Дорогие братья и сестры!
Гонения на христиан будут всегда. Они появились с момента рождения Христа, когда Ирод искал убить Его, и из-за этого он убил невинных младенцев. Эта трагедия сопровождает всю историю. И если в определенные эпохи гонения были более жестокими или более масштабными, то это только потому, что в те времена необходимо было еще более сияющее свидетельство.
«Мученичество» в буквальном смысле означает свидетельство. И то, что определяет мученика, это не кровь, это не ее пролитие, и даже не обязательно претерпевание физически или психически ужасных и невыносимых страданий – не знаю, что хуже. Но мученичество как свидетельство определяется лишь тем, насколько наша жизнь связана со Христом.
Сегодня мы слышали, что говорит Иисус. Его слова могут показаться жесткими, но на самом деле они нежные. Потому что Иисус говорит нам, что есть только один путь, на котором можно обнимать все, по которому можно все оценивать и оценивать в том смысле, чтобы прославлять Его. Иисус показывает нам тот путь, который может прославлять нашу жизнь, нашу личность, но также и всех остальных, кто будет рядом с нами. Этот путь может пробуждать во всем творении тот внутренний замысел, который оно сохраняет.
И этот путь, как говорит апостол Павел, это путь любви. Пусть будет только один долг между вами – долг взаимной любви. Да, конечно, проявить эту бескорыстную любовь может оказаться непросто. Но это зависит только от того, насколько смело мы можем смотреть в глубину этой любви.
Глубина этой любви – это само бытие, само существование. Глубина этой любви – это любовь, которая обнимает нас, которая утешает нас, которая сопровождает нас. Как верно было отмечено на сегодняшней конференции, что у мучеников, также как и у нас, должен быть лишь один ответ на гонения. И этот ответ – любовь.
Мы вспоминаем наших мучеников не для обвинения кого-то и не для оправдания чьего-то поведения, и не чтобы осудить другое поведение. Нет, если мы и вспоминаем их, то это только из-за этой любви, которая, слава Богу, простирается на протяжении всех веков и которая дошла до нас.
Вот в этой любви мы нуждаемся. И нуждаемся каждый день, каждый час, каждое мгновение. Потому что любовь, которую мы пережили вчера, если она снова и снова не происходит сейчас, она уходит в забытое пошлое. И когда человек долго не ощущает этой любви, тогда он начинает искать суррогаты любви. И, увы, один из суррогатов любви – это насилие. Насилие – в гонениях, когда люди на самом деле искали этой любви. И как раз то, что могло убедить гонителей, это лишь бескорыстная любовь.
Я часто вспоминаю историю Гертруды Децель, которая в лагерях и тюрьмах настолько распространяла любовь, что директор тюрьмы вынужден был сказать: «Уберите ее, иначе через некоторое время мы будем обращены в ее веру». Вот это и есть наше свидетельство, которое ни на что не претендует. Это и есть наше участие в страданиях Христа, для того, чтобы «помогать» Христу достигать всех людей. Аминь.
Фото: Ольга Дубягина