Возлюбленные во Христе братья и сестры!
Сегодняшняя литургия слова призывает нас к молитве, настойчивости и упованию на Бога. Это три ключевых слова, которые сегодня Господь нам вновь дает для того, чтобы наполнить нас Своей силой, дать нам новый свет и помочь продолжать в радости наше паломничество длинною в жизнь. В нем очень много разных моментов и периодов, которые мы можем в той или иной степени назвать малыми паломничествами, то есть особым опытом приближения к святому, когда отходят на второй план наши повседневные заботы. Из маленьких паломничеств и складывается наше великое паломничество, паломничество в Царство Небесное, которое мы называем жизненным путем.
Господь даровал нам Юбилейный год, год надежды, чтобы мы вновь осознали себя именно паломниками надежды, которые вместе следуют к святилищу, вместе стремятся приблизиться к Богу.
В этом пути – не легком, не простом и не коротком – конечно же, каждому человеку и нам всем вместе необходима помощь от Господа. Собственных сил, собственной мудрости, знаний, способностей – всего этого будет недостаточно, потому что мы люди слабые и ограниченные. Но Господь дает нам Свою благодать, без которой спасение невозможно, а с которой, и благодаря которой, мы можем уже сейчас радоваться с упованием, уверенностью, что Господь дарует нам спасение. Он восполняет всё, в чём мы нуждаемся, всё, чего у нас нет, чтобы наш путь имел смысл, чтобы у нас была возможность достичь цели и обрести радость вечную, жизнь вечную.
На этом пути Господь даёт нам постоянно помощь и подсказки. Такими именно подсказками сегодня являются три слова: молитва, настойчивость и упование.
Молитва – это беседа с Господом, разговор со Всевышним. Это встреча двух личностей: маленькой, несовершенной, но неповторимой личности, которой является каждый человек (маленькое «я»), и большого «Я», Самого Господа, Личности, Живого, Вечного, Великого, Безграничного, Который хочет этой встречи, этого общения и дает для нее возможность.
Если мы будем смотреть на молитву именно как на разговор, как на общение с Господом, то будем непрестанно открывать ее как источник света, мудрости, радости и жизнеспособности. Тогда мы не будем жаловаться (хотя бы внутри себя самих), что молитва – это тяжело, или что это некое обязательное вычитывание каких-то канонов, больших или маленьких, утром или вечером. Мы будем чувствовать, мы будем знать, что молитва – это ценное время общения с Господом: и тогда, когда мы молимся в тишине своего сердца, в одиночестве, наедине с Господом, и тогда, когда собираемся для молитвы вместе, когда эта молитва звучит от нас, как едиными устами.
Ученики Христовы просят Господа, чтобы Он научил их именно такой молитве, которая бы отличала их, которая была частью их тождественности. И получают апостолы, а вместе с ними и мы, слова молитвы Господней «Отче наш». Это та основная молитва всех христиан, которую мы можем назвать молитвой совершенной. Эта молитва звучит много раз в течение дня из уст каждого верующего, и в голове, и в сердце каждого верующего. И также она звучит и всякий раз, когда мы собираемся вместе. Когда мы ощущаем, осознаем себя народом, собранным воедино, учениками Христовыми, которые составляют единый народ, собранный Христом, в любви. Это огромная глубина. Это огромное сокровище, которое мы постоянно открываем. Мы призваны к тому, чтобы открывать его глубже и глубже, чтобы жить им всё больше и больше.
Молитва может нам казаться тем, что рассказывает Богу о нас, что помогает нам выразить собственные потребности и нужды. Но если посмотрим на молитву «Отче наш», то увидим, что всё не совсем так. И что в нашей молитве, в наших отношениях с Господом, речь не идёт только о том, чтобы высказать свои мысли, чуть-чуть прислушаться к тому, что хочет сказать Господь, и быть уверенными, что Он сразу всё исполнит, сработает, как некая волшебная палочка (или как в русских сказках – «по щучьему велению, по моему хотению»). Но ведь часто бывает так, что человек попросил, помолился, жертву совершил духовную или материальную, и ждет, что через пять минут все изменится, все получится. А тут выходит, что просьба его как бы и не услышана. Всё идёт по-прежнему, и не самым лучшим образом. Возникает искушение разочарования. Человек машет рукой на молитвы, на Бога, на свои мечты, обижается, чувствует себя и становится глубоко несчастным. Поэтому Господь говорит не только о молитве, которой должна наполняться жизнь каждого верующего, но и о настойчивости.
Такой пример дается нам сегодня в первом чтении. В разговоре с Богом Авраам настойчив, он торгуется с Господом. При этом он просит не о себе лично – он просит о милосердии, о пощаде для города, населенного грешными людьми и заслуживавшего наказания. Авраам очень настойчив и отчасти даже дерзок. Но для нас это хороший пример. В нашей молитве, да и вообще в своих устремлениях, нам следует быть настойчивыми. Об этом говорит и Иисус в сегодняшнем Евангелии.
