«Святой Ансельм первым из средневековых философов и богословов заговорил о важности разума в постижении Бога, достигнув в своих трудах гармонии между верой и разумом».
«Я, Господи, не стремлюсь проникнуть в высоту Твою, ибо нисколько не равняю с ней моё разумение; но желаю сколько-то уразуметь истину Твою, в которую верует и которую любит сердце моё. Ибо я не разуметь ищу, дабы уверовать, но верую, дабы уразуметь. Верую ведь и в то, что «если не уверую, не уразумею». Эти слова принадлежат святому Ансельму Кентерберийскому, Учителю Церкви, основоположнику схоластики, автору онтологического, т. е. опирающегося на опыт реальности, доказательства бытия Божия, создателю, по словам Папы Бенедикта XVI «…бесценного учения о совести и свободе, как ответственном приобщении к истине и добру».
Святой Ансельм Кентерберийский родился в 1033 или 1034 году в Аосте, в Италии в семье Гондольфа и Эремберги, в семье не только знатной, но и богатой. Отец будущего великого схоласта был человеком светским и, как можно понять из деликатных намёков первого биографа святого, его секретаря, брата Эадмера, вёл довольно рассеянный образ жизни и хотел видеть сына во всём похожим на себя. Мать его, напротив, была очень благоразумной и набожной женщиной, и именно от неё мальчик воспринял первые истины веры. В раннем возрасте, только узнав из рассказов матери о Едином и Всемогущем Боге, сущем на небесах, он видел сон, в котором поднялся по горам на небеса в обитель Бога, где Бог ласково беседовал с ним и где хлебодар по велению Бога дал мальчику белоснежный хлебец. Проснувшись он был уверен, что в самом деле был на небесах, помнил вкус небесного хлеба и с того дня решил, что станет монахом.
В ожидании этого он принялся усердно учиться и к пятнадцати годам получил самое лучшее для молодого человека своих лет и общественного положения образование. Однако, когда пятнадцатилетний Ансельм хотел вступить в монастырь, его отец своего согласия на это не дал. От разочарования юноша заболел, и болезнь вселила в него надежду, что если он окажется на пороге смерти, то отец позволит ему принести обеты, но этого не случилось – он выздоровел. Отец постарался увлечь его радостями мирской жизни, но хотя на какое-то время ему это и удалось, это не принесло согласия между отцом и сыном. Преследования со стороны отца, усилившиеся после смерти матери вместе с желанием посвятить себя Богу, сопряжённым с жаждой знаний, в конце концов подвигли молодого человека на то, чтобы покинуть родной дом. Некоторое время он провёл в Бургундии и во Франции, а затем пришёл в Бек, в знаменитую школу Бекского монастыря, где приором был прославленный богослов Ланфранк. Здесь, в возрасте 26 лет Ансельм принял окончательное решение стать монахом.
Он сам рассказывал своему другу, секретарю и биографу о том, что, готовясь к принятию монашества, сначала думал о том, как принести как можно больше пользы и колебался между пострижением в Беке или в Клюни. Рассуждая рационально, он видел, что в Клюни его знания не будут востребованы, а в Беке есть Ланфранк — человек настолько учёный, что любой другой будет здесь без надобности, но затем задал себе честный и прямой вопрос о том, чего ищет и чего следует искать в монашестве, и понял, что если он действительно намерен стать монахом, то должен положиться на волю Божью и нести служение там, где он нужен Богу.
После пострижения Ансельм остался в Беке. Здесь, в Беке он написал свои первые крупные философские работы «Монологион» и «Прослогион», принёсшие ему европейскую известность. Здесь он занял пост приора, а в 1078 году – аббата, в то время как его учитель Ланфранк стал архиепископом Кентерберийским. После смерти Ланфранка кафедра архиепископа Кентерберийского несколько лет оставалась вакантной, так как король Вильгельм, остро нуждаясь в средствах, препятствовал, сколько мог, назначению нового епископа, чтобы иметь возможность законно пользоваться доходами с владений Церкви. Прошло четыре года, прежде чем король, тяжело заболев и страшась расплаты за грехи, дал согласие на избрание нового епископа. Этим епископом стал Ансельм. Стал против собственного желания, не имея склонности ни к политической деятельности, ни к дипломатии, но считая своим долгом заботиться о благе Церкви.
