Архиепископ Павел Пецци поделился с итальянским порталом «Il sussidiario» мыслями об итогах визита кардинала Дзуппи в Москву. Приводим полный русский перевод его письма.
Кардинал Маттео Дзуппи приехал в Москву как паломник мира, как носитель миссии мира. Ватиканская «дипломатия», если можно говорить о дипломатии, уникальна: в ее основе всегда лежит благо отдельного конкретного человека и общее благо, благо этого чудесного дома, в котором мы живем, которым является творение. Такая позиция позволяет не забывать, что мир, как и настоящее, и вообще то, что «иное», чем я, — это дар.
Лично я думаю, что сознание того, что я «умиротворен», то есть пребываю в мире, приходит раньше, чем способность или необходимость быть миротворцем. По крайней мере, оно является более экзистенциально решающим. В любом случае, именно опыт умиротворения или примирения с Богом обосновывает подлинную возможность быть миротворцами. Сегодня мы являемся свидетелями бесчисленного и растущего числа беспокойных душ, мужчин и женщин, которые больше не принимают себя. На литургическом празднике святых Петра и Павла кардинал сказал, что «мы уникальны, потому что созданы, чтобы любить друг друга, и все мы всегда нуждаемся в том, чтобы перестать быть привязанными к злу и стать связанными в любви».
Этот визит вновь открыл проблески света именно потому, что стремился сосредоточить внимание не на человеческих усилиях, а на даре мира, даре, который необходимо принять и приветствовать. Когда этого не происходит, растут неуверенность, страх и даже отчаяние. Отчаяние и недоверие часто искажают реальность, превращая ее в ужасные образы, которые кажутся нам более реальными, чем сама неблагоприятная действительность. Визит кардинала стал для меня фактором новизны, он позволил мне увидеть в таких драматических обстоятельствах чудо обращения, которое помогает нам заметить искры надежды, что мир можно принять и приветствовать.
Тейяр де Шарден говорил, что настоящей трагедией для человечества является не эпидемия, не война, не природные катастрофы, не глобальная чума (все то, что мы пережили в последние годы!), а потеря вкуса к жизни, смысла жизни. Сегодня в повседневной жизни, это вкус к жизни, этот вкус к миру — товар редкий, но очень желанный! В книге русского паломника есть цитата библейской максимы, которая была по-своему, но интересно переведена: «Брат, которому помогает брат его, подобен городу высокому и крепкому» (ср. Притч 18,19). Высокий и крепкий город — это мир. Он требует солидарности, сотрудничества между братьями. Визит кардинала Дзуппи возродил эту человечность, это возможное «братство».
Ещё одна цитата из его проповеди в Москве: «Те, кто следует за Иисусом, всегда приводятся к новому братству. У нас всегда есть брат. Первый – это сам Иисус, который ищет нас, зовет нас, не оставляет нас одних, остается с нами каждый день, даже считает волосы на нашей голове, становится нашей телесной пищей. Но тот, кто встречает Иисуса, встречает и Его Церковь, радостную мать стольких детей, где братство не остается виртуальным, символическим, но обретает конкретные формы нашего человеческого опыта».
У Максима Исповедника есть очень счастливое выражение этого динамического братства в солидарности: «Христос есть все во всем, Он заключает все в Себе по уникальной, бесконечной и мудрейшей силе Своей благости — как центр, в котором сходятся линии, — чтобы создания единого Бога не оставались чужими и врагами друг другу, но имели общее место, где они могут проявлять свою дружбу и свой мир» (Максим Исповедник, Мистагогия, I).
Конфликт привел к разрушению спокойствия повседневной жизни, и без того находящейся под угрозой ненависти (насилие и конфликты в семьях, обществе, между народами), к рождению новой человеческой драмы (новые мигранты, беженцы, особенно уязвимые люди) и к распространению недоверия в отношениях (пропаганда, фейковые новости).
Визит кардинала показал важность четкого осознания ситуации и человеческого подхода к ней: одно дело — это сталкиваться с проблемой, совсем другое дело — обращаться к человеку, к сообществу людей или к части мира, творению, с которыми я вступаю в отношения; одно дело — работать с проблемой, совсем другое — работать с человеком, сообществом людей или частицей мира, с творением, с которым вы вступаете в контакт. Там, где внимание сосредоточено на «проблеме», будут грубые ошибки, которые приведут к большим жертвам. Там же, где речь идет о человеке, сообществах и общем благе, о нашем общем доме, ощутимые проявления солидарности будут снова процветать (гуманитарная помощь, обмен пленными, помощь тем, кто бежит или вынужден бежать, наиболее уязвимым людям). Речь идет о практике солидарности (брат помогает брату) ради мира (неприступной крепости), где «разделяется нечто большее, чем товары» (Иоанн Павел II, Обращение, 29 января 1990 года) или удобства. Нельзя предложить солидарность, не разделяя каким-то образом реальность, жизнь другого. А это невозможно без исходной позитивности, такой, какую дает вера.
Источник (ит.): Mons. Pezzi: la visita di Zuppi, un fattore di novità che ha riaperto spiragli
Фото: Ольга Дубягина