8 ноября в рамках расширенной пастырской встречи в Москве прошла конференция, посвященная 100-летию судебного процесса над католическим духовенством.
Почетными гостями конференции, организованной Архиепархией Божией Матери, стали посол Республики Польша в РФ господин Кшиштоф Краевский, руководитель консульского отдела посольства Республики Польша господин Славомир Лучак, начальник отдела по работе с немусульманскими религиозными организациями департамента внутренних дел Духовного управления мусульман РФ госпожа Шаврина Мария Святославовна, иподиакон Армянской Апостольской Церкви Вартан Погосян, иеродиакон Русской Православной Церкви Петр Атматханов, представитель нунциатуры в РФ о. Игорь Чабанов.
Открыл конференцию директор музея Римско-католической Архиепархии Божией Матери в Москве, кандидат философских наук Виталий Задворный, который поприветствовал гостей и докладчиков, поблагодарив их за то, что они нашли возможность принять участие в этом событии.
Также со словами приветствия выступил Архиепископ Павел Пецци, который поблагодарил докладчиков за готовность участвовать в конференции и выразил надежду, что в своих выступлениях они раскроют подлинные страницы истории тех событий, которые предшествовали процессу над католическим духовенством, и те последствия, которые он повлек за собой. Далее владыка Павел подчеркнул, что «процесс над католическим духовенством носил жуткий, коварный и дьявольский характер», его «пытались свести к вопросу идеологии, тем самым стараясь исключить христианство из общественной жизни, пытаясь заменить его новой идеологией «разделения». Последствия этого разделения мы видим сейчас в нашей жизни. Эта конференция тем более актуальна на нынешнем этапе, потому что свидетельство нашей веры должно занять свое место в истории. Это свидетельство единства. Единства, которого ищут все общества и общины. Единство, которое мы переживали на Синоде, где мы старались преодолевать разделение и учились обсуждать все вопросы в духе единства. Замечу, что даже советская власть в первые годы своего существования также пыталась найти единство. Но к сожалению, она искала не у того, кто мог бы его дать».
Далее участников конференции поприветствовали представитель Апостольского нунция в РФ о. Игорь Чабанов и представитель РПЦ иеродиакон Петр Атматханов, которые подчеркнули, как важно помнить историю Церкви и историю страны.
Приветствуя участников конференции, посол Республики Польша в РФ господин Кшиштоф Краевкий заметил, что, «возлагая 30 октября, в день памяти жертв репрессий, цветы в Кафедральном соборе у доски с именами репрессированных, я задумался, сколько там людей молодых, и насколько коротка наша земная жизнь. Поэтому так важно задумываться и заботиться о тех, кто придет за нами.
Мы все помним 2020 год, первые дни пандемии, когда весь мир остановился, когда все, к чему мы привыкли, ушло. Я, будучи в Варшаве, задумался, почему Бог показал нам, как пандемия все остановила? Думаю, это для того, чтобы мы, люди, могли остановиться и задуматься о нашем будущем. Но, к сожалению, после пандемии мы опять забыли, как нужно жить и как общаться друг с другом.
Христианство – это вера мира, и этой вере мы должны научить наших детей. Католик – это человек, который любит мир, любит других, не обращая внимания на их недостатки. Я очень надеюсь, что эта конференция научит нас этому».
В ходе конференции прозвучали доклады, охватывающие самые разные события в рамках обозначенной темы.
Е. Токарева, д.и.н. выступила с докладом «Московский судебный процесс 1923 года над католическим духовенством в оценке советских ведомств», в котором она подробно остановилась на условиях и причинах в их историческом контексте, которые явились толчком к организации процесса над духовенством, на той реакции, которую этот процесс вызвал за рубежом. В докладе были процитированы документальные свидетельства переписки представителей высшего руководства Советского Союза: Чичерина, Троцкого, Сталина, Воровского, Крыленко и др., а также отдельных зарубежных дипломатов и политиков. Завершая свой доклад, госпожа Токарева заметила, что процесс над католическим духовенством, который был продиктован страхом новой власти перед Церковью, и казнь Будкевича, стали не только предвестниками новой волны террора, но и сильно поколебали уверенность западных стран в устойчивости советской власти.
