Адельгейда обладала непоколебимой твёрдостью в вере, испытывая чувство чистой любви к Богу и ближним, ибо всегда была уверена, что именно вера является источником всех добродетелей.
16 декабря католическая церковь чтит память святой Адельгейды Германской. В переводе с древневерхненемецкого языка имя «Адельгейда» означает «благородная красавица». И действительно, германская императрица Адельгейда (в исторических трудах на русском языке часто употребляется латинизированный, французский вариант её имени – Аделаида) отличалась и благородством, и красотой. По сей день она остаётся христианским идеалом матери и светской правительницы. Как писал автор жития Адельгейды аббат Одилон Клюнийский, «в наши дни (то есть в середине 10 века), когда счастливо держал скипетр Оттон Первый, всемогущий Бог, податель всякой славы и чести, даровал Римской империи (то есть Германии) достохвальное украшение в лице женщины. И близка была к Богу императрица Адельгейда; да будет священна и прославлена память её, виновницы многих добрых и честных дел».
Адельгейда родилась в 931 году в Бургундии в королевской семье. Бургундский король Рудольф Второй и его жена Берта Швабская воспитывали дочь в строго христианском духе. В 6-летнем возрасте, вскоре после смерти отца, она была помолвлена с Лотарем Вторым, сыном короля лангобардов Гуго, женой которого стала мать Адельгейды. С этого времени мать с дочерью живут в резиденции короля лангобардов в Павии. Ситуация в Ломбардии становилась всё более напряжённой: фактическую власть в королевстве захватил маркграф Иврейский Беренгар Второй; Гуго и его сын Лотарь, объявленный соправителем, оставались королями лишь номинально. После смерти Гуго Лотарю удалось улучшить своё положение, хотя основная власть всё ещё оставалась в руках Беренгара. В 947 году (Адельгейде было в это время всего лишь 16 лет) в соборе святого Михаила в Павии состоялся обряд венчание Лотаря и Адельгейды.
Однако супружеское счастье длилось недолго – всего три года. Во время одной из поездок по стране королевская чета остановилась в Турине, где Лотарь неожиданно умер. По всей видимости, он был отравлен, хотя доказать это так и не удалось. Согласно лангобардской традиции, овдовевшая королева имела право сама себе избрать мужа, а тем самым и короля страны. Беренгар, желая заполучить корону, стал настаивать, чтобы Адельгейда взяла себе в мужья его сына, что, впрочем, было бы нарушением церковного права, поскольку Адельгейда была прямой родственницей жены Беренгара. Адельгейда понимала всю опасность положения, в котором она оказалась. Ей удалось тайно переправить через Альпы в Швабию свою маленькую дочь. После этого она решила действовать, но недооценила силу Беренгара. Из Павии ей пришлось бежать в Комо, однако вскоре там появился и Беренгар. Адельгейда, в нарушение всех законов, была схвачена, избита и брошена в застенки. Через некоторое время её вместе с духовником и служанкой поместили в замок у озера Гарда. Там, находясь в полной изоляции от внешнего мира, она оставалась пленницей в течение 4 месяцев.
Будучи женщиной глубоко религиозной, Адельгейда не теряла мужества и надежды. Ей удалось вместе со своими спутниками прокопать туннель, через который она смогла бежать из замка. Несколько дней в виноградниках и лесах беглецы скрывались от погони, питаясь дикими плодами и ягодами. Адельгейда нашла прибежище в замке одного верного сторонника своего покойного мужа. В королевстве лангобардов безраздельно господствовал Беренгар, провозглашённый королём верной ему знатью. Казалось, надеяться было не на что. Но Адельгейда не сдавалась. Она обратилась за помощью к королю восточнофранкского государства Оттону Первому, с которым она состояла в дальнем родстве. Оттон с огромным войском вторгся в королевство лангобардов, без особого труда занял Павию и восстановил королевские права Адельгейды. Адельгейда покорила Оттона своей духовной чистотой и благородством сердца, и вскоре он попросил её руки. В 951 году Оттон с одобрения Папы Римского и народа лангобардов обвенчался с Адельгейдой в Павии.
Адельгейда родила ему трёх сыновей, один из которых впоследствии взошёл на престол в качестве императора Оттона Второго, и дочь Матильду, ставшую затем аббатисой Кведлинбургского монастыря. Дочерей своего врага Беренгара она с любовью воспитала при дворе вместе со своей собственной дочерью. Адельгейда живо интересовалась государственными делами, прибегая к советам архиепископа Кёльнского Бруно, приходившегося ей родственником. В 962 году в Риме Оттон Великий и Адельгейда получили от Папы Римского Иоанна Двенадцатого императорские достоинства. Как писал Одилон Клюнийский, «из всех императриц она более всех заслужила то, чтобы называться и быть почитаемой императрицей».
