«Он был воспитан апостолами, в юные годы был любимым учеником апостола Иоанна и стал связующим звеном между Отцами Церкви и теми, кто был свидетелем земной жизни Христа».
О святом Поликарпе известно, что он родился около 69 года, рано осиротел и был воспитан вдовой-христианкой Каллистой. Был рукоположен епископом Вуколом во диакона, а в 110 году — в сан епископа. До своей мученической кончины занимал кафедру Смирны.
Он был воспитан апостолами, в юные годы был любимым учеником апостола Иоанна и стал связующим звеном между Отцами Церкви и теми, кто был свидетелем земной жизни Христа. Встречи и беседы с ним имели большое влияние на Иринея Лионского, тогда ещё юношу. Позднее св. Ириней писал об этих встречах так: «Могу наименовать даже место, где сидел и разговаривал блаженный Поликарп. Могу указать все входы его и исходы, начертать образ его жизни и внешний вид, изложить его беседы с народом, описать, как сам он рассказывал о своих беседах с Иоанном и другими самовидцами Господа, как припоминал слова их, как и что слышал он от них о Господе, как пересказывал о Его чудесах и учении, о чем получил предание от людей, которые сами видели Слово жизни, — и все его сказания согласовались с Писанием».
Нет никаких сомнений в том, что Поликарп пользовался не только авторитетом, но и всеобщей любовью. В рассказе о его мученической смерти, написанном почти сразу, упоминается, что его любили и почитали так глубоко, что когда он собирался разуться, ученики спешили помочь ему: «…ибо всякий раз каждый верный наперерыв спешил коснуться его тела, потому что ему за доброе житие и прежде мученичества воздаваемо было великое почтение».
Из писаний святого Поликарпа сохранилось только одно — «Послание к Филиппийцам», и в нём он предстаёт перед читателем не только мудрым учителем, но и очень добрым человеком. С тревогой предостерегает он верных от ересей, просит держаться добродетели, упоминая о священнике Валенте и его жене, не устоявшими перед искушением и присвоившими средства общины, святой искренне сокрушается о них и просит общину простить их и молиться о них, и в этих его словах нет ни обличения, ни гнева — только боль отца об оступившихся детях. На его необычайную, подлинно христианскую доброту указывает и маленькая, но очень живая и яркая деталь из рассказа о его мученичестве: он распорядился накормить и напоить солдат, пришедших арестовать его и отвести на смерть.
В 154 году он предпринял поездку в Рим, где встречался с папой Аницетом (в восточной традиции Аникитой), предположительно, для того, чтобы обсудить некоторые богословские вопросы, в том числе и время празднования Пасхи. В то время в малоазийских церквах был принято праздновать Воскресение Христово 14 нисана по иудейскому календарю, в то время как церковь в Риме праздновала Пасху в воскресенье, следовавшее за иудейской Пасхой. Несмотря на то, что ни один из спорящих не убедил другого, они расстались полные уважения друг к другу и, прощаясь, вместе совершили Евхаристию.
Вскоре после возвращения из Рима 86-летний епископ Смирны Поликарп принял смерть за Христа. Первое описание его мученичества содержится в уже упоминавшемся «Окружном послании Смирнской Церкви другим Церквам». Этот удивительный документ, волнующий, полный подробностей и убедительных деталей — выдающееся свидетельство веры первых христиан. Община Смирны рассказывает, что Поликарп не был первой жертвой гонителей: до того, как Епископ подвергся аресту, были замучены одиннадцать человек: «Кто не удивится мужеству [мучеников], их терпению и любви ко Господу? Рассекали бичами их тела так, что даже видны были внутренние вены и артерии; но они терпели. Даже стоящие около них плакали от жалости, а они были столь мужественны, что ни один из них не вскрикнул и не восстенал. Сим показали они всем нам, что славные мученики Христовы во время мучения своего были вне тела, или паче Господь, представ им, беседовал с ними».
Ученики убедили Поликарпа оставить Смирну и укрыться в деревне, где он проводил время в молитве. За три дня до смерти ему было видение, в котором он увидел, как занялось огнём изголовье его постели, и сказал бывшим с ним: «Надлежит мне сгореть живому». «Послание» подробно рассказывает об обстоятельствах ареста и смерти Поликарпа, передаёт в подробностях увещания консула похулить Христа и спасти свою жизнь и полный достоинства ответ Поликарпа: «Уже восемьдесят шесть лет я служу Ему, и Он ничем не обидел меня: как же могу хулить Царя моего, Спасшего меня?»
Когда его, не испугавшегося зверей, решили сжечь, пригвоздив к столбу, он сам взошёл на костёр, сказав: «Оставьте меня так. Ибо тот, кто дает мне [силы] терпеть огонь, подаст и без ваших гвоздей быть на костре неподвижным». Когда костёр разожгли, все бывшие при этом увидели чудо – огонь, образовав свод, прикрыл тело святого, не причиняя ему вреда. Наконец один из солдат, следуя приказу палачей, пронзил Поликарпа кинжалом — хлынувшая кровь погасила огонь, и из огня выпорхнул белый голубь.
Для того, чтобы уничтожить тело мученика, не дав сделать из его останков объект поклонения, римляне сожгли его, но ученики собрали его кости «которые драгоценнее дорогих камней и золота драгоценного» и похоронили их, как подобало.
Поликарп стал последней жертвой гонений в Смирне, как бы «запечатав его (гонение) своим мученичеством», как сказано в Послании, и ныне: «… он, терпением победив беззаконного начальника и таким образом восприяв венец нетления и веселясь ныне с Апостолами и всеми праведниками, славит Бога Отца Вседержителя и благословляет Господа нашего, Спасителя душ и телес наших и пастыря вселенской кафолической Церкви».
Анна Кудрик