Вместе с Симеоном и Анной все чаяния Израиля, все ожидания и надежды являются на встречу со Своим Спасителем (в византийской традиции это событие так и называется: сретение, т.е. встреча).
В течение всего литургического года Церковь торжественно отмечает главные спасительные действия Христа в порядке их совершения в истории Спасения. При этом важно понимать, что переживание каждого из этих действий не является простым воспоминанием о некогда происшедшем историческом событии. «Вспоминая таким образом тайны Искупления, Церковь открывает верным богатства добродетелей и заслуг своего Господа, так, что они становятся в известном смысле присутствующими во всякое время, а верные могут прикоснуться к ним и исполниться благодатью спасения» говорит о смысле праздников литургического года Апостольская Конституция Sapientia Cristiana. В ряду этих праздников литургического года и Сретение Господне.
Евангельское чтение этого дня рассказывает нам о том, как Мария и Иосиф, следуя израильскому обычаю, принесли Иисуса в храм, как это делалось со всеми первенцами и здесь сначала Симеон, а затем и пророчица Анна, живущая при храме узнали в Нём Мессию. «Сретение Иисуса во Храме (Ср. Лк 2, 22-39) показывает Его как Первенца, принадлежащего Господу (Ср. Исх 13, 12-13). Вместе с Симеоном и Анной все чаяния Израиля, все ожидания и надежды являются на встречу со Своим Спасителем (в византийской традиции это событие так и называется: сретение, т.е. встреча). Иисус признан как долгожданный Мессия, «свет к просвещению язычников» и «слава Израиля», но также и как «предмет пререканий». Оружие, которое, как предсказано, пройдет душу Марии, возвещает то, другое жертвоприношение, совершенное и единственное, — оно свершится на кресте, принося спасение, которое Бог «уготовал пред лицем всех народов» (Катехизис Католической Церкви, 529).
Праздник Сретения Господня праздновался ещё в древней Церкви. Первый подробный рассказ об этом содержится в «Путешествии Эгерии», произведении, датируемом IV веком и рассказывающем о путешествии благочестивой христианки Эгерии в Святую Землю. Во второй части этого произведения Эгерия подробно рассказывает о богослужениях принятых в Иерусалимской Церкви и среди других описывает и празднование сорокового дня после Богоявления (в ранней Церкви все события Рождественского цикла от Рождества до Богоявления праздновали одновременно – 6 января). Эгерия пишет: «Четыредесятый день от Богоявлений празднуется здесь с большою честию. В этот день служба бывает в Воскресение, и все служат, и все совершается по порядку с величайшим торжеством, как бы в Пасху. Проповедуют все пресвитеры, и потом епископ, толкуя всегда о том месте евангелия, где в четыредесятый день Иосиф и Mapия принесли Господа в храм, и узрели Его Симеон и Анна пророчица, дочь Фануила, и о словах их, которые они сказали, узрев Господа, и о приношении, которое принесли родители. И после этого, отправив все по обычному порядку, совершают литургию, и затем бывает отпуст».
В современной Церкви в этот день во время литургии совершается благословение свечей и процессия с ними. Процессии со свечами в этот праздник известны в Западной Церкви уже с середины V века. Свет этих свечей напоминает нам о словах Симеона, обращённых ко Христу: «Свет к просвещению язычников». Существует традиция традиция хранить сретенские свечи весь год и зажигать их во время домашней молитвы при трудных жизненных обстоятельствах, чтобы следуя за светом Христа пережить трудности, как подобает христианам. У некоторых народов, в частности в Польше, эти свечи, как считается, сохраняют от грома и молнии, откуда их распространенное название – «громницы».
По установлению Слуги Божия Папы Иоанна Павла II с 1997 в день Сретения Господня празднуется также Всемирный день посвященной жизни. В этот день Церковь молится о святости всех, кто особым образом посвятил себя служению христианской общине – священников, монашествующих, членов секулярных институтов.
Этот праздник закрывает цикл торжеств, связанных с явлением миру Воплощённого Слова.