А. Беглов д.и.н. выступил с докладом «Кампания по изъятию церковных ценностей 1922-1923 гг. и ее место в формировании антирелигиозной политики советской власти», в краткой форме изложил ситуацию, связанную с изъятием церковных ценностей, остановившись на событиях, которые предшествовали этому процессу. Заметив, что кроме социально-экономических причин, немаловажную роль в этом процессе сыграл голод, который обрушился на страну в 20-е годы ХХ в. Говоря о формировании антирелигиозной политики советской власти, докладчик обратил внимание, что эта политика носила часто провокационный характер, и была направлена на внесения внутрицерковного раскола.
А. Медведева выступила с докладом «Изъятие Церковных ценностей у католиков Петрограда 1923 г.». Она заметила, что «проблема не только в изъятии, но и в том, кто и как это делает». Свое выступление госпожа Медведева сопроводила цитатами из документов, которые давали наглядное представление о том, как происходило изъятие ценностей.
В. Бельковская, к.и.н. выступила с докладом «Католики Петрограда 1920-х гг.», в котором рассказала о судьбах и жизни петербургских католиков.
А. Селицкий, к.и.н. выступил с докладом «Римско-католическое духовенство Юга России». Свое выступление докладчик начал с пояснения, что он подразумевает под «югом России», а именно территории Краснодарского, Ставропольского краев, Ростовской области и Северного Кавказа, за исключением Дагестана. Далее он подробно остановился на ситуации, в которой оказалась Римско-католическая Церковь в 20-е годы прошлого столетия, а также на средствах борьбы с ней со стороны советской власти. При этом докладчик заметил, что на первоначальном этапе террор был менее сильным, чем в отношении Русской Православной Церкви, но уже на рубеже 20-30 гг. ситуация меняется в корне. Власть не останавливается ни перед чем, открыто идет на различные провокации. Письмо сестры Ф. Дзержинского, которая была ревностной католичкой, не смогло остановить репрессий. Докладчик также остановился на судьбах священников и мирян, представителей казачества и роли армянских священников в жизни Католической Церкви юга России. В заключение своего доклада А. Селицкий подарил музею Архиепархии «Отчет попечительства комитета о бедных при римско-католическом храме св. Петра и Павла в Москве за 1887 г.».
А. Юдин, к.и.н. выступил с докладом «Дело Мориса Конради и московские католики в 1923 г.», в котором рассказал о жизни «русских» католиков за границей, а также о том, как дело Мориса Конради было связано со многими событиями и их последствиями, произошедшими как в России, так и за ее пределами. Именно сквозь призму дела Мориса Конради можно понять, кто и для чего планировал и совершил убийство Воровского, а также рассматривать процесс над его убийцей.
И. Лупандин, к.ф.н. выступил с докладом «Доминиканская община Екатерины Абрикосовой в 1920-е годы по воспоминаниям монахини Н.Н. Рубашовой (1909-1987)». В своем выступлении докладчик остановился на некоторых подробностях жизни сестер «абрикосовской общины», а также поделился воспоминаниями о собственных встречах с членами общины, которые несмотря на все перипетии жизни, пройдя через лагеря и ссылки, возвращались в лоно общины, основой духовности которой, как заметил докладчик, было то, что «своими страданиями христианин дополняет сокровищницу страданий Христа. Иными словами, готовность принести жертву ради обращения другого».
Доклады, прозвучавшие на конференции, вызвали неподдельный интерес у присутствующих, которые активно обсуждали их и задавали вопросы докладчикам. Завершилась конференция общей молитвой «Под твою защиту» и благословением Архиепископа Павла Пецци.
Больше фото: https://vk.ru/wall-78018237_3332
Текст и фото: Ольга Дубягина