21 февраля — память святого Роберта Саутвелла (Саусуэлла)

Одним из самых странных парадоксов истории является то, что человечество, на протяжении многих веков стремясь к свободе,  и видя одним из необходимых условий этой свободы свободу совести, постоянно преследует именно верующих. Свидетельством этому служит то,  сколько христианских мучеников принесены в жертву именно поборниками этой вожделенной свободы.

21 февраля — день памяти святого Роберта Саутвелла, убитого в 1595 году в стране, считающейся по традиции одной из самых свободных в Европе. Именно этой стране – Великобритании принадлежит первенство в области создания системы защиты прав своих граждан, в частности именно здесь возник первый суд присяжных, здесь был опубликован Билль о правах – первый в Европе документ, гарантирующий подданным защиту их прав и Билль  о веротерпимости, обещавший (при соблюдении некоторых условий) религиозную свободу всем британцам. Всем, кроме католиков, которым закон не гарантировал не только прав, но и жизни. За Робертом Саутвеллом, английским дворянином и священником-иезуитом, связанным кровными узами с половиной лучших семейств страны, не было иной вины, кроме твёрдой веры и честного следования монашеским обетам и долгу священника.

Роберт Саутвелл, поэт, священник и мученик, родился в 1561 г. в Хоршеме Сент Фейт, в графстве Норфолк. Его дед – Ричард был придворным Генриха VIII и, хотя принято считать, что семье Саутвеллов были не чужды прокатолические настроения, участие Ричарда Саутвелла в разрушении монастырей и преследовании католиков в правление короля Генриха – исторический факт. Мать Роберта происходила из рода Шелли, впоследствии давшего Англии одного из величайших поэтов – Перси Шелли.

В 1576 г., ещё совсем юным, Роберт покинул Англию для завершения образования. Вначале он учился в английском колледже Университета Дуэ, затем, из-за военных действий, развернувшихся в этой части Франции, продолжил учёбу в Париже, в Коллеж де Клермон, под руководством иезуита о. Томаса Дербишира и только в июне 1577 г. вернулся в Дуэ. Решение стать священником было вероятно принято уже тогда, потому что спустя год Роберт пешком отправился в Рим, чтобы вступить в Общество Иисуса, но ему отказали из-за слишком юного возраста, и два года он провёл в Турнэ. В архивах Общества Иисуса в Риме сохранилось его письмо в Рим, в котором он с юношеской пылкостью писал о «тоске и муках», которые он испытывал, будучи лишён возможности служить Обществу «всей жизнью, всей любовью, всем сердцем». 17 октября 1578 г. Роберт Саутвелл был принят в дом новициата Сант Андреа, и в 1580 г. вступил в Общество Иисуса. После окончания новициата Саутвелл посвятил себя изучению философии и богословия. Несмотря на молодость, он сделал значительные успехи в науках и после того, как некоторое время исполнял обязанности секретаря ректора, был назначен префектом по учёбе. В 1584 г. его рукоположили во священника.


В том же году, когда двадцатитрёхлетний Роберт Саутвелл стал священником, королева Англии Елизавета I издала закон, по которому католические священники не имели права оставаться в стране больше сорока дней под страхом смерти. Возвращение на родину в качестве подпольного священника-миссионера было его собственным осознанным желанием. В 1586 году, после десятилетнего перерыва о. Роберт вновь ступил на английскую землю. Началась жизнь, полная опасностей и смертельного риска. В сложившейся ситуации он был очень нужен тем подданным английской короны, которые сохранили верность Католической Церкви.  На протяжении нескольких лет о. Роберт Саутвелл окормлял семьи английских католиков, переходя из дома в дом, из семьи в семью, проповедуя, совершая таинства, утешая и ободряя, вселяя мужество в тех, кому, быть может завтра, предстояло умереть за свою веру. Он был духовником Энн Говард, жены графа Арунделла, близкого родственника королевы, святого и мученика, проведшего в заключении десять лет и скончавшегося в Тауэре. Частью его проповеди стали его стихи, переписывавшиеся его духовными детьми и принёсшие ему литературную славу.

