О событии, давшем начало празднику, который Католическая Церковь отмечает 31 мая, известно из Евангелия от Луки, единственного, подробно рассказывающего о событиях, предшествовавших Рождеству Спасителя.
Около двух тысяч лет тому назад, на самом краю могущественной Римской империи, в маленьком, селении Эйн-Карем к западу от Иерусалима, в доме, недалеко от сельского источника, встретились две женщины, состоявшие в близком родстве, молодая — Мария, невеста плотника Иосифа из Назарета, и пожилая — Елизавета, жена священника Захарии, уже потерявшая надежду когда-либо иметь детей, но сейчас, наконец, находившаяся в счастливом ожидании ребёнка. На взгляд современников — обычная, ничем не примечательная встреча – молодая родственница пришла, как это было принято, навестить будущую мать, помочь, если нужна помощь, разделить радость от того, что увеличивается семья, что Бог отвратил гнев Свой от супругов и дал им желанное дитя. Но, едва увидев гостью, старшая родственница, Елизавета, сказала нечто, что показалось бы странным любому, кто её услышал: «Благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева Твоего! И откуда это мне, что пришла Матерь Господа Моего ко мне? Ибо когда голос приветствия Твоего дошел до слуха моего, взыграл младенец радостно во чреве моем. И блаженна Уверовавшая, потому что совершится сказанное Ей от Господа». Однако младшая, Мария, ничуть не удивилась, потому что знала, о чём говорит её немолодая сестра и, полная радости и достоинства, ответила на непонятные постороннему свидетелю слова: «Величит душа Моя Господа; и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моём, что призрел Он на смирение Рабы Своей; ибо отныне будут ублажать Меня все роды; что сотворил Мне величие Сильный; и свято имя Его; и милость Его в роды родов к боящимся Его. Явил силу мышцы Своей; рассеял надменных помышлениями сердца их; низложил сильных с престолов, и вознёс смиренных; алчущих исполнил благ, и богатящихся отпустил ни с чем. Воспринял Израиля, отрока Своего, воспомянув милость, как говорил отцам нашим, к Аврааму и семени его до века», возвращая хвалу Елизаветы Тому, кому принадлежит и от Кого исходит вся слава и всё добро, и вся любовь в мире.
О событии, давшем начало празднику, который Католическая Церковь отмечает 31 мая, известно из Евангелия от Луки, единственного, подробно рассказывающего о событиях, предшествовавших Рождеству Спасителя. Мы знаем, что получив известие от Архангела Гавриила, Мария «встав… пошла с поспешностью…в нагорную страну, в город Иудин», возможно, увидев в словах чудесного посланца о «родственнице Елизавете» указание на того единственного пока человека, который способен понять и разделить переполняющую Её радость. Библеисты отмечают, что сам путь Марии с севера на юг, из Назарета в Эйн-Карем исполнен символического значения: «…Мария пускается в долгое паломничество «путями вершин», дорогой, пройденной когда-то Патриархами — Авраамом, Исааком и Иаковом, — пересекавшими Святую Землю с севера на юг. Это дорога великих святилищ и победных битв Израиля: Сихем, Вефиль, Силом, Галгал, Гаваон, Иерусалим» (о. Пьер Дюмулен «Гимн Марии: школа молитвы»). И Елизавета узнала в Ней Мать Спасителя, но прежде, чем это случилось, узнал своего Господа младенец во чреве Елизаветы. Встреча двух родственниц (в русской традиции принято называть их двоюродными сёстрами, западная использует более размытое обозначение родства — кузина), такая обыденная для постороннего взгляда, стала первой встречей Иоанна Предтечи с Христом, пророком и «более чем пророком» Которого ему предстояло стать, Тем, Кого он через тридцать лет, у Иордана назовёт «Агнцем Божиим, берущим на Себя грех мира», Тем, о Ком он будет свидетельствовать «проповедью, крещением покаяния и, наконец, мученической кончиной» (ККЦ). Елизавета же, приветствовавшая Марию и Её только что зачатое Дитя, стала первым человеком, воздавшим, через Марию, хвалу Христу.
В Византийской Церкви праздник, посвящённый Пресвятой Деве Марии, отмечаемый 2 июля, во время которого на литургии читался отрывок из Евангелия от Луки, повествующий о встрече Марии и Елизаветы, в том числе и гимн Magnificat, был известен с конца V века. Праздник назывался «Положение честных риз Богородицы во Влахернской церкви» и был посвящён перенесению в храм одеяния Богородицы, хранившегося до того в доме византийских аристократов — братьев Галвина и Кандида. Братья обнаружили его во время паломничества в Палестину в доме благочестивой женщины в Назарете и, как рассказывает «Сказание о положении честной ризы Пречистой Девы Богородицы во Влахернской церкви», вывезли бесценную реликвию в Константинополь. Во время празднования перенесения реликвии и вспоминалась встреча Пресвятой Богородицы с Елизаветой и читалась Песнь Марии. На то, что встреча Марии и Елизаветы почиталась, как значимое в истории спасения событие указывает и то, что на месте дома Захарии уже в IV в. находилась церковь, а источник в нескольких шагах от неё, сохранившийся до наших дней, носил имя источника Марии. Вода из него считалась не только необыкновенно чистой и вкусной, но и чудотворной.
В Римской Церкви праздник появился значительно позднее, в 1263 г., благодаря францисканцам, а особенно, святому Бонавентуре, бывшему тогда генералом ордена, любившему Пречистую Деву почтительной сыновней любовью и много способствовавшему развитию почитания Марии в Западной Церкви. «Как посредством ее Бог сошел к нам, так и нам надлежит посредством ее взойти к Богу», потому что, «никто не может войти в Рай, как только вратами, которые суть Мария» — утверждал он. В интерпретации францисканцев главный акцент праздника был перенесён с события перенесения реликвий на тот евангельский эпизод, который описан в литургическом чтении дня. Праздник был утверждён Папой Урбаном VI в 1389 г., но обязательным для всей Церкви стал только с 1570 г. Первоначально, праздник отмечался также, как и в Византии 2 июля, но со временем был перемещён на 31 мая, так как в Евангелии от Луки говорится, что Мария пробыла в доме Захарии «около трёх месяцев», вероятно, до тех пор, пока Елизавета не родила, и таким образом, встреча состоялась за три месяца до Рождества Иоанна Предтечи, т. е. в последних числах мая. Согласовывается эта дата и со временем Благовещения и Рождества Христова. Сегодня Праздник Посещения Пресвятой Девой Марией Елизаветы празднуется большинством поместных Церквей 31 мая и только на территориях распространения немецкого языка. по-прежнему, отмечается 2 июля.
На месте встречи Матери Господа нашего со святой Елизаветой, в селе Эйн-Карем, давно ставшем пригородом Иерусалима, на фундаменте древнего храма стоит церковь Посещения и монастырь святого Иоанна Предтечи, принадлежащий ордену Братьев Меньших, а невдалеке – Горненский женский православный монастырь, а между ними, как и две тысячи лет назад – источник, возле которого некогда стоял дом священника, где две женщины, юная и немолодая, впервые произнесли слова, которые сегодня, вновь и вновь, каждую минуту многократно повторяются во всём мире множеством людей, во время молитвы Литургии Часов, в монашеских общинах и в группах мирян, и в личной молитве, исходящей из сердца христианина.
Анна Кудрик