«Святой Дух – это Дух, созидающий единство». Воскресная проповедь Архиепископа

Дорогие братья и сестры!

В сегодняшних чтениях мы слышим о Святом Духе как об основополагающем моменте в истории Церкви. Апостол Павел, начиная серьезные размышления о третьем Лице Пресвятой Троицы, говорит, что это главный герой всего: главный герой истории, главный герой сотворения и главный герой истории Спасения. О нем мы всегда слышим в связи с человеком, в связи с историей. Особенность отрывка, который мы слышали сегодня, – в том, что возможно различить дары Святого Духа по мере того, как они приносят пользу.

В чем заключается польза, которую дает всем нам Дух Святой? Она заключается в том, чтобы созидать. Дух Святой – это тот, Кто созидает, и созидает для вечности. Сотворенное Духом Святым остается вечно. Действие Святого Духа в истории – это вершина проявления вмешательства Бога в историю. Его действие означает, что Бог никогда не оставляет Свое сотворение.

Каковы главные плоды Даров Святого Духа? В сегодняшнем чтении указаны некоторые из них. Главные плоды – это прежде всего единство и мир. Мир, о котором мы просили во вступительной молитве сегодняшней Святой Мессы. Единство – это то, чего человек, народы, в том числе, власть имеющие, ищут. Это то, что находится в глубине сердца человека. Мы все стремимся к единству и к единому началу. Однако наш повседневный опыт говорит нам, что нам это не удается. И когда в какие-то редкие моменты нам все же удается сохранять единство, мы чувствуем, как это непросто, и всегда может что-то случиться, и это единство будет разрушено. Дух Святой – это Тот, Который постоянно воссоединяет во Христе, Тот, Кто постоянно строит и созидает это единство. Однако то, что созидает Дух Святой, остается для вечности, и даже если мы по нашей глупости разрушаем единство, которое Дух Святой созидает, мы не можем разрушить его до конца.

С одной стороны, это утешает, с другой – говорит о нашей ответственности: если мы не участвуем в этом созидании, то мы не наслаждаемся плодами Духа Святого, которые уже сейчас даны нам, и даны в изобилии. Удивительно, что если исходить из первого чтения и Евангелия, мы видим, что это единство не что-то статичное, а абсолютно динамичное. Чтобы показать эту динамичность, пророк Исаия и Евангелист Иоанн прибегают к определенному способу выражения отношений Бога с человеком, отношений Бога со Своим народом, отношений Бога со всей историей, а также отношений между люди, между человеком и общиной. Еще удивительнее, что, если мы внимательно слушали эти чтения, пророк Исаия и апостол Иоанн определяют эти отношения как брачный союз.

Меня всегда поражает, что Апостол Иоанн в этом Евангелии представляет всю деятельность Бога именно как брачный союз. Но надо сказать, что вся история Спасения, все Священное Писание начинается и заканчивается этим брачным союзом. Это означает, что это главный способ, избранный Богом для выражения Своих отношений с человеком, с историей и Своим народом. Что это означает для нас? Прежде всего, это говорит нам, что эти отношения – это отношения любви. Бог смиряется, становясь одним из нас, спускаясь на наш уровень (о чем мы много размышляли в рождественский период), но эти отношения во взаимной любви, это смирение, как мы его созерцаем в Рождестве Бога, продолжались и продолжаются как верность и сохранение единства, как постоянное предложение со стороны Бога того, что выгодно для человека.

Дорогие братья и сестры, вчера началась неделя молитв о единстве христиан, мы не очень много об это размышляем, может быть, потому что видим, как сложно сохранять единство. Но главный наш «грех» – это то, что мы не доверяем Святому Духу нашу жизнь и наши дела. Наша беда в том, что мы как будто воспринимаем себя вне отношений с Богом, иными словами, мы отклоняем предложение любви, которое Господь Бог делает нам.

Пусть это время поможет нам размышлять об этом великом даре, об этом даре любви, который нам так необходим, об этом даре, который нужен для нашей земной жизни, даре, который нужен нам каждый день, чтобы снова и снова начинать. Аминь.

19 января 2024 г.

Фото: Ольга Дубягина