Папа Лев IX: «Далее, что касается того, что ты вопрошаешь нас, сожалея, о причинах разделённости Вселенской Церкви, то мы разделяем твою благочестивую заботу о том, чтобы Божией милостью крепчайшим образом восстановить узы святого единства».
19 апреля Церковь празднует память святого Льва IX, Папы Римского, принявшего кафедру святого Апостола Петра в момент, когда многим казалось, что сам институт папства безвозвратно погублен из-за борьбы за власть, охватившей не только Италию, но и всю Европу.
Сегодня мы привычно воспринимаем Папу не только как главу Церкви, но и как главу независимого государства, которое имеет вес и авторитет в современном мире, несмотря на незначительность занимаемой территории, практическое отсутствие армии и небольшое количество граждан, но во времена, предшествующие восшествию на Святой Престол Льва IX положение Римского Первосвященника было совершенно иным. Стремясь использовать Церковь в борьбе за власть, европейские монархи и римская аристократия, силой навязывали свои кандидатуры на Папский престол, меньше всего интересуясь тем, чтобы кандидаты были достойными личностями, способными управлять Церковью и подавать личный пример святой и достойной жизни. Главными были готовность поддерживать политику определённой партии или родственные связи. Все традиции избрания Римских Пап были нарушены. Злоупотребления доходили до того, что в 1024 г. на римский престол был возведён мирянин (брат умершего Папы, поддерживавшего тосканскую партию), который в один день прошёл все ступени духовного посвящения и стал Папой Иоанном XIX, известным открытой торговлей церковными должностями. Однако, сменивший его Папа Бенедикт IX, “прославился” тем, что не только торговал епископскими кафедрами, но за крупную сумму уступил папский трон протопресвитеру Джованни Грациано, который таким образом решил освободить престол святого Петра от недостойного ставленника тусколомской фамилии. Представители крупнейших и могущественнейших политических партий Италии не согласились с этим крайним проявлением симонии и избрали антипапу Сильвестра III, кроме того, Бенедикт IX вновь начал претендовать на то, чтобы считаться Папой.
Наконец, немецкий император Генрих III, по причинам политического свойства заинтересованный в укреплении власти Папы в 1046 году созвал в Италии один за другим два собора, низложившие всех трёх предыдущих Пап. В последующие затем два года были избраны и умерли два Папы, кандидатуры которых были предложены императором. Следующим, кого Генрих пожелал возвести на разоренный и опозоренный Папский престол, был епископ Тула Бруно, будущий Папа Лев IX.
Бруно, граф Эгисхейм-Дагсбург, после избрания на папский престол, принявший имя Льва IX родился в Эльзасе 21 июня 1002 г. в семье Гуго, графа Эгисхейм-Дагсбурга и его супруги Хейлевиды, состоявших в родстве с германскими императорами. Стремясь дать сыну соответствующее образование, родители Бруно пятилетним ребёнком отправили его учиться в одну из знаменитых школ, основанных епископом Туля Бертольдом, которую посещали отпрыски знатных семей. Здесь он учился вместе со своим кузеном Адальбероном, будущим епископом Меца, и уже тогда был широко одарён в самых разных науках и искусствах – музыке, словесности, теологии, особенно интересуясь каноническим правом. Восемнадцати лет он стал каноником собора Святого Стефана, а в 22 – диаконом. Когда после смерти Генриха II на германский престол взошёл Конрад II, приходившийся Бруно двоюродным братом, Бруно стал придворным каноником, а после смерти в 1026 г. епископа Тула Гериманна был назначен на его место. Вмешательство светской власти в дела Церкви, зашедшее так далеко, что епископы и даже Папы назначались на должности королями и императорами, было обычным в то время делом. Епископы Тула считались вассалами императора и наравне с другими должны были в случае войны по требованию своего сюзерена собирать войско и даже сами участвовать в военных действиях. Процветала и симония. Многие священники вели распутную жизнь. На изменение существующей ситуации – ограничение влияния светской власти на Церковь, запрет симонии, неукоснительное соблюдение священством целибата, строгое следование уставу монашеской жизни в монастырях, освобождение монастырей от обязанности подчиняться крупным землевладельцам, на чьих землях они располагались и передача управления ими Папе было направлено движение, начавшееся в аббатстве Клюни и поддержанное значительно частью духовенства — Клюнийская реформа.