Почти сразу после его избрания, между королем и новым епископом возник конфликт – епископ требовал независимости Церкви, возвращения захваченного королём церковного имущества, невмешательства во внутренние церковные дела, включая светскую инвеституру — право короля самому назначать английских епископов — обличал нравы, царившие при дворе короля, известного своей безнравственностью, которой он заражал окружающих его придворных. Несмотря на то, что английское духовенство приняло сторону короля, Ансельм, мягкий и деликатный по характеру, твёрдо держался своего мнения. Конфликт всё больше и больше усиливался и, в конце концов, Ансельм был вынужден оставить Англию и удалиться в Рим, а затем в Лион, предпочитая изгнание сделке с совестью. «Предпочитаю быть в разногласии с людьми, — писал он, — чем соглашаясь с ними, быть в разногласии с Богом».
Только после смерти короля Вильгельма Ансельм смог вернуться в Англию, но так как он настаивал на независимости Церкви от королевской власти, ему вновь пришлось покинуть свою кафедру. Конфликт продолжался до 1107 года. Последние два года жизни святой Ансельм провёл в Кентербери, управляя церковью Британии.
Всё это – внешняя сторона земного пути святого Ансельма, и примечательно, что его первый биограф вовсе не касается этой стороны его жизни, ограничиваясь периодом до избрания святого епископом Кентерберийским. Рассказывая о своём учителе, он говорит о его духовном опыте, его книгах, его трудах на благо монастыря, мудрых советах и размышлениях. Из повествования брата Эадмера мы – современные читатели — узнаём, что святой обладал особым даром видеть суть проблемы каждого человека и всегда был готов выслушать каждого и дать добрый совет. «Когда беседовал он с людьми всенародно, можно было приметить, как открывает он каждому тайны его сердца. Притом он снимал покров с истоков и самых, если можно так сказать, семян и корней» — пишет брат Эадмер и добавляет, что каждому, кому святой мог помочь, он «доставлял облегчение». Помогал он не только советом и беседой, но и всем чем мог. Он часто навещал монастырский лазарет и помогал ухаживать за больными. Когда одного из пожилых братьев разбил паралич, именно настоятель ухаживал за ним «как отец и матерь», и благодаря его заботливому уходу больной поправился. Ему доверяли свои печали и сомнения молодые монахи. Он никогда и никому не отказывал в беседе и часто, «к дню прибавлялась и большая часть ночи».
Его взгляды на воспитание юношества, которые описал его биограф в беседе с неким аббатом, жаловавшимся на то, что как ни наказывает, и в какой строгости ни держит он воспитанников монастырской школы, они делаются всё более «тупы и звероподобны», и сегодня выглядят чрезвычайно прогрессивными. Святой Ансельм советовал предоставлять молодым людям разумную свободу, говоря, что недостаток её и «неразумное стеснение» ведёт к порочным помыслам, потере доверия сначала к воспитателям, а затем и ко всему окружающему миру, в котором они приучаются видеть только злое, а от этого, как следствие, делаются злыми сами.
Святой Ансельм первым из средневековых философов и богословов заговорил о важности разума в постижении Бога, достигнув в своих трудах гармонии между верой и разумом. «Мне кажется это несуразным — не обращаться после утверждения в вере к пониманию того, во что веришь» — писал он. На его труды опирались такие философы и богословы, как Фома Аквинский, Дунс Скотт, Декарт, Гегель и другие, в средние века его называли alter ego святого Августина из Гиппоны, признавая его тем самым равным этому величайшему из святых и богословов.
Святой Ансельм Кентерберийский был канонизирован Папой Александром VI. В 1720 г. Папа Климент XI провозгласил его Учителем Церкви. День памяти святого Ансельма отмечается 21 апреля.
Анна Кудрик