское движение, и вскоре вокруг Росицы образуется территория, находящаяся практически полностью под контролем партизан. Зимой 1942 года немецкое командование начинает готовить карательную операцию, которой цинично присваивает кодовое название «Зимнее волшебство». Цель — создать в партизанском крае мёртвую зону, протяжённостью в сорок километров, уничтожив для этого все населённые пункты и всех жителей. Незадолго до начала операции о. Антония несколько раз предупреждают, что лучше бы священникам и монахиням-евхаристкам, несущим служение в Росице уехать в безопасное место. В ответ на это предупреждение священник говорит: «Разве может пастух бросить своих овец?» Отцы-мариане — Антоний Лещевич и Георгий Кашира и сёстры решают остаться с прихожанами.
16 февраля 1943 года, как рассказывает сестра-евхаристка Ядвига Виршуто, рано утром под звон набатного колокола немцы начали сгонять жителей Росицы и близлежащих деревень в самое большое здание — католическую церковь. Здесь они проводили селекцию — тех, кто был поздоровее и помоложе, — в концлагерь, тех, кто слаб, мал или болен, преимущественно стариков и матерей с маленькими детьми — уводили, загоняли в хлев или в сарай, обливали бензином и сжигали живыми. Тех, кто пытался спастись из огня, расстреливали. Сестра вспоминает, что в церкви стояли стон и плач, весь день и всю ночь о. Антоний исповедовал, причащал, ободрял, утешал, крестил и венчал тех, кто просил об этом. Чудом ему удалось уговорить немцев освободить монахинь и нескольких жителей деревни, сам же он остался с обречёнными на смерть. 17 февраля, около 16 часов о. Антоний зашёл в приходской дом, простился с сёстрами, благословил их, попросил о молитве и вернулся назад, к тем, кто ожидал своей участи. Прощаясь, он был спокоен, даже радостен, и улыбался. Каратели предлагали ему уйти, но он предпочёл остаться. Проведя очередную селекцию, фашисты велели священнику присоединиться к тем, кто должен был ехать в лагерь, но он поцеловал пол перед алтарём в храме, взял процессионный крест и встал в колонну смертников. «До свидания на небе, дорогие дети, — сказал он, обращаясь к своим прихожанам, — одно мгновение, и нас ждёт вечная жизнь».
На следующий день, 18 февраля, добровольно пошёл на смерть второй священник из Росицы, Георгий Кашира. Оба священника были причислены к лику блаженных Папой Иоанном Павлом II 13 июня 1999 года в числе 108 мучеников II мировой войны.
Через огонь и смерть 1528 мирных жителей Росицы вместе со своими пастырями вошли в вечность.
И сегодня мы можем пройти по тем местам в Петербурге, которые так или иначе связаны с Антонием Лещевичем — мальчиком, подростком, семинаристом: также стоит на Невском проспекте, чуть отступая от красной линии церковь Святой Екатерины, которую он посещал гимназистом, сохранилось и здание гимназии. Пересекает Невский проспект река Фонтанка, по набережной которой можно дойти до Польского сада, где вместе с другими семинаристами гулял семинарист Лещевич, ещё не знавший, что ему предстоят двадцать лет миссионерского служения в Китае, монашество и мученический венец.
Анна Кудрик