Сегодня святая Розалия, дева королевской крови, отшельница, пренебрёгшая короной ради Небесного Жениха, вместе со святыми мученицами Лючией и Агатой почитается как заступница всей Сицилии и города Палермо и покровительница тяжелобольных.
Флорентийский писатель и политический деятель Пьеро Барджеллини писал о легендах, повествующих о святых так: «Легенда, как вьюнок, обвивающий стебель растения. Как сначала был стебель, а потом вьюнок закрыл его, так и святость возникла первой, а потом легенды обвили её, покрыв фантастическими цветами». Эти слова можно отнести ко многим великим подвижникам, которых народная молва почитала святыми и о которых слагала легенды задолго до того, как их святость была признана и подтверждена Церковью. И особенно справедливы они в отношении святой Розалии, девы и отшельницы, одной из трёх наиболее почитаемых на Сицилии святых девственниц. Её, покровительницу Палермо, возле которого она совершила свой, вначале незамеченный широким миром подвиг отречения и тихой молитвы, жители города и сегодня, как и в старые времена, нежно называют “Santuzza”.
О земной жизни этой святой известно очень немногое. Она родилась на Сицилии в знатной семье в 1125 г. Её отец герцог Синибальдо был прямым потомком Карла Великого, а мать Мария Джускарда приходилась кузиной королю Сицилии Рожеру II. Легенда гласит, что Розалия отличалась редкой красотой, и достойнейшие рыцари королевства, среди которых был и Болдуин, будущий король Иерусалима, искали её руки. Однако её привлекал иной путь. В то счастливое для Сицилии время, когда освобождённый норманнами от власти арабов остров стал центром независимого королевства, в котором, благодаря широте взглядов Рожера II, представители всех вероисповеданий получили равные права, христианство здесь переживало период духовного возрождения. Недавно обретённая религиозная свобода вызвала к жизни религиозный пыл и рвение, породившие рост призваний к монашеству, в том числе и среди отпрысков знатных семей. Развивались как восточная, василианская монашеская традиция, так и западная — бенедиктинская. Но Розалию влек более трудный, хотя и не такой необычный в её время путь – оставив роскошную жизнь в родительском доме, она стала отшельницей. Вначале девушка поселилась в маленькой келье недалеко от бенедиктинского монастыря в 20 километрах от Палермо, где совершила покаяние, а позднее перешла на гору Монте Пеллегрино, где, жила в уединённой пещере, в молитве, посте и созерцании. Неподалёку находились церковь византийского обряда и бенедиктинский монастырь, и благодаря этому юная отшельница могла участвовать в мессе и исповедоваться (25 апреля 1624 года в этой пещере два каменщика, пришедших за камнями для доминиканского монастыря св. Стефана, найдут надпись на латыни, сделанную её рукой: «Я, Розалия, дочь Синибальдо, господина Куискуина и Розы, ради господа моего Иисуса Христа решила жить в этой пещере»). Больше ничего о её земной жизни не известно. Никаких сведений о чудесах и необыкновенных событиях народная память не сохранила, хотя местные жители и считали её святой. Согласно записи в старинной церковной книге, она умерла 4 сентября 1160 г. в возрасте 35 лет. Со временем возле пещеры построили монастырь, где была капелла во имя святой Розалии, но, несмотря на это и на то, что на Сицилии её имя входило в литанию ко всем святым, официально канонизирована она не была.
Прошло время, и мало-помалу память об отшельнице из Палермо стала стираться. Не пожелай Бог, чтобы мир узнал о святости Розалии, о ней бы забыли, как забыли о многих, чьи заслуги известны только Ему. В 1624 г., когда прошло почти 500 лет после смерти отшельницы, в Палермо пришла чума. Лекарства от этой страшной болезни не было, и люди умирали сотнями и тысячами. В самый разгар эпидемии, 26 мая 1624 г., умирающей женщине Джироламе Кат во сне явилась девушка, одетая в белые одежды и пообещала, что та выздоровеет, если поднимется на Монте Пеллегрино в благодарность за исцеление. Джиролама, почувствовавшая себя много лучше, немедленно отправилась на гору с двумя друзьями, хотя это стоило ей больших усилий. Там у неё вновь началась лихорадка, жестокие приступы которой облегчались только водой из источника, вытекавшего из небольшой пещеры. Спустя четыре дня болезнь отступила, женщина почувствовала себя здоровой и погрузилась в блаженный, освежающий сон, в котором вновь увидела во сне девушку в белом. На этот раз, девушка назвала себя Розалией, дочерью герцога Синибальдо и указала место своего захоронения. 15 июля 1624 г. в месте указанном Джироламе во сне, на высоте 429 метров, в пещере была найдена могила. Кости обнаруженные там перенесли в личную капеллу кардинала Джанеттино Дориа, архиепископа Палермо. Однако сам он сомневался, действительно ли найденные останки принадлежат святой Розалии. При беглом исследовании казалось, что в могиле на горе найдены три черепа, причём ни один из них не принадлежит женщине, в то время как скелет был только один. Более тщательное изучение мощей комиссией, состоящей из врачей и представителей Церкви, показало, что сильно повреждённый и обызвествившийся кувшин и булыжник специфической формы вначале приняли за два полуистлевших черепа, единственный же настоящий череп, который посчитали слишком массивным для того, чтобы быть женским, за пятьсот лет покрылся толстым известковым налётом. Когда налёт удалили, стало очевидно, что череп женский. Остальные же найденные кости, безусловно, принадлежали одной женщине небольшого роста и хрупкого сложения.
Между тем, эпидемия чумы продолжалась. Некий житель Палермо, Винсент Бонелли, чья жена умерла от чумы, поднялся на Монте Пеллегрино, чтобы помолиться святой Розалии. Во время молитвы отшельница явилась ему и обещала, что если город обойдёт процессия с её вновь обретёнными мощами, эпидемия прекратится. Бонелли отправился к архиепископу и передал ему слова святой. Жители Палермо пронесли мощи в процессии по охваченному чумой городу, и святая Розалия выполнила своё обещание. Все сомнения в подлинности мощей рассеялись.
В 1630 г. Папа Урбан VIII провозгласил Розалию святой и включил её имя в Римский Мартиролог.
Сегодня святая Розалия, дева королевской крови, отшельница, пренебрёгшая короной ради Небесного Жениха, вместе со святыми мученицами Лючией и Агатой почитается как заступница всей Сицилии и города Палермо и покровительница тяжелобольных. На Монте Пеллегрино, к месту, где она в течение долгих лет в тишине и уединении восхваляла Бога, на протяжении 350 лет ежедневно поднимаются многочисленные паломники. Здесь построен санктуарий в её честь, а из пещеры по-прежнему течёт ручей, из которого некогда пила Джиролама Кат и вода которого с тех пор считается целебной. Её чудесно найденные мощи покоятся в серебряной раке в капелле кафедрального собора Палермо, а дни её памяти — 4 сентября, когда она из уединённой пещеры на горе вошла в славу своего Жениха и 15 июля день обретения её мощей — главные праздники города, которому она покровительствует с того времени, как спасла его жителей от чумы.
Анна Кудрик