Святой Зенон, назвавший любовь «царицею всего» и «…основанием и наставницей всех высоких добродетелей» и просивший свою паству «…стараться превзойти друг друга достославным соревнованием во взаимной любви», в которой видел не только добродетель свойственную людям, но и причину гармонии мироздания.
Верона – город, прочно ассоциирующийся в сознании современного европейца с романтической любовью. В самом ли деле здесь развёртывались события, описанные Шекспиром в трагедии «Ромео и Джульетта» или нет, не так уж важно для влюблённых, мечтающих посетить символическую могилу Джульетты (в которой на самом деле никто не похоронен) или постоять под балконом, с которого она будто бы говорила с любимым. Однако исторически достоверно, что за много веков до предполагаемого развития трагической истории веронских любовников здесь жил человек, посвятивший любви прекрасные, вдохновенные и поучительные строки. Это — святой Зенон – восьмой епископ и святой покровитель Вероны, назвавший любовь «царицею всего» и «…основанием и наставницей всех высоких добродетелей» и просивший свою паству «…стараться превзойти друг друга достославным соревнованием во взаимной любви», в которой видел не только добродетель свойственную людям, но и причину гармонии мироздания. Благодаря святому Зенону сотни жителей древней Вероны нашли утешение и высокий смысл жизни в любви – не в той, «временной и тленной», которая «ведёт к погибели», «шутит, смеется, бледнеет, чахнет, вздыхает, скрытничает, покорствует; или искушает, раскидывает сети обмана, расточает ласки; или неистовствует. Коротко, она употребляет все средства и не пропускает случаев к причинению вреда своим жертвам», но в той, которая «…Бога сделала человеком» и «… священный крест орудием спасения падшаго мира… смертию Бога упразднила смерть», «дающей христианам один дух и одно тело», «готовой самой быть нагой, чтобы одеть нагого…».
История появления этого человека в Вероне загадочна и противоречива. Предполагается, что он пришёл в город немного раньше 360 г. Время его рождения относят к 300 г., и о его происхождении, родителях и ранних годах жизни ничего неизвестно. Одни его биографы свидетельствуют о том, что он пришёл в Северную Италию из Африки, другие – из Сирии, третьи, ссылаясь на греческое имя, считают его греком. Неизвестно, пришёл ли он в Верону один или с другими членами семьи, неизвестно и что побудило его выбрать именно этот город.
Предполагают, что он был сыном государственного служащего, оставшегося в Италии из-за реформ императора Константина, а может быть, сопровождал Александрийского патриарха Атаназия во время его визита в Верону в 340 году и остался в этом красивом городе. Сами веронцы называли его «рыбаком и мавром», а также «любящим и строгим», и так он и изображён на знаменитой своей необычностью статуе, прозванной «смеющимся святым Зеноном» в базилике Сан Дзено — чернокожим, улыбающимся, опирающимся на епископский посох, с которого на леске свисает рыбка.
Итак, придя около 360 г. в Верону, Зенон раздал имущество бедным, поселился в маленьком монастыре возле реки Адиджи, в которой ловил рыбу для собственного пропитания и для раздачи нуждающимся, и стал проповедовать жителям Слово Божие. Гонения на христиан в это время уже прекратились, но на смену им пришли ереси, угрожающие расколоть христианский мир на две враждующие части, и самой распространенной была ересь арианства, отрицавшая Божественную природу Иисуса Христа. Многие ещё оставались язычниками. На объяснение истин веры и защиту тех основ христианства, которые были восприняты Церковью от апостолов, и была направлена проповедь Зенона.
Сам он называл себя «невежественным и некрасноречивым», и говорил, что считает достоинством проповеди не стилистические красоты, а ясное и доходчивое изложение истины. Однако, в 1508 г., когда спустя почти сто лет после присоединения Вероны к Венеции, епископская библиотека Вероны была перевезена в Венецию и исследована, в её собрании обнаружился кодекс из проповедей и поучений, принадлежавших перу Зенона, написанных великолепным, ярким и выразительным литературным языком, стилистически близким к африканской литературе того времени, не только христианской, но и светской. Эти проповеди, посвящены объяснению учения о Пресвятой Троице, мариологии, объяснению сути Таинств, пасхальной литургии, милосердию, христианским добродетелям и помощи бедным и страдающим. При жизни святого его проповеди и поучения помогли многим веронцам обрести свет веры (современники утверждали, что когда епископ проповедовал, в церкви было не протолкнуться от желающих послушать его), а неоднократно изданные после его смерти, принесли своему создателю титул «Христианского Цицерона» и славу одного из первых великих христианских писателей.
