«Церковь почитает его как покровителя Праги и всей Чехии и небесного заступника исповедников».
Несмотря на широкую известность и любовь, которыми этот святой пользуется не только в Чехии, но и во всей Европе, достоверно известно о нём не так уж много. В некоторые периоды времени отдельные историки даже считали его скорее легендарной фигурой, чем исторической личностью, другие же склонны были считать, что под этим именем почитаются два священника, носивших имя Иоанн и по разным причинам принявшие мученическую смерть от руки тирана — короля Вацлава IV. Однако сохранившиеся исторические документы неопровержимо свидетельствуют о том, что священник Ян из Помука (так назывался родной город святого до его переименования в Непомук) действительно существовал.
Ян из Помука родился в Богемии в местечке Помук не раньше 1340 и не позднее 1350 г. О его отце известно, что его звали Велфин, предполагают, что он был бургомистром (синдиком). Первое документальное упоминание о святом относится к 1370 г., кода о нём говорится уже как о нотариусе и писце Пражского архидиоцеза. В последующие годы он удостоверяет и скрепляет своей подписью акты и документы генерального викария. В 1380 г. его рукополагают во священники и он становится алтаристом кафедрального собора в Праге и одновременно назначается секретарём и нотариусом архиепископа Пражского Яна из Йенштейна. Уже после принятия священного сана в 1381 г. Ян из Помук получает степень бакалавра на юридическом факультете Пражского Университета, а затем продолжает образование в Падуе, где в 1386 г. избирается «ректором чужестранцев», а год спустя получает докторскую степень.
В 1389 г. Ян из Помук вернулся в Прагу, где был назначен каноником церкви свв. Петра и Павла на Вышеграде, в 1390 г. перешёл в приход св. Галла в Жатецком ахидиаконате. Кроме того, с 1389 г. до своей мученической смерти занимал высокий пост генерального викария Архиепископа Пражского Яна из Йенштейна. В это время королём Богемии был сын Карла IV Вацлав, как назвал его один из современников «недостойный сын великого отца». Король Вацлав IV отличался неуравновешенностью, государственным делам часто предпочитал развлечения, был ревнив, распутен и склонен к тирании, как это часто случается со слабохарактерными людьми. Интерес к магии, астрологии и оккультным наукам снискал ему прозвище «советующегося с демонами». Чрезвычайно подозрительный, в Церкви король видел в первую очередь препятствие на пути к ничем не ограниченной власти и, в противоположность своему великому отцу, стремился свести её роль к минимуму. Влияние, которым пользовался Архиепископ Пражский, раздражало и тревожило его. В ходе затяжной борьбы за власть с Яном из Йенштейна король задумал создать новую епископскую кафедру на месте бенедиктинского монастыря в Кладрубе и сделать там епископом своего фаворита Венцеслава Кралика, а монастырскую церковь превратить в кафедральный собор новой епархии. Для того чтобы выполнить этот план король решил дождаться смерти престарелого аббата Рацека и заставить братьев не выбирать его преемника. В самом начале марта 1393 г. аббат Рацек умер. Пражский архиепископ, желая предупредить готовящееся вмешательство в дела Церкви, но понимая, что прямое сопротивление не будет иметь успеха, предупредил монахов о намерении короля, и те избрали нового настоятеля — Одило — сразу после смерти прежнего. Уже 7 марта Ян из Помук в качестве генерального викария и протонотария Пражской Архиепархии утвердил это решение. Король, поняв, что его план провалился, впал в ярость, вся сила которой должна была обрушиться на непокорного Архиепископа, но тот успел уехать из Праги и укрыться в замке Руднице. Спустя два дня король вызвал к себе Яна из Непомука, Венцеслава Кноблоха, каноника кафедрального собора и управляющего Николая Пучника якобы для того, чтобы встретившись достичь согласия между ним и Архиепископом, когда же эти три священника без всякого страха предстали перед ним, велел бросить их в тюрьму. Король требовал от пленников признания выборов в монастыре недействительными и отречения от верности Архиепископу. Распалившись, он приказал пытать своих пленников и собственноручно принимал участие в пытках, в том числе жёг их факелом. Под пытками двое товарищей святого Яна не только согласились с королём, но и дали клятву молчать о случившемся. Только святой Ян мужественно выдержал все испытания и отказался покориться тирану. Бессильный сломить его волю, король приказал утопить священника в реке. Ночью святому Яну вырвали язык и бросили в воду с Карлова моста.
