В четверг, 9 ноября, в курии на территории московского Кафедрального собора состоялась встреча с Архиепископом Павлом Пецци и Оксаной Пименовой, которые рассказали об участии в первой Генеральной Ассамблее Синода о синодальности, прошедшей в Риме в октябре.
Для епископа Павла это уже пятый Синод, для Оксаны – второй. И оба они отметили разительное отличие этой последней Ассамблеи от того, в чем они участвовали прежде. Разговор с ними открыл пропасть между ожиданиями некоторых верующих от Синода, обсуждениями в СМИ и тем, что реально происходило в стенах Ватикана в этот месяц.
В этой и последующих публикациях попробуем разобраться в том, что же особенного предложил Церкви Синод о синодальности и в чём суть метода духовной беседы, на котором была построена работа участников.
* * *
Архиепископ Павел Пецци на встрече в Москве, посвященной первой Генеральной Ассамблее Синода о синодальности, с самого начала обозначил особенности этого собрания, рассказав, что место проведения встреч – зал Павла VI для аудиенций, в котором были расставлены десятки круглых столов по 10-12 персон – создавал атмосферу «брачного пира», которая способствовала диалогу между участниками. Ничего подобного не было на предыдущих Синодах Католической Церкви. Эта атмосфера как нельзя лучше подходила для метода духовной беседы, предложенного организаторами для работы.
«Этот метод способствовал тому, чтобы по-настоящему слушать другого, не потому что нужно, а потому что такой путь намного полезнее», – сказал епископ. – «Я заметил, что, даже если иногда бывает трудно принять мнение другого, в таком формате ты начинаешь задумываться о том, что он говорит. Может быть, ты в итоге остаешься при своём мнении, но то, что говорит другой, обогащает твой опыт. В таком формате намного сложнее просто болтать. Ты рассказываешь о том, что с тобой произошло, о том, как определенные слова и вопросы воплощаются или не воплощаются в твоей жизни».
Такой подход приглашал участников отдалиться от собственных интерпретаций, перестать защищать свою позицию и по-настоящему распознавать вместе, что лучше для Церкви. «Это помогло мне смотреть на другого человека по-новому и реально слушать другого», – сказал епископ.
Оксана Пименова, в свою очередь, охарактеризовала работу Генеральной Ассамблеи Синода как процесс научения и выделила ряд факторов, которые способствовали этому.
Один из них – трёхдневные духовные упражнения для участников перед началом работы. Уже на этих реколлекциях, как говорит Оксана, они начали практиковать метод Синода: «Только обсуждали мы ещё не сам документ, а свой опыт, свой багаж – то, с чем мы приехали, то, как мы себя ощущаем. Это позволило нам опустошить себя от того, что мы заготовили, исходя из предыдущего опыта, освободиться для совместной работы. Безусловно это не значит, что мы отказались от опыта, приобретенного на епархиальном и континентальном этапах. Мы пытались им делиться на всех сессиях, на всех встречах. Но реколлекции стали возможностью познакомиться с людьми, немножко расслабиться и прочувствовать атмосферу семьи. Эта инициатива и те духовные импульсы, которые были на протяжении всего Синода, помогали вспоминать какие-то вещи, а на какие-то – настраиваться по-новому, чтобы переживать эту встречу не как дискуссию, не как заседание парламента, а действительно как Церковь, в духовном ключе».
Кроме того, каждый блок работы участники начинали с совместной Литургии, которую организовывали разные континенты и так могли показать красоту своей традиции.
Также настроиться на духовную беседу помогали моменты тишины среди всех заседаний: в работе в малых группах и в генеральных сессиях.
Как говорит Оксана, всё это помогало открыть Синод как молитвенное, духовное действие.
Также Оксана постаралась раскрыть суть метода, рассказывая о том, как участники применяли его в работе над конкретными вопросами:
«Тематически мы обсуждали четыре блока из Instrumentum Laboris. Первый блок касался самой синодальности, того, как мы её переживаем. Мы делились опытом предыдущих лет, чтобы отрефлексировать его, открыть что-то новое, задать вопросы. Этот блок задавал общую перспективу, то есть синодальная Церковь как присутствие, жизнь синодальной Церкви в современном мире. А последующие три блока были тематически связаны с отдельными разделами Instrumentum Laboris и концентрировать на аспектах, связанных с общением, миссией, участием. Внутри была ещё более мелкая градация подтем.
И мы, с одной стороны, несли тот опыт, который пережили в наших Церквях, делясь им, как бы представляя [свою поместную] Церковь. Поэтому я постоянно вспоминала то, что мы обсуждали ранее, какие плоды у нас были. А с другой стороны, с этим переплетается твой личный опыт, что-то ты говоришь от себя. Интересно было видеть, как то, что мы приготовили и отдаём, становится основой для того, чтобы, освободившись от этого подготовленного и слушая друг друга внимательно, начинать создавать что-то вместе.
После первого деления всем тем, что мы подготовили, мы начинали совместную работу, по кирпичикам выбирая, что из услышанного резонирует, какие вопросы вызывают согласие и несогласие. Это переход от чисто индивидуальной работы к работе общинной. И меня удивило, что эта работа может быть связана не только с обсуждением аспектов духовной жизни, но также может быть прекрасным методом для того, чтобы обсуждать вопросы и проблемы самой общины, чтобы принимать какие-то решения на основе этого».
Оксана отметила, что сейчас начинается новая интересная стадия Синода, что есть очень много вопросов, которые продолжают быть актуальными: «Я не скажу, что мы сильно в них продвинулись, но, возможно, более конкретно сформулировали их в этот раз. И ещё взглянули на опыт разных людей. Когда ты встречаешь человека, который совершенно по-другому смотрит на ту же самую проблему, это расширяет твой горизонт и позволяет увидеть, что Церковь ещё более живая, чем тебе казалось».
«Впереди ещё долгий путь, и то, что точно можно заимствовать и применять на нем, это сам метод. Он открывает горизонт не просто для каких-то отдельных мероприятий и событий, а для того, чтобы жить, чтобы идти дальше вместе», — так Оксана завершила свой рассказ о методе Синода.
В следующих материалах на основе этой встречи мы поговорим о некоторых содержательных аспектах, а также о столкновении менталитета мира и взгляда Вселенской Церкви, которым во многом объясняется разрыв между ожиданиями многих верующих от Синода и тем, что происходило на нём на самом деле.
Текст: Анастасия Бозио
Фото: Ольга Дубягина
Полный фотоотчёт: Встреча о Синоде в Москве (ВК)