Предположительно, 8 декабря 362 г. Зенон был возведён в епископское достоинство. Кроме упоминания о нём, уже на тот момент, умершем, как о «святой памяти Зеноне» в послании св. Амвросия Медиоланского, об этом подвижнике рассказывается в «Стихах о Вероне». Его портрет вышит на знаменитом покрывале, хранящемся теперь в Равенне и известном как «Velo di classe» вместе с портретами других епископов Вероны. Именно в «Стихах о Вероне» говорится о том, что обращение веронцев в христианство – заслуга проповедей и пастырских трудов епископа Зенона. В похвальном слове, произнесённом епископом Болоньи Петронием на могиле святого, в день перенесения его мощей в первой половине V столетия, Зенон представлен как милосердный, добродетельный, любящий бедных и сам живший в бедности, побуждавший как клириков, так и мирян к подлинному исповеданию веры и жизни в духе христианских добродетелей, пример которых он неустанно им подавал, епископ.
Все известные биографии святого рассказывают, что он был наделен даром чудотворца, благодаря которому изгонял бесов, воскрешал умерших людей и животных, ниспровергал идолов, предотвращал гибельные войны.
Рассказывают, что однажды, когда святой, по обыкновению удил рыбу в реке, бесы, вселившиеся в вола, загнали и животное, и возницу в реку. Зенон изгнал бесов и воскресил и вола, и человека. Когда вскоре бес вошёл в дочь императора Галлиена, тот, наслышанный о чудесном происшествии, послал солдат за Зеноном, чтобы тот помог одержимой принцессе. Зенон принял солдат любезно и подарил им трёх из четырёх пойманных им рыб, но тем подарок показался слишком скромным, и они взяли себе и четвёртую, когда же стали варить всех рыб, то та, которая была добыта нечестным путём, осталась живой, и спокойно плавала в кипящем бульоне. Перепуганные и раскаявшиеся солдаты поспешили вернуть святому рыбу и обратились. Тем временем, Зенон изгнал беса из принцессы, а золотую корону, подаренную ему императором в благодарность за спасение дочери, разломал на части и раздал бедным. Многие исследователи считают, что в истории об этом чуде в иносказательной форме говорится об обращении Вероны – одержимый бесами язычества и арианской ереси город – любимый императором Галлиеном как дочь, благодаря молитве святого Зенона стал христианским.
Несмотря на то, что в некоторых позднейших биографиях святого Зенона называют священномучеником, неоспоримые свидетельства говорят о том, что он мирно отошёл на небеса 12 апреля 372 г., пробыв на кафедре Вероны около десяти лет. Он был погребён в небольшой церкви, на месте которой позднее был воздвигнут собор Святого Зенона, впоследствии многократно перестраивавшийся, где и поныне покоятся мощи святого. Уже в первой половине V века о нём говорится как о человеке героических добродетелей, которому воздаётся заслуженное почитание. С местом захоронения святого Зенона связано одно из наиболее знаменитых и впечатляющих чудес, совершившихся по его заступничеству. Вот как описывает это чудо, произошедшее во время наводнения, вызванного паводковыми водами реки Адидже в 485 г, святой Григорий Великий: «Воды в реке Тибр стало так много, что она начала переливаться через городские стены Рима и потопила огромные пространства и заполнила собою другие реки. В городе Вероне река Адидже также вышла из берегов и разлилась до храма священномученика Зенона. Несмотря на то, что церковные двери были отворены, вода нисколько не влилась в храм. Прибывая мало-помалу, вода, наконец, поднялась до церковных окон, которые были почти под самой кровлей. Таким образом, вода заградила церковные двери, и жидкая стихия как бы претворилась в вещество твердое, подобно камню. Внутри церкви много было народа, и когда вода со всех сторон окружила храм и сделала выход невозможным, находившиеся в церкви начали страшиться голодной смерти. Подходя к дверям церковным, они черпали для питья воду, которая, как я сказал, поднялась до церковных окон и, однако, отнюдь не вливалась вовнутрь церкви. Ее можно было черпать, как воду; но она не разливалась по храму, как вода. Остановившись при дверях церковных, чтобы свидетельствовать пред всеми праведность мученика, как вода она была годна к употреблению, но не потопляла места, как будто не была водою. Посему-то я и сказал, что это чудо».
Вскоре культ святого распространился по всей Северной Италии, а оттуда перешёл в Южную Германию, чему способствовали многочисленные чудеса и исцеления, происходившие на месте захоронения святого. Святой Зенон считается покровителем Вероны, рыбаков и маленьких детей, которые учатся ходить. Как знать, может быть это связано с тем, что в земной жизни, многим он помог сделать первые шаги в вере.
Анна Кудрик