В среду, 17 января, в Москве прошла первая в этом календарном году пастырская встреча духовенства, монашествующих и сотрудников-мирян Центрального региона Архиепархии с Архиепископом Павлом Пецци. Её участники начали работу над сводным отчетом XVI Очередной генеральной ассамблеи Синода епископов, прошедшей в Риме 4–29 октября 2023 года.
Материалы для работы подготовили члены епархиальной Синодальной группы на основе первой части данного документа под названием «Лицо синодальной Церкви». Они представляют собой резюме первых семи глав документа и вопросы для распознавания по разным темам, связанным с этой частью. Материалы были заранее разосланы участникам встречи для личной работы, а в рамках самой пастырской встречи у участников была возможность ещё раз обдумать тот опыт, которым они хотели бы поделиться в связи с этими вопросами, во время совместного поклонения Пресвятым Дарам.
После Святой Мессы, открывающей пастырскую встречу, перед выставлением Пресвятых Даров, отец Кирилл Горбунов, один из руководителей епархиальной Синодальной группы, сделал краткое духовное введение к предстоящей работе.
Отец Кирилл обратился Евангельскому тексту дня об исцелении в субботу (Мк 3, 1-6), отметив, что в логике любви соблюдение Закона должно стоять ниже спасения человека, однако, зачастую нам трудно распознать эту иерархию истин и следовать ей. Христос же в данном евангельском отрывке восстанавливает её, ставя в центр человека, больного, страдающего, нуждающегося в спасении. Также отец Кирилл обратил внимание на людей, которые молчат в ответ на вопросы Иисуса, и пригласил подумать, как часто мы поступаем так же: когда у нас есть возможность прямо говорить о проблемах и ошибках, мы часто не рискуем вступить в диалог, зато потом, в частной сфере, нам есть что сказать против другого. «В этом отрывке — вся суть состояния мира после грехопадения», — сказал священник. — «Это мир с нарушенной коммуникацией». В то время как человек сотворен по подобию Бога-Троицы, для общения. Отец Кирилл заметил, что восстановление этого общения происходит через покаяние и обращение. И подлинность этого обращения мы видим в том, как мы общаемся с другими людьми, в том числе — в Церкви.
В глобальном смысле можно сказать, что целью данного Синода является восстановление церковного общения. Мы все приглашены к подлинному диалогу, в котором можно говорить и слушать свободно и искренне, поднимая самые трудные вопросы. «Синодальная Церковь — это Церковь слушающая. В этих обсуждениях мы большую часть времени слушаем, а не говорим. И в этом мы следуем примеру того, как Сам Христос слушал людей, которых встречал», — заключил священник.
После совместного поклонения Пресвятым Дарам в тишине храма, когда у каждого было время для индивидуального размышления над вопросами первой части сводного отчета, участники встречи продолжили работу в малых группах в здании курии. Следуя методу духовной беседы, предложенному для всех этапов работы Синода, при помощи фасилитаторов, одним из которых стал Архиепископ Павел Пецци, участники встречи провели два круга деления в малых группах, отвечая сначала на те вопросы из документа, которые показались им наиболее близкими и актуальными для нашей поместной Церкви, а затем — реагируя на сказанное в первом круге. В каждой группе, помимо фасилитатора, присутствовал также секретарь, чтобы зафиксировать все выступления, выделить так называемые точки соприкосновения и представить их на общем собрании после окончания групповой работы.
Опыт общего собрания показал, что в совместных обсуждениях родились не готовые ответы, а ещё больше вопросов. Например, как нам помочь друг другу в том, чтобы мы все вместе были Церковью? Что значит делать совместный путь в условиях нашей пометной Церкви, где верующие рассеяны по большой территории, не везде есть храм и священник, не у всех есть регулярный доступ к таинствам? Приходы из глубинки нуждаются в отношении с большой поместной Церковью, чтобы открывать свои потребности, получать опыт, который поможет им в пастырской работе и в жизни, расширить их понимание Церкви.
Некоторые участники встречи подчеркивали, что люди, которых они встречают, переживают острую потребность в братстве. Ответом на эту потребность могут быть малые группы и общины, внутри которых люди могут в дружбе разделять свои вопросы и проблемы, помогая друг другу проживать веру неотрывно от реальности, признавать Христа в обстоятельствах повседневной жизни.
Другая точка встречи и отношений со Христом, которые созидают общину, – это служение бедным, которые есть как внутри наших общин, так и среди тех, кого мы встречаем. Участники встречи обсуждали конкретные инициативы в этой сфере, которые могут предприниматься на уровне епархии и приходов. Например, помощь Сестрам Матери Терезы или участие в программах «Каритас». Подчеркивалась особая значимость участия в делах милосердия для молодежи и для тех, кто недавно присоединился к Церкви.
Участники поделились также существующими опасениями касательно организации и хода Синодального процесса. Например, непониманием метода духовной беседы и его отличия от диалога в его традиционном христианском понимании, страхом подмены открытости в духе Христа толерантностью. Было место также переживаниям о том, что Церковь является слишком политической, недостаточно духовной, вопросам к литургической жизни поместной Церкви.
Члены одной малой группы поделились также размышлениями о таком подходе к пастырской практике, в котором, признавая, что Бог – главный автор нашего спасения, мы должны отказаться от привычных схем и не мешать Ему делать то, что Он желает. Дать пространство тем людям, которые хотят взять на себя ответственность за определенные дела в приходе. Не бояться потерять свой статус и авторитет, существующие в силу рукоположения, но обрести их заново в общении с прихожанами. Ещё раз подчеркивалась необходимость выслушивания каждого, особенно тех, чей голос мы обычно не слышим.
Ещё одна большая тема, которой коснулись участники встречи, это христианское единство. Что помогает нам признавать уже существующее единство во Христе? Одни подчеркивали, что диалог и общение начинаются с маленьких встреч между конкретными людьми, что экуменизм начинается с дружбы. Другие говорили о потребности в большем количестве экуменических встреч и инициатив в течение года.
Эти «точки соприкосновения» отражают те темы, которые согласились выделить в качестве ключевых все члены малых групп. При этом сами выступления участников охватывали и конкретные случаи из пастырской практики, и личные вопросы и сомнения, и плоды личного опыта веры и жизни в Церкви.
На следующей пастырской встрече, в марте, священнослужители, монашествующие и сотрудники-миряне Центрального региона Архиепархии продолжат работу над сводным отчетом генеральной ассамблеи Синода епископов, сосредоточившись над его второй частью.