Вопреки обычной житейской логике Бруно, епископ Тула, близкий родственник императора, назначенный благодаря этому родству на епископскую кафедру, был самым горячим сторонником реформирования Церкви. Вероятно, сегодня многие в подобной ситуации сказали бы, что епископ Тула рубит сук, на котором сидит, но Бруно был человеком, для которого интересы Церкви, правда и справедливость были важнее собственного благополучия. Парадоксально, но этот человек, возведённый светской властью в епископское достоинство, а затем и ставший, при поддержке этой власти, Папой Римским, меньше всего думал о собственной пользе. В бытность епископом Тула он способствовал обновлению монашеской жизни в своей епархии, боролся с симонией, по мере сил заботился о сохранении мира в неспокойных приграничных местностях.
В декабре 1048 года в Вормсе, в присутствии папских легатов император Генрих III назначил Бруно Папой, вместо умершего Дамаса II. Эта процедура не была чем-то необычным и ясно демонстрировала, в каком положении находилась на тот момент Церковь. Однако Бруно ответил, что может взойти на Святой Престол только при условии, что народ Рима примет его, как этого требует древний обычай. Приехав в Рим в сопровождении небольшого отряда рыцарей и монахов, он вошёл в город босиком, в одежде паломника, с головой, посыпанной пеплом, сопровождаемый только двумя ближайшими сподвижниками и, подойдя к могиле святого Петра, объявил, что пришёл по воле императора, но останется, только если этого хотят римляне. Римляне поддержали его, и архидиакон римской церкви произнёс: «Святой Пётр избрал Бруно».
Новый Папа, принявший имя Льва IX, уже в апреле созвал Пасхальный синод, осудивший симонию и распутство священников и предписавший всем верным воздерживаться от общения со священниками и диаконами, нарушившими целибат. Стремясь к обновлению Церкви и укреплению независимости Римского Престола, Лев IX много ездил по Европе, посещая в том числе и Тул, епископом которого оставался и после избрания Папой. В 1049 г. он созвал собор в Реймсе, где выставив на алтаре мощи святого Ремигия – крестителя франков заставил епископов и аббатов поклясться перед гробом святого в неповинности в грехе симонии. Всего за время своего понтификата Лев IX провёл 12 поместных соборов в разных городах Европы. Действуя решительно и последовательно, он вывел монастыри из подчинения светской власти, передав их под защиту Святого Престола. Стремясь к укреплению мира в Европе, он употреблял свои дипломатические способности и авторитет Церкви, чтобы остановить или предупредить кровопролитие. Он отлучил от Церкви Готфрида Бородатого, воевавшего с родным братом за право единолично править Лотарингией и этим способствовал прекращению междоусобной войны, тянувшейся долгие годы. Ему удалось расширить границы папского государства, однако с юга ему угрожали норманны. Император Генрих III отказался оказать военную помощь, и Льву IX пришлось самостоятельно оборонять свои границы с небольшим войском и, потерпев поражение, он 18. 06. 1054 г. был взят в плен, из которого его, уже тяжело больного, освободили только в марте 1054 г. Вернувшись в Рим 12 марта 1054 г., он умер 19 апреля того же года.
Спустя три месяца после его смерти, произошли трагические события, последствия которых до сих пор ощущает на себе Вселенская Церковь – посланному им в Константинополь к патриарху Михаилу Керулларию с целью урегулировать возникшие и развивавшиеся в течение долгих лет сложности в отношениях между Восточной и Западной Церковью легату Гумберту не удалось достичь успеха. Переговоры зашли в тупик и закончились взаимным отлучением от Церкви и разрывом. Некоторые историки пытаются возложить вину за произошедший раскол на Папу Льва IX, несмотря на то, что указанные события произошли уже после окончания его понтификата, предполагая, что кардинал Гумберт, вручив грамоту об отлучении, действовал в согласии с волей покойного Папы, однако, сам Лев IX очень ясно выразил свою волю и свои мысли о единстве Церкви в письме к Петру Патриарху Антиохийскому: «Далее, что касается того, что ты вопрошаешь нас, сожалея, о причинах разделённости Вселенской Церкви, то мы разделяем твою благочестивую заботу о том, чтобы Божией милостью крепчайшим образом восстановить узы святого единства».
В 1087 г., видя множество исцелений, совершающихся на могиле Папы Льва IX, Папа Виктор III перенёс его мощи в собор Святого Петра.
Город Беневенто, где находился в плену Папа Лев IX, почитает его как своего небесного покровителя.
Анна Кудрик