Она молилась о спасении всех грешников, мечтая о рае для всех, и говорила, что хотела бы быть камнем, завалившим вход в ад.
20 апреля 1586 г., в Лиме, в семье испанского военного Гаспара Флореса и его супруги Марии д’Оливы родилась девочка, получившая при крещении имя Исабель. Малышка была так хороша собой, что индейская няня, взглянув на неё, воскликнула: «Какая же ты красавица, настоящая роза!» Так, под именем Розы, она и вошла в историю своей страны и историю всей Церкви — Роза из Лимы – первая святая американского континента, открытого незадолго до её рождения.
Вначале не слишком крепкая физически и потому крещёная дома девочка вскоре перестала внушать опасение за свое здоровье, и факт её крещения был подтверждён в церкви Сан Микеле. Она рано приняла первое причастие из рук Турибия де Монгровехо – архиепископа Лимы. Он же преподал ей таинство миропомазания, в котором она в качестве второго имени получила своё домашнее имя – Роза. В дальнейшем он стал духовным отцом девушки.
Склонность к молитве и созерцанию была присуща Розе с самого раннего возраста и, будучи ещё совсем ребёнком, она решила оставаться девственницей ради любви к Христу. Как это часто бывает, в семье это намерение не нашло понимания – родители хотели видеть красавицу дочь замужем, окружённой детьми, такими же прелестными как она сама, а её исключительная красота давала надежду породниться с лучшими семьями Лимы. Решив во что бы то ни стало избежать нежеланного ей замужества Роза принялась сражаться со своей красотой с пылкостью и усердием, которые обычно девушки вкладывают в достижение обратной цели. Она обрила волосы, натирала лицо жгучим перцем, чтобы оно потемнело и стало непривлекательным, а руки, которые тогда считались одной из главных составляющих женской прелести, обожгла щелоком. Всё это кажется странным, особенно с современной позиции, но если попробовать поменять у происходящего знак и представить себе юную девушку, которая изнуряет себя диетой, обжигает волосы краской, ложится на операционный стол, иногда рискуя жизнью, лишь бы добиться любви своего избранника, то всё становится на свои места – Роза хотела понравиться Небесному Жениху, и ради Его любви готова была на любые жертвы.
С помощью одного из своих братьев она построила в саду своих родителей что-то вроде кельи площадью 2 квадратных метра и проводила там долгие часы в молитве (эта келья сохранилась до наших дней и сейчас находится в самом центре Лимы). У неё были мистические видения, и подобно святой Екатерине Сиенской она заключила мистический брак со Христом. Двадцати лет от роду Роза, как и святая Екатерина, вступила в Третий Доминиканский орден. Она принимала близко к сердцу бедственное положение индейцев и очень сожалела, что не может активно заниматься апостольством в силу своего пола, но известно, что она давала индейцам и другим своим подопечным читать религиозные сочинения и учила их катехизису. Она молилась о спасении всех грешников, мечтая о рае для всех, и говорила, что хотела бы быть камнем, завалившим вход в ад. В жертву за спасение для всех она приносила многочисленные жертвы покаяния – почти ничего не ела, носила на голове венок из колючек, а на теле вериги, мазала губы желчью. В нашем мире такая тяга к страданию кажется странной и даже противоестественной, но вот как объясняла мотивы своих действий сама святая в письме к доктору Кастильо:
Господь наш и Спаситель возвышает Свой голос и произносит с несравненным величием: «Всем следует знать, что после испытаний приходит благодать; всем следует помнить, что без бремени страданий никто не может достичь вершин благодати; всем следует понимать, что мера даров умножается с возрастанием трудов. Пусть никто из людей не заблуждается и не обманывается: такова единственная лестница в рай, и кроме креста, не найти иного пути, чтобы взойти на небо».
Когда я услышала эти слова, меня охватил сильнейший порыв выйти на середину улицы и с великим воплем взывать ко всем людям всякого возраста и положения, мужчинам и женщинам: «послушайте, народы; послушайте, все люди! По повелению Христа, используя слова, что сошли с его уст, я вас предупреждаю: мы не можем стяжать благодать, если мы не переносим страданий; нужно, чтобы тяготы гро¬моз¬дились одна на другую, ибо лишь тогда мы сможем достичь глубокого участия в божественной природе, во славе сынов Божиих, в совершенном счастье души».
Тот же порыв побуждал меня возвещать красоту Божьей благодати; от этого у меня перехватило дыхание, я воздыхала и покрылась испариной. Мне казалось, что моя душа больше не может оставаться в темнице тела, но что она должна, порвав свои узы, отправиться по всему миру, вольная, ничем не сдерживаемая и всё более свободная, и говорить: «Если бы смертные могли познать, какая великая вещь — благодать Божия, как она прекрасна, благородна и драгоценна; сколько богатств она содержит, сколько сокровищ, радостей и наслаждений! Без всякого сомнения, они бы изо всех сил пустились на поиски тягот и страданий! Все по всему миру стали бы добиваться вместо богатства лишений, болезней и мучений, только бы добиться бесценного сокровища благодати! Она — конечная цель и награда за терпение. Никто бы не жаловался на крест и на тяготы, с какими бы только ни столкнулся, если бы знал, на каких весах они взвешены и какое несут за собой вознаграждение».
В заботе о спасении душ бедняков Роза не забывала заботиться и об их телесном благополучии, особенно помогая больным, некоторых из которых даже приносила домой, чтобы лучше ухаживать за ними. И сегодня она почитается как заступница социальных и благотворительных организаций.
Через некоторое время отец Розы потерял значительную часть своего состояния. Чтобы поддержать его дочь занялась вышиванием и выращиванием в саду, где она по-прежнему жила в маленькой келье, цветов и овощей на продажу. На эти средства она поддерживала семью, а часть денег раздавала бедным.
В конце концов родители девушки, подозревая её в психической неуравновешенности, подвергли её освидетельствованию, но ни врачи, ни священники не нашли у неё никакой душевной болезни, хотя физически она и была изнурена – приходилось признать, что видения Розы – правда, а поведение совершенно нормально. Тем не менее, ни в семье, ни в среде, из которой она происходила, её образ жизни не встречал понимания. Из всех близких только брат Фернандо, тот, что помогал ей строить келью, признавал за ней право быть иной.
За временем мистических видений и доверительных бесед с ангелом-хранителем и Пресвятой Девой Марией последовал период духовной пустыни, но Роза не сошла с избранного однажды пути – по-прежнему она молилась и страдала за спасение грешников, учила индейцев катехизису, ухаживала за больными, боролась с несправедливостью по отношению к слабым. Незадолго до смерти трудный период миновал. Последние три года она прожила в доме супругов Гонсалеса делла Маса и Марии Узатеги. 24 августа, в день предсказанный ею самой, в возрасте 31 года Роза из Лимы соединилась с Небесным Женихом. Её похороны показали всю любовь и почитание, которые питали жители Лимы к этой удивительной девушке, получившей в дар от Бога телесную красоту и обратившей её в красоту души. Вся Лима оплакивала свою святую, все хотели проститься с ней.
Святая Роза Лимская была канонизирована 12 апреля 1671 года папой Климентом Х. День её памяти, первоначально отмечался 30 августа, т. к. на день её смерти приходится праздник апостола Варфоломея, впоследствии перенесённый на 23 августа. Во многих странах Латинской Америки это национальный праздник. Вместе с несколькими другими святыми святая Роза избрана покровительницей Всемирного Дня молодёжи в Мадриде.
Анна Кудрик