Он находится в общении со всеми, в том числе и с теми, кто впадает в заблуждения относительно учения Церкви, короче говоря «ест и пьёт с грешниками» и за это, за то, что следуя примеру Учителя, он стремится спасти каждую овцу из тех, что доверены ему.
Единственное свидетельство о жизни и деяниях этого папы, оставленное его современником и входящее в известный трактат «Философумена» или «Против всех ересей», способно, мягко говоря, озадачить любителя агиографической литературы, настолько оно далеко от обычных повествований о жизни и деяниях святых. Автор представляет читателю Каликста как раба богатого вольноотпущенника христианина Карпофора, на средства своего хозяина открывшего в Риме банк, вкладчиками которого стали многие римские христиане, но потерявшего все доверенные ему деньги. При этом автор недвусмысленно намекает, что деньги были потеряны не в результате объективных трудностей, не из-за финансового кризиса, поразившего финансовый рынок Рима и даже не от неумелого управления банком, а были Каликстом присвоены. Далее повествуется о том, как, будучи уличён, Каликст пытался бежать морем, а когда его задержали, бросился с корабля в воду, чтобы, как считает его обвинитель, покончить с жизнью, то есть, покушался совершить грех самоубийства. Как затем, как ни странно, за него вступились те самые обманутые (по версии автора «Философумены») вкладчики и просили освободить его из под стражи и дать возможность собрать растраченные средства. Это обстоятельство даёт автору сочинения повод обвинить Каликста в умении хитростью втереться в доверие к кому угодно. Затем, рассказ становится ещё более странным. Каликст, которого автор считает лжецом и казнокрадом, пытается избежать наказания за растрату довольно странным способом – он ищет мученической смерти, для чего является в римскую синагогу и там публично объявляет себя христианином. В конце концов, его приговаривают к каторжным работам на рудниках в Сардинии, где уже содержится много христиан, отправленных туда за исповедание веры. Папа Виктор I освобождает его вместе с другими христианами спустя несколько лет, а после смерти Виктора I папа Зефирин, избранный на римскую кафедру рукополагает этого «обманщика и лжеца» в диаконы и делает своим доверенным лицом и ближайшим помощником, доверяя ему, в том числе организацию христианского кладбища и управление им. Сегодня это известные во всём мире Катакомбы Каликста. После смерти Зефирина Каликст становится папой. Далее следуют яростные обвинения нового папы в невежестве, ереси савеллианства (несмотря на то, что эта ересь была осуждена им в самом начале его понтификата) и, самое главное, в преступном попустительстве греху.
И действительно, вопреки сложившейся в тогдашних христианских общинах традиции отлучать согрешивших братьев и сестёр от Церкви навсегда, новый папа считает, что принесшие публичное покаяние в совершении даже тяжких грехов, таких, как, например, прелюбодеяние, могут быть прощены, при условии отказа от грешной жизни. Он утверждает, что в Церкви пребывают как праведники, так и грешники, что прообразом её следует считать Ноев ковчег, где собрались вместе и были, в конечном счёте, спасены от гнева Божиего и чистые, и нечистые животные. Ссылаясь на притчу о пшенице и плевелах (Мф. 13 24-30) он призывает не к удалению грешников из общины, но к милости к ним. Он находится в общении со всеми, в том числе и с теми, кто впадает в заблуждения относительно учения Церкви, короче говоря «ест и пьёт с грешниками» и за это, за то, что следуя примеру Учителя, он стремится спасти каждую овцу из тех, что доверены ему, подвергается ожесточённой критике со стороны тех, кто незаметно для самих себя, в благом стремлении к спасению, становится нетерпим к ближним и впадает в гордыню, забывая о том, что любовь больше всех других добродетелей. Он объявляет законными браки между христианками высокого происхождения и вольноотпущенниками и даже рабами, несмотря на то, что по римскому законодательству такие браки – преступление. Он отменяет обязательное публичное покаяние в грехах, совершённых до крещения. За это его любят и уважают римляне, за это же его обличает и ненавидит его брат во Христе, автор «Философумен» Ипполит Римский, епископ и первый антипапа, находившийся в оппозиции к четырём сменившимся на Римской кафедре епископам.
Самое раннее из официальных жизнеописаний святого Каликста, входящее в Liber Pontificalis, Книгу деяний римских пап, относится к первой половине VI в. В нём говорится о том, что этот папа был сыном римлянина Домиция и находился на римской кафедре шесть лет. Жизнеописание перечисляет благие дела папы, такие как основание христианского кладбища с папской криптой на Аппиевой дороге, рукоположение нескольких епископов, пресвитеров и диаконов, установление им постных дней. Повествует оно и о том, как Каликст принял мученическую смерть 14 октября 222 г. и был погребён на кладбище Калеподия. История его мученичества впервые составлена несколько раньше, вероятно, клириком церкви Санта Мария-ин-Трастевере и относится к концу V в. Согласно этому документу, он претерпел смерть за Христа во время гонений на христиан, начавшихся из-за пожара на Капитолийском холме. Уже в заключении, папа исцелил и обратил в христианство римского воина Привата, который объявил себя христианином и также как и сам Каликст был убит. Почитание Каликста как святого и мученика известно, по крайней мере с середины IV века. Его мощи были перенесены из катакомб Калеподия на Аврелиевой дороге, где они были первоначально захоронены, в крипту базилики Санта Мария-ин-Трастевере, где находятся и по сей день, за исключением частиц, переданных для почитания в другие церкви Италии и других стран Европы.
В числе прочего, оппонент и обличитель святого Каликста обвинял его и в том, что тот не смещает и не изгоняет согрешивших епископов. И это было правдой. Не низложил папа Каликст и своего ненавистника. И дальнейший ход истории показал, что прощая до семижды семи раз, надеясь на исправление грешника, милостивый папа не ошибся.
Ипполит Римский враждовал не только с Каликстом, но и с его преемниками – Урбаном и Понтианом. В 30-е гг. III в. император Максимин изгнал Ипполита и Понтиана на о. Сардиния. Здесь Ипполит примирился с Понтианом и с Церковью. Сложив с себя епископский сан, мятежный епископ отказался от притязаний на Римскую кафедру, и раскол, ранивший Церковь на протяжении восемнадцати лет, был прекращён. В 235 г. Понтиан и его недавний противник Ипполит приняли мученическую смерть на Сардинии в месте своего общего изгнания. Их мощи были перенесены в Рим и погребены в один и тот же день. Святой Каликст и его клеветник и ненавистник, некогда не могший простить ему мягкости и доброты, по его мнению преступной, сегодня оба прославлены Церковью в лике святых и мучеников. И это лучшее доказательство того, что любовь к ближнему никогда не бывает излишней, что она – лучшее оружие против греха и что, в конце концов, она всегда торжествует победу.
Анна Кудрик