Утром 17 марта жители Праги, пришедшие к Влтаве, увидели всплывшее тело мученика, окружённое чудесным сиянием. Над водой светили пять звёзд. Тело извлекли из воды и с почётом перенесли в церковь Святого Креста, расположенную недалеко от реки, где воздали ему почести, целуя его руки и моля о заступничестве. Затем его погребли в соборе св. Вита — кафедральном соборе Праги, где он покоится и сегодня. Могила его практически сразу же стала местом паломничества благочестивых христиан. Весть о коварстве короля и мученической кончине священника из Праги распространилась не только по Богемии, но и за её пределами и нашла отражение в нескольких хрониках. Единственной причиной смерти святого Яна хронисты называли утверждение результатов выборов настоятеля Кладрубского монастыря.
Спустя всего четыре месяца, после смерти Яна из Помука, в июле 1393 г. архиепископ Пражский отправился в Перуджу, где обратился к Папе Бонифацию IX с жалобой на короля, убившего его генерального викария. В этом документе, полностью сохранившемся в архивах, архиепископ называет Яна из Помука «святым мучеником». В 1402-403 гг. исповедник архиепископа Пётр Кларификатор написал первое жизнеописание святого Яна из Помука, где описал его мученическую кончину и чудеса, явленные после смерти. В качестве причины, вызвавшей гнев короля, он также называет события в Кладрубе.
Другая версия событий появилась спустя почти 150 лет. Австрийский историк Томас Эбендорфер из Хафельбака, посетивший Прагу с посольством в 1433-34 гг., утверждал, что, будучи исповедником королевы, святой Ян отказался открыть королю тайну её исповеди. Эту же причину убийства святого называет и Павел Жидек, пражский каноник в 1477 г., а за ним и другие историки и хронисты. Именно это расхождение между ранними и более поздними источниками послужило поводом для некоторых историков утверждать, что существовало два священника, носивших имя Иоанн и утопленных королём Венцеславом в разное время. Другие историки, несмотря на бесспорные свидетельства подлинности событий — документы Пражского и Падуанского Университетов, автографы святого Яна из Помука, которые он оставил на многочисленных церковных документах как нотариус и генеральный викарий Архиепископа Пражского и, наконец, жалоба архиепископа Папе, — настаивают на том, что св. Ян был мифическим героем, в реальности никогда не существовавшим. Скорее же всего, верной является версия, предполагающая, что король Венцеслав питал давнюю неприязнь к исповеднику королевы, по свидетельству современников, благочестивой и праведной женщины, которую он подобно многим неверным мужьям изводил необоснованной ревностью, и события в Кладрубском монастыре были только последней каплей, переполнившей чашу ненависти короля к непокорному священнику. Впрочем, при кажущемся противоречии, обе версии причины мученичества святого Яна Непомуцкого, на самом деле одинаковы — и в том, и в другом случае причина заключается в верности долгу священника, в готовности идти до конца в своём призвании служить Богу и Церкви, а какое именно проявление этой черты характера святого Яна подтолкнуло короля совершить свой страшный поступок — не так важно.
Гуситские войны с их отрицанием учения о святых помешали развитию зародившегося культа почитания святого Яна Непомуцкого, однако, несмотря на сложность исторической эпохи, он всё же сохранялся. Одним из косвенных свидетельств этого служит то, что в описи ценностей Пражского кафедрального собора от 1480 г. среди других сокровищ упоминается вотивная (подаренная по обету) чаша с надписью «В честь блаженного Яна из Помук». Другое подобное свидетельство — описание в одной из чешских хроник XV столетия обычая молиться с просьбой о заступничестве на могиле святого Яна.
Святой Иоанн Непомуцкий был канонизирован папой Бенедиктом XIII 19 марта 1729 г. На его родине, в Чехии, сотни церквей освящены в его имя. В Праге на Карловом мосту, место, с которого он был сброшен в воду палачами короля, отмечено крестом. Памятник святому с барельефами, повествующими о его жизни, установлен здесь же. Церковь почитает его как покровителя Праги и всей Чехии и небесного заступника исповедников.
Анна Кудрик