27 мая исполняется 50 лет епископу Николаю Дубинину, генеральному викарию нашей Архиепархии с дополнительными полномочиями в Северо-западному регионе Архиепархии. В преддверии этой даты мы поговорили с юбиляром о первых годах его служения в новом сане, о жизни поместной Церкви, а также об отношениях с другими конфессиями и светскими властями.
— Владыка Николай, после назначения вспомогательным епископом Архиепархии в Вашем ведении оказались две больших католических общины – Санкт-Петербурга и Калининграда. Спустя два с половиной года служения здесь, какими вам видятся особенности этих двух общин, их уникальность и ценность?
— Северо-западный регион, который вверен моей непосредственной ответственности и пастырской заботе, состоит из двух деканатов: Северо-западного с центром в Санкт-Петербурге и Западного с центром в Калининграде. Конечно, в теории можно говорить о двух общинах. Но это была бы лишь теория. На практике же это три достаточно разные реальности, каждая из которых по-своему специфична, уникальна и ценна.
В Калининградской области это полтора десятка, в основном небольших, общин, расположенных сравнительно недалеко друг от друга в одном небольшом (по меркам нашей страны) регионе. Для России это, в принципе, уникальная ситуация.
Санкт-Петербург – это историческая столица Католической Церкви в России, с разнообразием приходов и монашеских общин, высшей духовной семинарией и развитой деятельностью «Каритас» в одном городе. Это, на самом деле, большой потенциал на будущее.
Но нельзя забывать и о других приходах, которые располагаются уже на достаточно большом расстоянии друг от друга, от Мурманска до Пскова. Это, в большинстве, не очень крупные общины со своей обычно тёплой, домашней атмосферой. В то же время это общины, на которые общество смотрит как на некое «представительство» Католической Церкви в целом регионе. И это налагает ответственность. У прихожан таких приходов достаточно ограниченные возможности живого, непосредственного церковного общения с единоверцами, на уровне нашей большой общины региона, епархии, не говоря об общении на уровне церковной провинции в стране или шире в масштабах Вселенской Церкви. Однако у людей тех регионов, где они живут, ещё меньше возможности встретить «живых католиков». О нашей Церкви судят именно по тому, как эта небольшая группа людей в своём храме, так или иначе обустроенном, встречает их, как молится, что говорит, как живёт, как общается с обществом.
Поэтому, как я уже сказал, у каждой из этих трех реальностей есть своя специфика и своя уникальность. И как ценен и уникален каждый человек и каждая община, так же невозможно не признать ценность какой-либо из общин или сравнивать их друг с другом.
Сегодня по ряду причин, не только географического свойства, мы всё еще сильно разобщены. После двух с половиной лет служения я вновь убеждаюсь, что одна из главных задач вспомогательного епископа в такой большой епархии, как наша, заключается как раз в том, чтобы быть гарантом церковного единства и общности, призывать к нему, заботиться о нём. Поэтому я вместе с нашими священниками, монашествующими и вовлеченными мирянами прилагал и стараюсь прилагать усилия именно в этом направлении. Нам следует стремиться к тому, чтобы становиться «общиной общин», чтобы наше единство было выше деления по территориальным или персональным признакам (принадлежности к приходу, той или иной общине или движению, национальности и т.п.).
— Как складываются ваши отношения с представителями других конфессий и религий в Петербурге?
— Отношения складываются хорошо. Я бы даже сказал, почти образцово. Здесь чувствуется очень открытая и доброжелательная атмосфера между лидерами разных религиозных общин. Конечно, она складывалась в течение не одного года и, в общем, вполне соответствует духу города. Заметно, что каждый из нас ценит такой характер отношений, а также прилагает немало доброй воли, чтобы их сохранять и развивать. Мы знаем друг друга. Мы общаемся не только по каким-то формальным поводам или общественно значимым событиям, но также поздравляем друг друга с праздниками, приглашаем в гости, посещаем друг друга. Так что я бы охарактеризовал эти отношения не просто как уважительные, но даже как дружеские.
— А как обстоят дела со светскими властями?
— Об отношениях со светскими властями тоже могу сказать много хорошего. Прежде всего, хочу отметить очень открытый, внимательный, уважительный и конструктивный подход правительства города к религиозному сообществу во всем его многообразии. Власти открыты для участия религиозных объединений в общественной жизни города, проявляют поддержку и даже инициативу в различных вопросах, особенно, касающихся сферы социальной деятельности, культуры, укрепления и поддержки традиционных ценностей, гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений.
