Сегодня мы чтим двух святых апостолов, объединенных — как говорится в Префации — «в радостном братстве: Петра, который первым исповедал веру во Христа, Павла, который осветил глубины тайны; рыбака из Галилеи, который образовал первую общину с праведниками Израиля, учителя и наставника, который возвестил спасение всем народам. Так, разными дарами, они созидали единую Церковь, и, связанные почитанием христианского народа, они разделяют один и тот же венец славы».
Как радостно это братство, их и наше, в мире, отмеченном столькими разделениями, одиночеством, еще более горьким, потому что оно делает нас потерянными в великом океане глобализации! Петр и Павел – разные. Смиренная и твердая вера Петра и широкое и миссионерское сердце Павла. Церковь делает нас не одинаковыми, а едиными, разными, но вместе. Бог создал нас уникальными, неповторимыми, с изначальной способностью в каждом, душой, которая находит то, что ищет, когда достигает общения с Богом и ближним. Мы уникальны, потому что созданы для того, чтобы любить друг друга, и все мы всегда нуждаемся в том, чтобы перестать быть привязанными к злу и стать связанными в любви.
Два апостола настолько едины, что их память празднуют вместе. Христианин никогда не изолирован, никогда не думает в одиночку, никогда не стоит особняком. Единство – это плод Евангелия, которое учит нас мыслить вместе. Единство дается не властью, а взаимным служением; не узами крови, а узами, порожденными Богом, который делает нас своими, своими детьми, частью своей семьи. Единство требует общения, а оно всегда включает в себя всех и вся. Мы никогда не должны прекращать искать его, потому что разделение растет в безразличии, оно вкрадывается при недостатке любви. Разделение иногда питает доводы одного против доводов другого, настолько, что они превращаются в узел, настолько запутанный, что кажется невозможным его развязать.
Разделение – это всегда соблазн против Иисуса, Который молится о том, чтобы Его собственные были едины, то есть думали друг о друге. Иисус учит всех быть ближними друг для друга, чтобы мы узнали, что все мы братья! Общность (communio) – это узы любви, которые объединяют нас. Она объемлет и помогает нам стать лучше, потому что заставляет нас думать о других. Петр является первым в общности, а его власть – в том, чтобы всегда и только быть слугой слуг. Пусть никогда не будет в нас недостатка духовной близости и поддержки преемника Петра, епископа Рима, потому что общность всегда требует этого деликатного и трудного служения. Никто не остается в одиночестве. Те, кто следует за Иисусом, всегда приводятся к новому братству. У нас всегда есть брат. Первый – это сам Иисус, который ищет нас, зовет нас, не оставляет нас одних, остается с нами каждый день, даже считает волосы на нашей голове, становится нашей телесной пищей.
Но тот, кто встречает Иисуса, встречает и Его Церковь, радостную мать стольких детей, где братство не остается виртуальным, символическим, но обретает конкретные формы нашего человеческого опыта. Иисус с креста доверил нас Своей Матери, а Её – нам! Это Его мать становится нашей, потому что мы рождены, подобно Иисусу, как дети Божьи. Церковь не свята сама по себе. Она состоит из грешников, которые всегда нуждаются в Божьей милости. Любить ее – значит служить ей, а не использовать ее в собственных целях; сделать ее местом любви без претензий на взаимность, истинно братской, без притворства, лицемерия и тщеславных интересов, свободной от суждений мира. Любовь к Церкви требует нашей личной святости, то есть любви, которую дает нам Бог и которую мы не должны хранить для себя, иначе мы потеряем ее и заставим других потерять ее.
Церковь едина, но не живет для себя. Она призвана, но послана. Она не становится клубом, группой взаимопомощи, но гораздо больше: она – семья и помогает другим. «Идите по всему миру и проповедуйте Евангелие каждому народу», — попросил Он их. И Петр и Павел прибыли в Рим. Петр напоминает нам о единстве. Павел – о провозглашении Евангелия для всех. Петр – призыв и следование. Павел – идти и следовать за Иисусом по путям мира. Мы передаем Евангелие прежде всего своей жизнью, потому что нас узнают по тому, как мы любим друг друга и как любим ближних. Именно так Евангелие Иисуса отвечает на многие вопросы будущего, которые волнуют наше поколение. Мы все призваны быть апостолами, работниками жатвы, людьми с широким, вселенским сердцем, то есть способными говорить со всеми и помогать Церкви Божьей, матери всех людей.
Как мать, Церковь никогда не может смириться с разделением между своими детьми. Она – мать и всегда ищет мира с терпением и твердостью, чтобы вновь соединить то, что разделило зло. Как Мать, Церковь неустанно призывает дар мира, неустанно ищет его, потому что боль каждого человека – это ее боль. Она не наивна: она помнит и не смешивает зоны ответственности, она превращает невзгоды в возможность для любви, она сеет добро, чтобы бороться со злом и восстановить справедливость, она поддерживает надежду, зажженную во мраке тьмы, она созидает узы мира и братства, разорванные насилием, ненавистью и недоверием. Она – мать. Это единственный мотив миссии, переживаемой нами в эти дни, миссии, которую хотел преемник Петра, который не смиряется и старается сделать все, чтобы ожидание мира, поднимающееся с земли, вскоре нашло свое исполнение.
Вчера я доверил эту миссию Владимирской Божией Матери, чтобы Ее нежность к израненному и страдающему человечеству помогла нам искать путь мира с умом и мужеством, с творчеством и доверием. Нежность начинается с детей, с малых, с уязвимых, невинных жертв несправедливого насилия, превышает это всё и не приемлет это тем более, что затрагивает тех, кто не может защитить себя. Их боль, часто скрытая в глубоких ранах сердца, требует всеобщего участия, чтобы они могли найти утешение и защиту. Это не наивная мечта, а человеческое и христианское обязательство и долг, необходимые для того, чтобы было будущее. Мир и справедливость питаются друг от друга и нуждаются друг в друге.
Научи нас, Господи, исповедовать веру в Тебя, как Петр, любить единство и возвещать Евангелие всем, признавать Тебя как наше спасение, от которого никто и никогда не сможет нас отлучить, чтобы быть живыми камнями Церкви, освобождающей людей от самолюбия и связывающей их вечными узами любви. Ибо «Ты истинно Сын Божий», наш мир и наша надежда.
Фото: ТАСС/Михаил Терещенко