Дорогие братья и сестры!
Эпизод сегодняшнего Евангелия из жизни Иисуса, о котором нам повествует евангелист Марк, является поворотным моментом в Его жизни. Как сообщает нам Марк, Иисус начал учить Своих учеников, что Сын Человеческий будет предан в руки человеческие и будет убит. Но это не будет последним словом, потому что Он в третий день воскреснет.
Иисус впервые говорит об этом. До этого момента Он старался привести к обращению народ. Надо сказать, что с некоторыми это получилось, и они последовали за Ним. Однако имеющие власть и также иностранцы, то есть, кто не принадлежал к израильскому народу не обращаются, кроме редких случаев. И тогда у Иисуса рождает осознание того, что для того, чтобы спасти Свой народ, но прежде всего, тех избранных, а затем и весь народ, а потом и все народы мира, Ему нужно быть убитым. Ему нужно отдать Свою жизнь. Он также уверен, что Его смерть принесет плод – плод спасения всего мира. В другом месте Евангелия мы слышим, как Он говорит, что Он послан Отцом не для того, чтобы осудить мир, а для того, чтобы спасти мир. Иными словами, вынести полное и окончательное суждение о мире, а не осуждение мира.
В чем же заключается это суждение о мире? Или, другими словами, в чем заключается спасение мира? Мы на это ответили вступительной молитвой к этой Святой Мессе. Спасение заключается в любви к Богу и к ближнему. Но тогда необходимо понять, что Воскресение Христа не ставит точку, это не конец жизни или истории. Спасение не заключает в себе уничтожение всего, но спасение уже начинается в истории. Потому что вечная жизнь – это не жизнь в раю, это истинная подлинная жизнь во Христе. Это жизнь, которая началась в истории после Воскресения.
Надо сказать, что апостолы не понимали глубокого смысла слов Иисуса. Они еще размышляли по-светски, но они прекрасно понимали, что скоро наступит конец жизни Иисуса. И, идя по дороге, они затеяли спор, кто должен стать их вождем после смерти Иисуса. И конечно, потом им было стыдно. Стыдно оттого, что говорили о власти, которую можно приобрести после смерти человека, который еще жив. Но Иисус не останавливается на этом постыдном моменте, Он не объясняет смысла сказанного, но дает им ориентир к его пониманию.
Этот ориентир – это простота сердца, как у ребенка. Ребенок прост, он говорит «да» или «нет», ребенок еще не умеет лгать. И даже когда он лжет, это видно по его лицу. И в том, как действует Иисус, мы видим проявление нежности и любви к апостолам, а потому им стыдно. Но Иисус видит глубину человека. Это очень поучительно для нас, как часто мы, может быть, и не занимаем ту «ужасную» позицию, о которой говорит в своем Послании апостол Иаков, но раздоры и разделения присутствуют и среди нас: в наших семьях, в наших общинах. Иаков, как мы слышали сегодня, вслед за Иисусом показывает направление нашего движения – быть честными, быть простыми, иначе мы осложняем все, вплоть до содержания молитвы.
Молитва по сути – это прошение, обращенное к Богу. Прошение с полной уверенностью, что Он даст нам все, как говорил Сам Иисус. Но Иаков говорит, то вы путаетесь даже в вашем прошении, просите плохо, потому что не умеете просить того, что доброе для вас и для других, и это из-за того, что между вами царствует логика разделения, то есть логика власти.
Дорогие братья и сестры, на самом деле, быть простыми сердцем – это не сложно. Необходимо только хотя бы чуть-чуть быть искренним перед собой и перед Богом, сказав ему: «Господи, да, я такой, но Ты можешь обновить меня». Вспомним того человека, который говорил Иисусу: «Я не достоин, чтобы Ты вошел под кров мой, но Тебе достаточно сказать одно слово, и я буду исцелен». Мы это повторяем перед Причастием каждый раз, когда участвуем в Святой Мессе: «Господи, я не достоин Твоей любви, я не достоин всего того, что Ты даешь мне, я признаю это, но Тебе достаточно одного слова, и моя жизнь будет изменена, моя жизнь приобретет ту простоту сердца, которая есть самое главное, что мне нужно, чтобы жить, и быть счастливыми в истории». Аминь.
22 сентября 2024 г.
Фото: Ольга Дубягина