Обладая сильным, волевым характером, Адельгейда проявляла активность во многих областях. В силу своей образованности и здравомыслия Адельгейда приняла самое деятельное участие в так называемом клюнийском движении. В то время Клюнийское аббатство, находившееся в верхнебургундском городе Клюни, было средоточием борьбы за «очищение и освобождение Церкви». Основано оно было в начале 10 века герцогом Аквитанским Гийомом Благочестивым в одном из бургундских поместий. Первоначально общину составляли 12 монахов во главе с аскетом Берноном.
Клюнийское аббатство не подчинялось ни светским, ни духовным властям, находясь под покровительством Папы Римского. В монастыре действовал устав святого Бенедикта Нурсийского, дополненный положениями Ахенского капитулярия 817 года и правилами святого Бенедикта Анианского. Клюнийцы выдвинули идею радикальной реформы Церкви. Они требовали действительного безбрачия духовенства, уничтожения всех видов симонии и светской инвеституры духовных лиц. Оттон Первый и Адельгейда поддерживали стремления клюнийцев. Кроме того, Адельгейда поддерживала тесные связи с клюнийскими аббатами
Майолом и Одилоном, как, впрочем, и с другими выдающимися личностями того времени. Адельгейда основала несколько монастырей. В Бургундии она выстроила посвящённый Богородице монастырь в Петерлингене (ныне в Швейцарии неподалёку от Фрибура), в котором затем была похоронена мать Адельгейды Берта Швабская. Близ Павии она воздвигла монастырь Искупителя Мира, щедро одаривала женские монастыри Саксонии. За 12 лет до своей смерти Адельгейда основала бенедиктинский монастырь в Зельце в Эльзасе, «освящённый с большой торжественностью и благоговением Страсбургским епископом Видеральдом, во славу Бога и князя апостолов, в присутствии её внука Оттона Третьего». Здесь она и провела последние годы своей жизни.
Повсюду Адельгейда оказывала великодушную поддержку Церкви, стараясь по возможности облегчать тяготы бедняков и творить добро. Именно благодаря влиянию Адельгейды Церковь при Оттоне Первом смогла значительно укрепить свою позицию. В своей императорской власти Оттон опирался на духовенство, что стало образцом для всего Средневековья. С 973 по 983 год, после смерти Оттона Первого, Адельгейда успешно правила империей, пока её сын Оттон Второй не достиг совершеннолетия. Взойдя на престол и женившись на византийской принцессе Феофании, Оттон Второй вскоре рассорился с матерью и велел ей покинуть двор. Адельгейда, остро переживавшая разрыв с сыном, уехала сначала в Италию, а затем нашла прибежище у своего брата в Бургундии. Без мудрых советов Адельгейды Оттон Второй совершил в государственных делах ошибки, имевшие роковые последствия для империи. Слишком поздно он осознал несправедливость по отношению к матери: вскоре после их примирения в Павии Оттон Второй умер. И снова из-за малолетства своего внука Оттона Третьего во главе империи на 4 года оказалась Адельгейда. Действенную поддержку в управлении страной ей оказывал архиепископ Майнцский.
Вскоре Адельгейда почувствовала усталость от государственных дел. Она удалилась в основанный ею монастырь в Зельце. За год до своей смерти, предвидя свою близкую кончину, она «с ревностью и благоговением» стала посещать святые места. Во время её пребывания в Петерлингенском монастыре, как повествует Одилон, свершилось чудо. Утомлённая поездкой императрица, не могла сама раздавать милостыню, как она делала это обычно. Раздать деньги нищим она поручила одному иноку. По ходу дела выяснилось, что монет меньше, чем желающих их получить, и инок стал бояться, что денег для всех нищих не хватит. Но, как далее пишет Одилон, «число монет увеличилось само собой, и все нищие разошлись радостно, получив свою долю».
Незадолго до Рождества 999 года после богослужения Адельгейда тяжело заболела. Тем не менее, она продолжала неустанно молиться, не желая отвращать взора от Спасителя. Приближался 1000-ый год от Рождества Христова, Адельгейда очень хотела «узреть в обители Царя небесного такой день, за которым не следует ночь». Рождественского праздника Адельгейда не дождалась: 16 декабря, «тихо отрешившись от земных уз, она вознеслась к чистому свету чистейшего эфира».
В 1097 году Папа Римский Урбан Второй причислил её к лику святых. Адельгейда никогда не увлекалась ни почестями, ни богатством, ни светскими развлечениями. Во всём она руководствовалась умеренностью. Адельгейда обладала непоколебимой твёрдостью в вере, испытывая чувство чистой любви к Богу и ближним, ибо всегда была уверена, что именно вера является источником всех добродетелей. «Твёрдая верой, надеждой и братской любовью пылая, Скромная, мудрая, с волей крепкой, правды держася, Век свой блаженный она прожила, управляя делами С помощью Господа, властью Его же держимся все мы».
Источник: Марина Селезнёва