18-24 апреля Архиепископ Павел Пецци провёл духовные упражнения для монахинь бенедектинок-траписток в Азере, в Сирии, которые уже много лет живут без постоянной Мессы, среди войны.
Поскольку Папа Франциск провозгласил 2025 Юбилейный год и предложил двухлетний подготовительный период, посвященный размышлению о документах Второго Ватиканского Собора и молитве, владыка Павел обратился в духовных упражнениях к теме молитвы.
В 2011 и 2012 годах Папа Бенедикт XVI посвятил школе молитвы цикл из десяти катехизаций, от которых и отталкивался епископ. Публикуем ряд тезисов из размышлений, подготовленных Архиепископом, чтобы они сопровождали и нас в Год молитвы, переживаемый Церковью.
1. Призвание и молитва
Бенедикт XVI считает, что отправной точкой для вхождения в молитву, а точнее в дух молитвы, является изумление учеников Иисуса, когда они увидели Его молящимся: «Случилось, что когда Он в одном месте молился, и перестал, один из учеников Его сказал Ему: Господи! научи нас молиться [ср. Лк 11,1]. Для Иисуса молитва, миссия и страсти — это творить волю Отца, оставаться в общении с Ним, пребывать в Нём. Бенедиктинский лозунг «ora et labora» находит здесь своё основание. Для Иисуса, как и для нас, молитва — это не значит изолироваться от других и мира, это — не замкнутость в себе, а настоящее уединение, то есть молчание, чтобы слушать голос Отца. Призвание уйти в монастырь означает пребывание в Нем и в то же время нахождение перед миром, и таким образом жить своё призвание является самым основным способом молиться.
2. Быть детьми
Чтобы молиться, нужно войти в общение, существующее между Иисусом и Отцом, нужно быть не просто учениками, а детьми. Иисус совершает здесь решающий переход, характеризующий христианскую молитву, — переход от учеников к сыновьям, или, как Он скажет перед смертью, перестать быть рабами и стать друзьями.
3. Ради Кого стоит жить
Молитва по своей природе — это просьба, просьба быть, просьба о жизни, просьба о том, в чём мы больше всего нуждаемся. Молитва — это желание встретиться с Тем, Кто создаёт нас сейчас, и, в этом смысле, молитва — это часть религиозного чувства человека, очень важная часть, настолько важная, что она придаёт ему лицо независимо от того, в какое время и в каком месте он живёт. Самим фактом своего существования человек призван осознать, что он существует ради чего-то или, скорее, ради Кого-то, ради Кого стоит жить. Монахини оказываются в месте и в конкретных исторических обстоятельствах, когда может показаться, что Бога нет, или, во всяком случае, что Он не входит в горизонт жизни людей, потому что война и социальные условия, в которых они живут, затрудняют понимание смысла жизни, всё происходит как будто без смысла. Но даже при всем этом, даже когда отсутствие Бога кажется более тяжелым, чем Его присутствие, в человеке преобладает внутренний крик (молитва?), который он не может подвергнуть цензуре. Молитва, которая является открытостью и возвышенностью сердца перед Богом, таким образом, становится личными отношениями с Ним.
4. Заступническая молитва
Человек перед Богом часто не знает, о чём и как просить. Если вникнуть в чудесные отношения любви между Богом и человеком, описанные в Священном Писании, то можно найти парадигматические фигуры, наделенные особым авторитетом в укреплении этих отношений между Богом и Его народом, между Богом и человеком. Это молитва заступничества. И здесь, конечно, на первый план выходит Авраам, отец всех народов, как называет его апостол Павел [ср. Рим 4,11-12,16-17]. Заступническая роль Авраама прекрасно появляется в эпизоде о судьбе городов Содома и Гоморры. Через ходатайство Авраама, через его молитву-просьбу к Богу о спасении других проявляется и выражается желание спасения Самого Бога, ведь Он хочет обращение грешника, не его смерть. В истории, чтобы осуществить это желание Сам Бог стал человеком. Воплощение, смерть и воскресение Иисуса Христа, Сына Божьего гарантирует присутствие «праведника», которого не встречался в народе, в течение всей истории.
5. Молитва псалмами
В Псалтири находит выражение весь человеческий опыт с его многочисленными гранями, а также вся гамма чувств, сопровождающих человеческое существование. В псалмах переплетаются и выражаются радость и страдание, стремление к Богу и ощущение собственной слабости, счастье и чувство покинутости, доверие к Богу и мучительное одиночество, полнота жизни и страх смерти.
