9 июня — память святого Ефрема, диакона и Учителя Церкви

Он был диаконом или слугой, как в литургическом служении, так и более радикально в любви Христовой, которую воспел так своеобразно, и, наконец в любви к нашим братьям, которых вводил с редким искусством в знание о Божественном Откровении.

«Отцы пустынники и жены непорочны…» Эти пушкинские стихи, знакомые каждому со школьной скамьи включают в себя переложение великим русским поэтом строк другого великого поэта, жившего в Азии в IV веке после Рождества Христова. Они — своеобразная дань восхищения и почтения одного великого стихотворца другому.

Владыко дней моих! дух праздности унылой,
Любоначалия, змеи сокрытой сей,
И празднословия не дай душе моей.
Но дай мне зреть мои, о Боже, прегрешенья,
Да брат мой от меня не примет осужденья,
И дух смирения, терпения, любви
И целомудрия мне в сердце оживи.


Именно так Пушкин передал знаменитую, повторяемую восточной Церковью во время всего Великого поста молитву:
«Господи и Владыко живота моего, Дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми. Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любви даруй ми, рабу Твоему. Ей, Господи, Царю! Даруй ми зрети моя прегрешения, И не осуждати брата моего Яко благословен еси во веки веков. Аминь.

Эту молитву за шестнадцать столетий до Пушкина написал поэт, богослов и музыкант – святой Ефрем Сирин.

Ефрем Сирин родился в 306 году в Месопотамии, в городе Низибии, в тех местах, где некогда проповедовал апостол Фаддей. Его родители, по происхождению сирийцы, были христианами и воспитали сына в вере. Сам он свидетельствовал, что с детства видел в своём близком окружении только достойные примеры и вырос на рассказах о великих христианских подвижниках и мучениках за веру. Он получил прекрасное образование, был знаком не только с культурой Востока, но и с сокровищами античной культуры и философии. Сам он своё образование считал недостаточным, называя себя «неучёным и малоосмысленным», но такая оценка самого себя была плодом смирения, свойственного многим великим святым и многим великим учёным, современников же восхищали его глубокие познания в самых разных областях. Высоко ценя знание, он считал его сокровищем более драгоценным, нежели все другие сокровища.

Решение посвятить себя Богу было принято им ещё в юности. Различные жизнеописания святого сохранили множество поэтичных легенд о том, как родители его, когда он был ещё младенцем, увидели чудесный сон, в котором на языке ребёнка взошла виноградная лоза и «…выросши, наполнила ветвями и гроздьями всю поднебесную. Птицы небесные собирались и ели ягоды винограда, и сколько они съедали, настолько же количество винограда увеличивалось», и о том, каким он был чудесным отроком, кротким и мудрым, но сам Ефрем в «Исповеди» об истории своего выбора рассказывает иначе. Он говорит о том, что в юности пережил разочарование в мире, в котором не видел никакого добра, только нечестие, зло и обман, и склонялся к мысли о том, что Бог оставил мир и отвернулся от людей, и всё, происходящее в мире случайно. И когда он находился в таком смятении духа, с ним случилось несчастье – он был обвинён в краже овец у пастухов, у костра которых ночевал. Его бросили в тюрьму, и здесь он вспомнил об одной из своих детских шалостей – мальчиком он вместе с другими детьми открыл хлев, где стояла единственная корова, принадлежавшая бедному человеку. Из-за детской шутки бедняк потерял своё единственное достояние. И тогда Ефрему стало ясно, что ничто в мире не бывает бессмысленно – всё имеет причины и следствия. Невиновность Ефрема была доказана – его выпустили из тюрьмы, но в Низибию вернулся уже не сомневающийся, разочарованный юноша, а зрелый христианин, умеющий видеть руку Божию во всём, что происходит вокруг.

Возвратившись домой, Ефрем принял решение всецело посвятить свою жизнь Богу. Он стал учеником низибийского епископа Иакова, который рукоположил его в диаконы. Под руководством Иакова им была основана школа, где он преподавал. Предполагается, что вместе с Иаковом он присутствовал на Никейском Соборе. После смерти Иакова и захвата Низибии персами в 363 г. Ефрем поселился в Эдессе. Здесь в последние годы жизни, во время вызванного неурожаями голода он организовал помощь для голодающих и открыл больницу для бедных. Здесь же 9 июня 373 года он умер, заразившись чумой от своих подопечных, и был, согласно его завещанию, похоронен как ничего не имеющий нищий.

Наследие святого Ефрема огромно — по свидетельству церковного историка V в. Эрмия Созомена оно составило более 3 миллионов строк и включило в себя экзегетические труды, ценность которых обусловлена, в том числе и тем, что святой был прекрасно знаком с культурой, обычаями, религиозными традициями народов Востока и поэтому легко толковал многие места трудные для понимания западных экзегетов, труды, направленные против ересей, а также проповеди и гимны.

Некоторые исследователи отмечают, что хотя он и был знаком с философией и логикой античности, его главным аргументом в защиту истин веры было, прежде всего, умелое цитирование библейских текстов, в отличие от современных ему западных богословов, стремившихся использовать в полемике с еретиками и язычниками достижения античной философии. Но Ефрем не только апеллирует к Библии, споря с ересями – он использует в этом споре свой поэтический и музыкальный дар, слагая христианские гимны на те же, очень популярные в то время мелодии, что и гимны, сочинённые еретиком Вартесаном.

В первую очередь Ефрем Сирин – проповедник и поэт, его главный аргумент во всех спорах – любовь. С восторгом и удивлением, свойственным всякой настоящей любви он взирает на предмет своего поклонения – Бога. Гимны и молитвы, сложенные преподобным Ефремом Сирином и в наши дни составляют подлинное богатство Церкви, сам же он, используя всю силу своего чудесного поэтического дара, говорит так: «Псалом да будет непрестанно в устах твоих. Призываемое имя Божие прогоняет бесов, освящает псалмопевца. Псалом — тишина души, он вознаграждает миром. Псалом — посредник дружбы, единение разъединенных, примирение враждующих. Псалом — привлечение ангельской помощи; оружие против страха мощного, успокоение от дневных трудов, безопасность младенцев, украшение пожилым, утешение старцам, самое приличное убранство женщинам. Он населяет пустыни, уцеломудривает народные собрания; он — первоначальное обучение новопоступающим, приращение преуспевающим, утверждение совершенным, глас Церкви. Он делает светлыми праздники; он производит печаль по Богу. Псалом и из каменного сердца вызывает слезы. Псалом — дело Ангелов, небесное жительство, духовное кадило. Псалом — просвещение душ, освящение тел».

Его называли «арфой Святого Духа» и «сирийским пророком», его творения читались в церквах Сирии во время литургии, его гимны стали прекрасными поэтическими катехезами, и сегодня гимны, принадлежащие его перу, поются христианами во всём мире.

В 1920 году Папа Бенедикт XV объявил его Учителем Церкви.

«Он был диаконом или слугой, как в литургическом служении, так и  более радикально в любви Христовой, которую воспел так своеобразно, и, наконец в любви к нашим братьям, которых вводил с редким искусством в знание о Божественном Откровении, — сказал Папа Бенедикт XVI на общей аудиенции 28 ноября 2007 года о преподобном Ефреме Сирине, по словам Святейшего Отца сумевшим примирить призвание богослова и призвание поэта.

Анна Кудрик