Дневник паломника в Никею. Часть 1

О епархиальном паломничестве в Турцию, приуроченном к визиту Святейшего Отца Льва XIV, рассказывает его участница Марина Клейн.

*   *   *

В среду, 26 ноября, мы прибыли в Стамбул, который встретил нас теплой погодой. Сил осталось только на молитву и небольшую прогулку по окрестностям отеля. Зато было достаточно времени, чтобы набраться сил перед первым полноценным днем паломничества.

Четверг 27 ноября мы начали с Мессы в Церкви Успения Пресвятой Богородицы, построенной в 1858 году и окормляемой отцами августинцами Успения. Она примечательна еще и тем, что находится в том же районе, где в 451 году проходил Халкидонский собор.

Потом мы отправились из Стамбула в Никею — сейчас это город Изник, стоящий на берегу одноименного озера. Именно здесь проходил Первый Никейский собор — значимое событие в истории Церкви, первый из Вселенских соборов, — и в этом паломничестве мы отмечаем его 1700-летие. На Первом Никейском соборе была осуждена арианская ересь, утверждавшая, что Сын был сотворен Отцом, и потому не совечен Ему. Церковь отвергла это утверждение и расширила Символ веры, чтобы закрепить истинное учение. Также на соборе было определено время празднования Пасхи.

К сожалению, базилика, где проходил собор, много веков была затоплена водой — ее поглотило озеро. Однако климат меняется, вода отступает от берега, и недавно она обнажила ту самую базилику. Конечно, от нее остались лишь руины, но при взгляде на них сердце бьется быстрее. Здесь мы молились о единстве Церкви, а уже завтра сюда приедет Папа Лев, чтобы служить на этом месте Святую Мессу.

Затем мы отправились к старым городским стенам Никеи, где тоже совершили молитву, закончив ее чтением Символа веры, а после отправились в «Малую Айю Софию» — некогда Собор святой Софии, где в 787 году проходил Второй Никейский собор, принявший догмат об иконопочитании, а также — временно — здесь было место коронации императора. Долгое время считалось, что собор был построен в VI-VII веках, однако потом были найдены руины, подтвердившие, что его возвели на месте другой церкви, которая датируется IV веком. Сейчас это мечеть, но внутри можно увидеть свидетельства прошлого: остатки фресок и мозаик.

В этот день мы видели много разрушенного, и, конечно, это вызывало чувство скорби. Но в ответ на это душа отзывалась воспоминанием об утренней проповеди о. Вячеслава Горохова: он говорил о разрушенном Иерусалимском храме и о том, что настоящее обиталище Бога — это мы сами. И хотя храмы безусловно важны, куда важнее плоды, которые мы приносим.

Закончили этот день чтением Венчика Божьему Милосердию и пением. Слава Богу за все!

Текст: Марина Клейн

Благодарим всех членов группы за предоставленные фото