Я бы хотел подытожить и обобщить все сегодняшние выступления, которые были для меня очень живительными и утешительными, словосочетанием «креативная миссия». Это именно то, что должно отличать настоящий момент и ближайшее будущее нашей Церкви.
Нам не нужно ждать лучших времён и не надо жаловаться на то, что раньше было лучше. К сожалению, это очень распространенный подход. Но это убивает нас. Это постепенно вводит в нашу жизнь червь духовной эвтаназии, и мы, к сожалению, способствуем его работе. Правда, что между нами есть немало сильных и в буквальном смысле дьявольских течений, людей, которые почему-то стремятся разрушить жизнь — свою, других и общины. Но это не последнее слово. Поэтому для того, чтобы быть креативным в миссии, нам необходима вера.
Смотреть на Христа — вот суть нашей жизни. И если мы не делаем этого, ничто не может наполнить наши дела. Если ты не обращен ко Христу, то даже самые прекрасные твои намерения и проекты, в конце концов, ничего не созидают. Нам необходимо наслаждаться миссией, наслаждаться свидетельством. Как рады были свидетельствовать апостолы! Апостол Павел был рад, когда его били, не потому что он был мазохистом, а потому что понимал, что это глубже связывает его со Христом. Не пастырские планы, не наши проекты развивают Церковь. Церковь развивает наше смиренное, но настойчивое свидетельство о Нём. Но чтобы свидетельствовать о Христе, нужно, чтобы Он на самом деле был всем для нас. Когда я встаю утром и говорю — «Христос, ты всё для меня» — нужно, чтобы это было на самом деле.
В этом году исполнится десять лет замечательному документу Папы Франциска «Радость Евангелия». Попробуйте перечитать этот документ и, положа руку на сердце, задать себе вопрос: «А я на самом деле стремился в течение этих лет, как мне советовал не один раз епископ, воплотить этот документ?» Потому что креативная миссия очень конкретна, она принимает всерьез Слово Божие. И Слово Божие сегодня — это слово Папы, нравится нам это или нет. Потому что Бог говорит современному миру через Церковь. Через это современное слово Евангелие снова и снова воплощается и потому остаётся вечным, уникальным, можно сказать, никогда не меняется и всегда новое. Так вот, эта креативная миссия — это единственная возможность найти новые подходы к обстоятельствам, к условиям жизни.
Мы можем жаловать на то, что до сих пор есть конфликты, беженцы, что до сих пор люди страдают, но, в конце концов, мы этим лишь успокаиваем нашу совесть. А если мы устремлены ко Христу, возникают простые, но глубокие и устойчивые инициативы. Мы не можем избежать отношений с властями. Мы можем прятаться, можем сказать: пусть они делают своё дело, а мы занимаемся своим. Но это ничего не приносит. Однако если мы входим в перспективу творческой миссии, то обновляются даже эти отношения.
То, что происходит в Нижнем Новгороде, в Петербурге — многие этого вообще не замечают, — это что-то новое, невероятное, и мы не заслужили этого. Но если принять это всерьез, перед нами открываются перспективы, о которых мы и не помышляли. Но опять, проблема не в том, чтобы придумать какие-то проекты, а в том, чтобы жить свидетельством, чтобы жить Христом. Я думаю, что для нас сегодня это единственная возможность, если мы хотим на самом деле сопровождать людей.
Не нужно считать, сколько людей осталось в приходе или пришло в наши общины. Надо и в этом быть «бескорыстными». Потому что, когда мы бескорыстны, мы начинаем заботиться о каждом. Да, тогда мы испытываем очень глубокую боль даже за одну душу, которая уходит, но это несравнимо с тем дьявольским абстрактным беспокойством о том, что люди уходят, общины уменьшаются. Это так, да. Но эти жалобы просто снимают с нас ответственность, а вместе с ней — и возможность снова восстанавливать отношения со Христом. Ведь мы входим в отношения с Ним, не закрываясь в комнате, не уходя в монастырь, а отвечая Ему через те обстоятельства, через которые Он зовёт нас сегодня. Тогда изменяются отношения в общине, тогда приход становится другим, тогда семья становится другой.
Молодёжь, семья, культура остаются важными обстоятельствами для нашей Церкви и нашей креативной миссии. Семьи нуждаются в стимуле, чтобы также стать креативными и миссионерскими. Недавно у одной семьи наших верующих в Петербурге родился тринадцатый ребенок, и меня поражает, что в рамках своей харизмы (Неокатехуменального пути) они превращают рождение каждого ребенка в миссионерское событие. Вы бы видели, что происходит в клинике, где рождается их ребенок! Это рождение меняет весь мир! Но мы в это не верим — это наша беда. Мы видим эти события, и сразу ставим их в какие-то рамки. Мы теряем лучшее, мы не в состоянии видеть все эти чудеса, если мы не устремлены ко Христу.
