Его друг и современник епископ Сарагосы Браулио писал, что Бог послал святого Исидора, чтобы спасти народ Испании от приливной волны варварства и жестокости, которая грозила затопить древнюю цивилизацию страны.
Все те, кто получил среднее образование в советской школе, твёрдо знали, что вслед за расцветом искусства, культуры и науки в эпоху античности последовали страшные тёмные века, когда христианская церковь преднамеренно уничтожила все достижения великих умов древности и только чудом до нас дошли некоторые сведения об этой великой эпохе.
В самом деле, период раннего Средневековья в Европе не был безоблачным временем, это действительно было время гибели древних культур, великого переселения народов, разрушения прежних государств и возникновения новых.
Излишне говорить, что не христианство, систематически преследуемое как античными государствами, так и варварами и еретиками, было причиной возникновения того хаоса, из которого на территории современной Европы возник известный нам новый мир, в основе которого лежали новые, христианские ценности, оплаченные кровью десятков тысяч христианских мучеников. В этом мире, среди войн, бедствий, голода и разрушений сохранились лучшие достижения античной мысли, сохранились не случайно, а благодаря усилиям Церкви, тогда ещё юной и не имеющей того веса перед лицом сильных мира сего, который она приобрела позднее. Образованные деятели Церкви сделали доступными для своих современников и сохранили для будущих поколений сокровища знаний. Одним из наиболее выдающихся учёных той эпохи был святой Исидор Севильский, епископ и Учитель Церкви, проделавший огромный труд по сохранению и систематизации античного наследия.
Святой Исидор Севильский родился около 560 г. в древнем городе Картахене, некогда бывшем римской колонией, затем принадлежавшего Византии, а впоследствии перешедшего под власть вестготов. У его родителей Севериана и Теодоры благочестивых христиан знатного происхождения, кроме Исидора было ещё трое детей, старший из которых, Леандр, был епископом Севильи, Фульгенций епископом Астиджи, а сестра Флорентина, ставшая монахиней, как говорят, управляла более чем сорока монастырями и тысячью монашествующих. Все четверо были впоследствии причислены к лику святых. Исидор, воспитанием которого после смерти родителей руководил Леанлр, получил образование в кафедральной школе Севильи, первой в своём роде школе в Испании, где преподавание велось по принципу изучения семи свободных искусств, составляющих тривиум и квадривиум. Позднее такая система образования была принята во всех средневековых университетах. Благодаря необычайной одарённости, соединённой с редким трудолюбием Исидор не только изучил риторику, логику и грамматику, входящие в тривиум и арифметику, геометрию, астрономию и гармонику, составляющие квадривиум, но и блестяще овладел латинским, еврейским и греческим языками, что дало ему, уже знакомому с античной философией, возможность глубоко изучить творения древних филсофов, познакомиться с творениями ранних Отцов Церкви, стать одним из наиболее авторитетных исследователей Ветхого Завета.
Один из самых образованных людей своего времени, святой Исидор написал множество трудов по богословию, истории, философии, в том числе знаменитую «Историю готов, вандалов и свевов», «Книгу канонов», в которой изложены постановления Церковных Соборов, начиная с ранней Церкви, трактаты по физике и астрономии. По просьбе своей сестры Флорентины он написал труд, в котором показывал, как пророчества Ветхого Завета находят разрешение и исполнение в Новом Завете и искупительной жертве Христа, завершавшийся призывом к иудеям принять христианство. Но самым значительным трудом святого Исидора стала двадцатитомная энциклопедия, именуемая «Этимологии» или «Начала», включившая в себя сведения из самых различных областей человеческого знания, как относящихся к древности, так и современным автору. Первые три тома посвящены семи свободным искусствам, четвёртый медицине и библиотекам, пятый — законам и хронологии, и так далее от этимологии до земледелия, от камней и металлов до архитектуры и строительства дорог и содержат ссылки на сто пятьдесят четырёх древних авторов. Благодаря этому труду святого Исидора называют учителем Средневековья. «Этимологии» переписывались и, после изобретения книгопечатания, переиздавались рекордное количество раз, и на протяжении нескольких веков использовались во всех европейских университетах в качестве учебника.
Среди современников святой Исидор пользовался непререкаемым авторитетом учёного.
«Чудесный доктор, прекраснейшее украшение католической Церкви, учёнейший человек своего времени, именуемый всегда с глубоким почтением, Исидор» — так говорится об этом великом человеке в документах Толедского Собора 653 г. , спустя семнадцать лет после его смерти.
После смерти своего брата Леандра около 601 года и до самой своей кончины святой Исидор занимал епископскую кафедру Севильи. За время своего епископского служения ему удалось успешно противостоять ереси арианства, принесённой в Испанию вестготами и способствовать обращению в христианство вестготских королей. В тот момент, когда Исидор стал епископом, в опасности находилась не только христианская Церковь Испании, но и культура – варвары, пришедшие сюда полтора века назад, в значительной степени способствовали разрушению системы образования, сохранявшейся здесь со времён римского владычества, опрощению нравов, утрате традиций. Святой Исидор видел свою задачу в том, чтобы, используя религию и просвещение ассимилировать варварские народы, сделав их частью новой христианской культуры. Он настаивал на том, чтобы каждая епархия открыла семинарию, и добился того, чтобы на IV Поместном соборе в Толедо, было принято соответствующее решение, основывал школы, поощряя не только классическое религиозное образование, но и изучение естественных наук и медицины. Его друг и современник епископ Сарагосы Браулио писал, что Бог послал святого Исидора, чтобы спасти народ Испании от приливной волны варварства и жестокости, которая грозила затопить древнюю цивилизацию страны.
Святой Исидор нёс епископское служение почти сорок лет. Несмотря на преклонные годы и усталость от нескончаемых пастырских трудов, до самой смерти он не прекращал своих учёных занятий, не умалял аскезы, всё больше и больше заботился о бедных, сильнее и сильнее урезая собственные потребности. Последние шесть месяцев жизни его благотворительная деятельность достигла такого размаха, что его дом был полон нуждающихся с утра до вечера. Чувствуя приближение смерти, он просил двух епископов прийти к нему и, войдя вместе с ними в церковь, облачить его во вретище и посыпать голову пеплом в знак покаяния. Воздев руки к небу, святой молил о прощении своих грехов, распорядился раздать бедным те немногие деньги, которые он сам не успел отдать им и, в последний раз причастившись Тела и Крови Христовых, вернулся домой, где спустя четыре дня, 4 апреля 636 г. спокойно почил. Его похоронили в соборе рядом с братом Леандром и сестрой Флорентиной, умершими прежде него. Во время нашествия мавров его мощи были перенесены в Леон, в церковь святого Иоанна королём Леона и Кастилии Фердинандом. Там они находятся и сейчас.
Исидор Севильский был канонизирован в 1598 г. Папой Климентом VIII, а в 1722 г. Папа Иннокентий XIII, провозгласил его Учителем Церкви. Как человек, отдавший много сил образованию, он почитается как покровитель студентов. Кроме того, его, как создателя первой энциклопедии считают также покровителем Интернета, как сокровищницы знаний.
Анна Кудрик