Здесь, в Санкт-Петербурге, католиков воспринимают как уважаемую и традиционную для города конфессию, и это не может не радовать. С другой стороны, это налагает на нас определенные обязательства в нашем отношении к городу, к обществу, к его истории и сегодняшнему дню. Конечно, как всегда и везде, это не абсолютно идеальные и безоблачные отношения. Возникали, возникают и наверняка будут возникать ситуации, когда точки зрения и интересы расходятся. Иногда бывают обстоятельства, когда необходимо напоминать о правах Церкви, о правах наших верующих. И с другой стороны – когда напоминают нам о необходимости соблюдения не всегда лёгких и удобных для нас норм законодательства, правил и требований, обязательных для всех. Но, в общем, я бы сказал, что никакого отторжения, притеснения наших прав или конфликтов со светскими властями у нас, слава Богу, нет. Возникающие вопросы мы стараемся решать в рабочем режиме. И я вижу, что всегда есть добрая воля к тому, чтобы хотя бы попытаться выслушать нашу позицию. Скажем так, у нас со светской властью есть должное взаимоуважение с соблюдением автономии.
— Поделитесь каким-то радостным событием в жизни епархии, которое запомнилось вам в последние месяцы.
— Это рукоположение в сан диакона Дениса Малова из конгрегации кларетинов, которое я совершил в марте в Мурманске. Было приятно видеть, как приход, где Денис возрастал в вере, из которого вышел, хранит с ним духовную связь, молится за своего прихожанина, радуется его призванию. Радостно было чувствовать, как живо переживали люди это событие, ведь это было первое рукоположение прихожанина в истории мурманского прихода. Рукоположение – это всегда большая радость для Церкви и прекрасный знак надежды. Мы должны неустанно просить Господа о работниках на Его ниве, благодарить Его за дар призвания, ценить и поддерживать тех, кто идет по этому пути. Поэтому считаю, что в череде различных событий в жизни Архиепархии и, в частности, Северо-западного региона рукоположение в Мурманске — «изюминка» последних месяцев.
— Какие приоритетные направления работы Вы видите в ближайшие годы?
— Безо всяких сомнений, это стремление, чтобы наша Церковь становилась Церковью у исхода, Церковью евангелизирующей, к чему нас многократно призывал Папа Франциск. А средством для того, чтобы это действительно становилось нашей жизнью, является то, что Папа называет пастырским обращением приходов. И это обращение должно затронуть все сферы нашей жизни и, если можно так выразиться, деятельности: катехизацию, пастырство не только молодежи, но и людей любого возраста, нашу молитву, социальное служение… Это — движение, и важно, чтобы оно было совместным, чтобы это был совместный путь. А путь предполагает не только и не столько хорошие слова, глубокие размышления, благие намерения и красивые образы, но подразумевает и требует от нас именно движения, действия. Это может быть не всегда понятно, не всегда легко, не всегда привычно и тем более – не всегда удобно. Но у меня нет никаких сомнений в том, что именно к этому сам Господь призывает и в хорошем смысле подталкивает нас как Свой народ, как Свою Церковь, как Своих учеников.
— Вы регулярно принимаете участие в паломничестве в Мерентяхти. Почему что место важно?
— «Мерентяхти» по-фински значит «звезда моря», это место почитания Пресвятой Богородицы. Паломничества в Мерентяхти – это заслуга сестер-урсулинок, которые уже больше 10 лет назад, пройдя несколько километров по берегу Финского залива, смогли обнаружить следы того центра, что был создан св. Урсулой Ледуховской в начале прошлого столетия и, фактически, стал колыбелью новой монашеской конгрегации. То есть, это одно из мест святости, не только непосредственно связанное с историей нашей Церкви в Санкт-Петербурге, в России, но и значимое для Католической Церкви вообще. И думаю, что такие места не могут не привлекать. Многие наши братья и сестры по вере чувствуют так же и с удовольствием посещают это место, молятся, общаются, прославляют Господа.
Сейчас силами сестер и прихода св. Екатерины здесь вновь установлена фигура Пресвятой Девы Марии. Я от всего сердца поддерживаю эти инициативы, по мере возможности участвую в паломничествах, да и вне паломничеств, с гостями или самостоятельно, люблю бывать там.
— Каких даров Святого Духа вы просите для себя и для вверенной вам общины?
— В эти дни, в преддверии Пятидесятницы, мы особенно взываем ко Господу о дарах Святого Духа. Для себя лично я прошу, прежде всего, о даре мудрости – мудрости в принятии решений, с которыми связано выполнение той миссии, которую возложил на меня Господь. Без этого дара невозможно служить Господу и людям. И он особенно необходим в тех непростых ситуациях, когда нужно принимать решение не просто по-человечески, а по-божески. Это не те «популярные» решения, которые обычно воспринимаются с энтузиазмом, но те решения, в которых я по совести распознаю Божью волю и благо Его народа. Это непросто, и дар мудрости здесь особенно необходим.
А для всей нашей Церкви не перестаю просить о даре единства, поскольку с него многое начинается и оно является фундаментом для многого другого. То единство со Христом и между нами, о котором молился Сам Христос. Это также непросто, и есть много искушений, соблазнов для того, чтобы обесценить это единство или расколоть его, противостоять ему. Поэтому из «классических» семи даров Святого Духа, я особо прошу для нашей Церкви дара крепости.
Беседовала Анастасия Бозио
Фото обложки: Евгений Мартынович