Вопреки распространявшемуся повсеместно мнению, католические священники не были политиками, а тем более, врагами государства и престола. Стихи священника и поэта Саутвелла как нельзя лучше показывают, что его интересовали только вопросы веры, и только об этом он хотел говорить со своей паствой. В эти годы он создаёт наиболее знаменитые свои произведения «Краткое правило доброй жизни», «Победа над смертью», «Слёзы Марии Магдалины», «Смиренные мольбы к королеве Елизавете». Он говорит о любви и надежде, которые несёт в мир Христос: «Он, зная, правит, мир храня, любовь – Его Закон. Рожденье — радость, подвиг — свет, попрал смерть смертью Он», и о неизбежной победе добра: «И море жизни движется всегда, прилив – начало скорого отлива… И ткёт узоры тёмная вода — и ткань порой жестка, порой красива. Нет счастья, чтоб однажды не прошло, и сменится добром любое зло».  С 1591 по 1636 г. стихотворения Роберта Саутвелла издавались множество раз, хотя и анонимно и прочно вошли в историю английской литературы.

Шесть лет тайна Роберта Саутвелла сохранялась его духовными детьми, но в 1592  г. под подозрение попала семья Ричарда Беллами, которую он часто посещал в их поместье возле Харроу, и которая была под наблюдением из-за близкого родства с одним из казнённых католиков. Вначале была арестована дочь Ричарда – Анна. Её поместили в тюрьму в Холборне, и главный королевский преследователь католиков Ричард Топклифф, прозванный «охотником за священниками» подверг её допросу и пыткам. Не выдержав истязаний девушка выдала о. Саутвелла, и он был немедленно арестован и доставлен в дом к Топклиффу, где его пытали на протяжении сорока часов, требуя отречения и выдачи своих прихожан и других, известных ему священников, но он никого не выдал ни тогда, ни в течение следующего месяца, когда палачи Топклиффа ежедневно пытали его по многу часов, а затем бросали, истерзанного в грязную и холодную комнату, где голод, жажда, черви и вши продолжали их дело, ни позднее, когда по распоряжению королевы его перевели в одиночную камеру в Тауэре, где он провёл три года. Никаких обвинений против него выдвинуто не было. Наконец, в 1595 г. его обвинили в государственной измене и перевели из Тауэра в Ньюгейтскую тюрьму в камеру, называемую Чистилищем. Его судьи утверждали, что он прибыл в Англию с целью организации заговора, но он говорил, что его единственной целью было отправлять таинства по обряду римско-католической Церкви. Он представал перед судом тринадцать раз, не признал себя виновным в измене, никого не выдал, от веры и священства не отрёкся. 20 февраля 1595 г. Королевский суд приговорил его к повешению и четвертованию. На следующий день, 21 февраля приговор привели в исполнение. Приговорённому разрешили обратиться к народу,  и он сказал, что он не изменник, но священник-иезуит и молился за Англию и королеву. Повиснув в петле, уже умирающий, рукой, сведённой в предсмертной судороге, он осенил себя крестом. Когда его отсечённую голову выставили перед толпой, никто из зрителей не крикнул: «Предатель!», как требовала того традиция. О. Роберту Саутвеллу было 33 года. Как и тысячи английских католиков в царствование Генриха VIII и Елизаветы I он выбрал вечную жизнь, пожертвовав жизнью земной.

В 1970 г. Папа Павел VI причислил Роберта Саутвелла к лику святых.

Более 400 лет прошло с того дня, когда священник и поэт Роберт Саутвелл  взошёл на эшафот. Кажется, что мир стал терпимым к любой вере и вполне безопасным, но статистика неумолимая и неприятная вещь – по-прежнему, христиане остаются самой гонимой религией. В странах с тысячелетней христианской историей запрещают писать слово «Рождество» на поздравительных открытках, устраивать праздничные вертепы на улицах перед церквями, воспитывать детей в традициях христианской нравственности. И по-прежнему, христиан убивают. Но не говорит ли это о том, что зло, как и две тысячи лет назад боится того Света, который заключён в имени Христа?

Анна Кудрик