14 декабря в храме Святого Адальберта состоялась заупокойная Месса и погребение монсеньора Петра Фидермака, миссионера из Словакии, 28 лет своего служения посвятившего Церкви в России.
Проститься со священником приехали его родные — сестра и племянник, священники, монашествующие и прихожане из приходов Калининградской области, а также из Словакии, Беларуси и Азербайджана, где отец Петр, как и повсюду, где он служил, строил дома молитвы и сердечные человеческие отношения ради Царства.
Заупокойную Святую Мессу в храме Святого Адальберта возглавил Архиепископ Павел Пецци в сослужении с епископом Николаем Дубининым. В своей проповеди владыка Павел сказал: «Мы созданы для жизни, для того, чтобы оставаться навсегда вместе. Мы встречаемся не для того, чтобы сказать «до свидания». Даже находясь на расстоянии, даже прощаясь, как сегодня, мы всегда остаемся вместе. Потому что это общение не зависит от наших усилий, наших способностей. Это общение во Христе, эти отношения ничего не может разрушить. Эти отношения остаются вечными. <…> Наш Петр принадлежал общине Фоколяров, для которой общение, единство, дружба — это не далекий идеал, а конкретный ежедневный опыт, то, к чему они стремятся. И для отца Петра это было существенно важно. Он изливал эту дружбу на всех, кого встречал. Дорогой Петр, продолжай сопровождать нас своими молитвами, чтобы в нас умножились вера и надежда, чтобы мы уже сейчас могли почувствовать утешительное объятие Христа».
В ходе прощания прозвучали соболезнования от монс. Франтишека Трстенского, епископа Спиша, родной епархии отца Петра в Словакии, который, в частности, отметил его роль как ученого и воспитателя — он помнит, как семинаристом слушал его отмеченные особой открытостью лекции по социологии. Епископ Трстенский процитировал слова, когда-то сказанные отцу Петру кардиналом Йозефом Томко: «Миссионеры не возвращаются домой — миссионеры умирают на миссии». Отец Петр Фидермак исполнил этот наказ вполне буквально всей своей жизнью: везде, где он служил, он делал это «до конца», с полной самоотдачей.
Об этом также говорилось и в соболезнованиях от епископа Кирилла Климовича из епархии Святого Иосифа в Иркутске, которого представлял его генеральный викарий о. Владимир Сек, епископа Ежи Мазура из епархии Элк в Польше, в прошлом ординария той же епархии в Иркутске, епископа Аделио Дель Оро и духовенства и верующих из Караганды. Все они вспоминали отца Петра не только как священника деятельного, но и необыкновенно открытого, всегда доступного для общения со всеми, кто нуждался в нем. Вступивший в молодости в движение Фоколяров, он много сделал для популяризации этой духовности в России и других странах.
Свои соболезнования также высказал присутствовавший на Святой Мессе митрополит Балтийский и Светлогорский Серафим, Патриарший наместник Калининградской митрополии. Он напомнил верующим, что священник, который за долгие годы проводил стольких людей в вечность и утешал так многих в их горе, сегодня сам нуждается в молитвах верующих.
Вспомогательный епископ Николай Дубинин отметил ещё одно важное измерение призывания отца Петра — он был созидателем, строителем: «Речь не идет сейчас о том, сколько храмов и строений он построил в своей жизни, хотя мы надеемся, что они многие десятилетия и века будут немыми свидетелями этого труда для других людей, других поколений. Но, на самом деле, он был созидателем и строителем человеческого общения и общения в Боге. Он притягивал к себе многих людей своей улыбкой, своей простотой, своим характером, своим стремлением делиться и также своей глубокой верой в воскресшего Христа».
И, конечно, отец Петр останется в наших сердцах выдающимся миссионером, ведь, как заметил епископ Николай, плоды его труда уже принесли «прекрасный духовный урожай, который дал Господь, и дает через о. Петра, как Своего верного служителя. Но этот урожай еще не полон, поскольку о. Петр сеял щедро, и семена добра, которые он посеял, еще дают и будут давать всходы и приносить обильные плоды».
В соответствии с пожеланием отца Петра быть похороненным там, где его застанет смерть, он обрел свое последнее земное пристанище у стен храма Святого Адальберта рядом с могилой его первого настоятеля монс. Ежи Стецкевичем.
Информационная служба Архиепархии