6. Молитва в жизни Иисуса
В молитве Иисус показывает Свои существенные отношения с Отцом, Иисус переживает Его отцовство, открывает и являет Его любовь и в беседе с Отцом получает подтверждение Своей миссии. Учение Иисуса о молитве, конечно, исходит из приобретенного им семейного способа молиться, но его глубокое и существенное происхождение — в том, что Он Сын Божий, в Его уникальных отношениях с Богом Отцом. Молитва Иисуса затрагивает все этапы Его служения и все Его дни. Евангелия свидетельствуют о привычке Иисуса проводить даже часть ночи в молитве. Глядя на молитву Иисуса, давайте спросим себя: как молюсь я? Как молимся мы? Как обстоят дела со временем, которое я посвящаю своим отношениям с Богом? Достаточно ли сегодня в монастыре образования и подготовки к молитве? И кто может быть учителем этого? В монашеском опыте хорошо известна важность молитвенного чтения Священного Писания, lectio divina. Слушать, размышлять, молчать перед говорящим Господом — это искусство, которому человек учится, постоянно практикуя его. Образцовый опыт Иисуса показывает, что Его молитва, одушевленная отцовством Бога и общением Духа, превратилась в продолжительное и верное упражнение на всю жизнь, вплоть до Креста.
7. Бог говорит через молчание
На Голгофе мы столкнулись со «Словом креста» [ср. 1Кор 1,18]. Слово молчит, оно становится смертным молчанием, ибо Оно «сказало» всего себя в молчании, не утаив ничего из того, что должно было сообщить нам. Крест Христа не только показывает молчание Иисуса как Его последнее слово к Отцу, но и открывает, что Бог говорит через молчание.
8. Вопль к Богу
В Евангелиях говорится о «вопле» Христа на кресте, выражающем все страдания молитвы Иисуса перед явно отсутствующим Богом: в момент мучений молитва превращается в вопль. Так происходит и в наших отношениях с Господом: перед лицом самых сложных и болезненных ситуаций, когда кажется, что Бог не слышит, мы не должны бояться доверить Ему всё бремя, которое носим в сердце, не должны бояться выплакать Ему наши страдания, мы должны быть уверены, что Бог рядом, даже если Он, казалось бы, молчит. Повторяя с креста первые слова псалма: «Боже мой, Боже мой, почему Ты оставил меня?», Иисус молится в момент окончательного отвержения человека, в момент оставления; но молится Он вместе с псалмом, осознавая присутствие Бога Отца даже в этот час, когда Он ощущает человеческую драму смерти. В экстремальный момент Иисус позволяет своему сердцу выразить боль, но в то же время он позволяет ощутить присутствие Отца и согласие с Его планом спасения человечества.
9. Молитва в первой христианской общине
Молитвенное присутствие Богородицы в группе учеников, которые станут первой зарождающейся Церковью, поражает. Мария незаметно следовала за Сыном на протяжении всей Его жизни, вплоть до подножия креста, а теперь она продолжает с безмолвной молитвой следовать за Церковью. Как и в случае с первой христианской общиной, молитва помогает нам читать личную и коллективную историю в самой справедливой и верной перспективе — в перспективе Бога. И мы тоже хотим вновь обратиться с просьбой о даре Святого Духа, чтобы Он согрел наши сердца и просветил наши умы, чтобы осознать, как Господь исполняет наши просьбы по Своей воле любви, а не по нашим представлениям.
10. Молитва в посланиях Апостола Павла
Послания святого Павла начинаются и закрываются молитвой: в начале — благодарение и хвала, а в конце — пожелание Божьей благодати, чтобы она направляла путь общин, к которым обращено письмо. Молитва Павла — это молитва, которая проявляется в огромном количестве форм, от благодарения до благословения, от хвалы до просьбы и ходатайства, от гимна до прошения: разнообразие выражений показывает, как молитва включает и проникает во все жизненные ситуации, как личные, так и тех общин, к которым она обращена.
Подводя итог размышлениям о молитве, епископ Павел призвал сестер: «Мы должны научиться взывать «Авва, Отче!» вместе с Иисусом, Марией, Павлом и другими учителями молитвы, которых даёт нам история. Давайте научимся вкушать в молитве красоту того, что мы друзья, дети Бога, что мы можем взывать к Нему с той уверенностью и доверием, которые ребёнок испытывает к любящим его родителям. Давайте откроем нашу молитву для действия Святого Духа, чтобы в нас Он мог взывать к Богу «Авва, Отче!» и чтобы наша молитва преобразовывала наше мышление, наши поступки, чтобы они всё больше и больше соответствовали поведению Единородного Сына Божьего, Иисуса Христа».
Это напутствие может сопровождать и нас в этот Год молитвы, когда Церковь призывает нас открыть бесконечную ценность нашего личного и уникального диалога с Богом, выражающего также и уникальность нашей с Ним взаимной любви.