Дорогие братья и сестры!
Шестое воскресенье Пасхи делает акцент на свидетельстве, ставя на первый план это, можно сказать, самое простое действие. Однако Иисус требует этого действия от тех, кто следует за Ним. В чем заключается свидетельство, о котором мы слышали в сегодняшних чтениях?
Свидетельство, прежде всего, подразумевает, что, столкнувшись с определенным событием, мы призваны свидетельствовать о том, что мы видели. И, на самом деле, Сам Иисус и сам Иоанн в начале своего первого Послания – это я уже много раз цитировал, — используя юридический язык, говорит именно об этом: «Мы свидетельствуем вам».
Однако для нас это свидетельство существенно важно. Потому что для всех тех, кто появился в этом мире после Воскресения и Вознесения Христа, единственная возможность стать свидетелями, то есть соединиться с Самим Христом, это как раз свидетельство первых. И то, что они видели, и то, что осязали их руки, как говорит Иоанн, они передали. И передавали из поколения в поколение для того, чтобы и нам передать то же самое. Это как раз то, что требуется от свидетеля: чтобы он был верным, то есть, чтобы он доподлинно сообщил о том, что он видел.
Это, дорогие, браться и сестры, по сути и есть вера. Вера заключается в том, чтобы признать события жизни и деяния Иисуса, но не прямым образом, потому что мы не в состоянии это сделать, мы не могли видеть Иисуса. И тогда Иисус «придумал» веру, чтобы мы могли соединиться с Ним через веру – сначала апостолы, а потом и все мы. Можно сказать с уверенностью, что Христос Воскрес и обитает посреди нас. Благодаря вере мы можем переселиться, условно, в Палестину и ходить вместе с Иисусом. Благодаря вере, а не фантазии, мы можем вживаться в те живые отношения и встречи, которые происходили с Иисусом. Благодаря вере мы может участвовать в Страстях и в Воскресении Христа. И наконец, благодаря вере мы можем свидетельствовать о Нем, не как о мертвом, не как свидетельствуют об идее или о какой-то философской теории, а как свидетельствуют о живом. Вот то, что поразило тех, кто встретил первых христиан: это то, что они говорили о Христе не как о мертвом, а как о живом посреди них.
Но тогда каково содержание этого свидетельства? Содержание свидетельства – это общение. Общение, которое устанавливается между христианином, Христом и другими верующими. Вот почему последние слова Иисуса перед смертью были именно об общении, о единстве. Вот почему Иисус «придумал» способ, чтобы соединиться с Ним – общение. Если бы не было общения, если бы не было Церкви, если бы не было общины, буквально невозможно было бы соединиться со Христом. Буквально невозможно было бы встретить Его. И тогда о чем бы нам было свидетельствовать? Увы, не о чем! Но это, увы, сегодня происходит со многими, им нечего передать, потому что не живут ничем. Нет никаких встреч со Христом для многих верующих и потому они даже не знают, о чем свидетельствовать. Вот почему необходимо дорожить общением, вот почему единство общины выходит на первый план. Потому что единство общения само по себе свидетельствует о Христе, даже без слов. Когда мы видим семью, которая живет в общении, в единстве, у нас сразу возникает вопрос: как это возможно? Почему они такие? И ответ прост: потому что они живут верой. Потому что для них центр жизни – Христос. И тогда самим способом жизни они свидетельствуют о Христе. Никто из нас постоянно не говорит о жене, о муже, о детях, но от того, как действует человек, понятно, каковы взаимоотношения в семье, и то же самое – в общине Церкви. От того, как мы действуем, от того, как мы относимся друг другу, видно, есть ли Христос в центре нашей жизни или нет. Аминь!
14 мая 2023 г.
Фото: Ольга Дубягина