И одно слово по поводу культуры. В последнее десятилетие это пространство брошено Церковью. И не только у нас. Необходимо снова войти в него, потому что в нём можно найти много способов креативной миссии. Искусство, музыка, литература — жаль, что мы рискуем отдать всё это светским и даже антихристианским силам. В то время как в культуре в широком смысле можно найти очень много вызовов для нас самих. Хочу поблагодарить те приходы, где что-то начали делать в этом направлении, с беспокойством о том, как эта музыка или изображения могут свидетельствовать о Христе, как они могут помочь Христу тронуть сердца тех, кто будет смотреть и слушать.
Последнее слово хочу сказать о Синодальном процессе. Я не могу согласиться с тем, что он провалился. Определенные ожидания до сих пор не оправдались, да. Но я, благодаря этому процессу, стал больше замечать потребность в общении, желание общения. С другой стороны, есть и широко распространившаяся неспособность к общению. И здесь креативная миссия может помочь нам. Ощущая эту потребность, я стал больше путешествовать по приходам, уделять внимание паломничествам. Один из чудесных плодов только что завершившегося паломничества в Сирию — вновь обретенное общение. Удивительно, как 44 человека с первого момента ощутили нужду друг в друге, какими открытыми они были во встречах, которые мы проводили. И я замечаю, что это общение заразительно, оно стремится включить и других. Конечно, общение не устанавливается «по декрету». Поэтому необходимо не забывать, что мы находимся внутри истории, что победа Христа не включила в историю мгновенное наступление Вечной жизни. Воскресение сопровождает нас на пути истории, но на нём остается также и зло, остаются «невоскрешенные» моменты в личной и социальной жизни. Наша миссия в том, чтобы Воскресение осветило эти остающиеся темные стороны.
Поэтому я считаю, что нам не нужно придумывать тему года. Надо принять то, что есть. И сама Церковь указывает нам на этот путь – путь общения, который включает и призвание, и миссию.
В связи с этим я хочу сделать несколько объявлений.
В начале июня в Санкт-Петербурге и в начале ноября в Москве пройдут важные юбилеи [240 лет Могилевской Архиепархии, 150 лет Собору Успения Пресвятой Девы Марии в Санкт-Петербурге, 100 лет судебного процесса над католическим духовенством в Москве]. Воспримем эти события как предложение, которое Сам Христос даёт нам для нашей креативной миссии. Почему не попробовать активно участвовать в этих событиях? Задать себе вопрос: что я могу сделать в связи с этим событием в своей общине?
В конце августа пройдет Всероссийская встреча молодёжи в Санкт-Петербурге. Это тоже важное событие, которое родилось из-за тяжелых обстоятельств, которые мы переживаем, и наша молодёжь не может поехать в Португалию на встречу с Папой. И тогда в силу этой креативной миссии возникла идея организовать эту встречу у нас. И даже Папа Франциск согласился и одобрил эту идею, когда мы объяснили ему ситуацию. Зададим себе вопрос: я сделал всё возможное, чтобы молодёжь моего прихода приняла участие в этом событии?
В сентябре пройдёт епархиальное паломничество в Армению. Я уже говорил о том, что мы пережили в Сирии. Добавлю только, что это возможность общения между священниками, монашествующими, мирянами. Спросите себя: может быть, мне или членам моей общины было бы полезно участвовать в этом?
Это касается также общеепархиальных мероприятий 31 мая [молитвенные богослужения о продолжении Синода]. Я понимаю, может быть, тяжело, что мы просим не каждый приход осуществить эти богослужения о поддержке Синодального процесса. Но, опять же, давайте проверим все возможности поехать в ближайшее святилище, где будет проводиться это богослужение. Давайте не исключать эту возможность априори. Это тоже часть той креативной миссии.
Также следующей весной или осенью я хочу возобновить паломничества для священников. Наш пресвитерий нуждается в этом обновленном общении. В этом плане хочу поблагодарить деканов за все инициативы, которые они предпринимают в своих деканатах, чтобы поддерживать и развивать это общение, это единство между нами.
Наконец, радостная новость: в конце июня в Петербурге состоится первое в нашей епархии рукоположение постоянного диакона [Алексея Пирогова]. Я очень рад этому. То, что это происходит именно сейчас, — это как семя, как чудо, как плод той креативной миссии, к которой мы призваны. Аминь.
Фото: Ольга Хруль