Так устроена жизнь, что не все мы получаем сразу, быстро, непосредственно. Хотя, конечно, в современных обстоятельствах мы все больше привыкаем, особенно в больших городах, к тому, что всё происходит быстро и легко. Достаточно написать одно слово, и ты получишь неисчерпаемую готовую информацию, из которой можешь выбирать все, что тебе нравится. Достаточно кликнуть один раз, и тебе придет заказ, прямо домой. Достаточно спуститься в метро, и через полторы минуты придет электричка и ты успеешь вовремя добраться, куда надо.
А когда что-то идёт не так, мы теряем терпение. Мы рискуем разочароваться, опустить руки и замкнуться в самих себе. Это печальное явление и оно достаточно опасно.
Сколько людей, в том числе и в нашей Церкви, которые посещали этот собор и другие храмы нашей епархии, приходили с радостью, с человеческой надеждой, что «вот теперь они всё открыли, теперь всё будет хорошо, легко, всё поменяется быстро и сразу, надо только помолиться», не получая желаемого, они разочаровывались и уходили. Уходили не только из церковной общины, но также отдалялись от Бога. А многие, к сожалению, и вообще в жизни теряли себя. Очень важно, чтобы не попасть в такую ситуацию, не только молиться, но и учиться быть настойчивыми.
Помните, что для того, чтобы получить дар, надо попросить. Для того, чтобы добиться, нужно постараться. И что часто для достижения цели необходимо терпение, труд и время. Не будем пытаться перескакивать через это. Не будем претендовать ни в жизни, ни в молитве в частности, на то, чтобы Господь давал нам всё и сразу. Будем просить о том, чтобы Господь давал нам стойкость, постоянство. Будем сами к себе требовательны и достаточно настойчивы. Вот тогда мы можем сказать, что действительно слышим то, что сегодня говорит нам Господь.
Наконец, доверие. Чтобы наша настойчивость не становилась назойливостью, претенциозностью, важно доверять. Не все люди заслуживают доверия, далеко не все его оправдывают. Но Господь Бог в высшей степени верен, и поэтому Он не просто заслуживает – Он является источником нашего доверия, упования, нашей надеждой. Он учит нас и тому, что можно доверять, и тому, чтобы мы были достойны доверия со стороны других людей.
Господь через доверие к Нему учит нас открывать Его доброту, Его щедрость, и также помогает нам быть более добрыми и щедрыми. Делиться с другими людьми тем, в чем они нуждаются, помогать им обретать новую надежду, новые силы, давать им поддержку и помогать открывать молитву, открывать необходимость настойчивости и доверия.
Это сегодня получает наша молодёжь в наставление, как один из плодов или задатков будущих плодов того паломничества, которое совершили сюда, в Москву, молодые люди из разных приходов нашего Архиепархии. Дорогая молодежь, пусть этот опыт будет для вас ценным уроком и возможностью с радостью продолжать свой жизненный и христианский путь в вере, надежде и любви.
Папа Лев, когда обращался недавно к молодёжи, напоминал о двух вещах. Первая – молодёжь должна стремиться быть светильниками надежды. Вы получаете надежду от Христа. Ту надежду, которую мир не может дать, Господь даёт вам. В ваших вопросах, в ваших исканиях, в ваших силах молодости, в ваших перспективах принимайте этот свет надежды с благодарностью. Он даёт его вам не только для того, чтобы вы им пользовались, но для того, чтобы также им щедро делились, чтобы этот свет светил и другим. И второе – Папа призывает молодёжь подражать молодому Христу. Каждый христианин признан подражать Христу. Это смысл нашей христианской жизни. Но, может быть, стоит тоже задуматься каждому из вас в своем сердце, что может означать и как может конкретно выражаться ваше подражание молодому Христу. Уверен, что Господь осветит вас, даст вам подсказки, и если вы будете настойчивы, доверчивы, если вас будет сопровождать молитва, то все сложится по Божьей воле прекрасно.
Еще один символический момент – то, что это паломничество молодежи завершается в тот день, когда Церковь празднует Всемирный день бабушек, дедушек и пожилых людей.
Для всех нас это возможность ещё раз осознать и поблагодарить Господа и наше старшее поколение за ту мудрость, которую они дают нам, за безответную любовь, за терпение. И также это возможность осознать ценность связи поколений, которая, к сожалению, зачастую утрачивается, но которая вполне возможна.
Как знак нашей благодарности вспомним сегодня о наших бабушках, дедушках, обратим внимание на пожилых людей для того, чтобы помолиться о них, проявить свою заботу, любовь, память об усопших и близость к живым.
Пусть Господь нас вдохновляет, пусть ведет нас, и пусть девиз сегодняшнего дня бабушек, дедушек и пожилых людей будет живым словом для всех нас: «Блажен, кто сохранил надежду». Пусть эта надежда, которой наполняет нас Господь в каждый момент нашей жизни, будет нам ярким светильником, ведущим ко спасению. Аминь.
27 июля 2025 г.
Фото: Ольга Дубягина

