Он обращал внимание на то, что человеческие души отличаются друг от друга также как тела и умы и поэтому каждая душа ищет свой путь к Богу, но основа каждого индивидуального пути к духовному совершенству – Христос и тот, кто следует за Ним, не ошибётся.
Во время празднования Всемирного дня молодёжи в Мадриде в 2011 г., завершая Мессу для семинаристов в соборе Санта Мария ла Реаль де ла Альмудена в Мадриде, Папа Бенедикт XVI объявил, что в скором времени будет провозглашён ещё один Учитель Церкви – святой Иоанн Авильский – апостол Андалусии и покровитель клириков. С 1298 года Церковь тридцать три раза объявляла Учителями Церкви наиболее авторитетных богословов. В последний раз, в 1999 году, этой чести была удостоена святая Тереза из Лизье.
Святой Иоанн Авильский родился 6 января 1500 г. в местечке Альмодовар дель Кампо недалеко от Толедо в состоятельной семье, происходившей из евреев, принявших христианство. Он был единственным ребёнком. В четырнадцать лет по желанию родителей он отправился в университет Саламанки изучать право, однако перспектива стать юристом не привлекала молодого человека, проучившись три года и поняв, что изучение законов вызывает в нём стойкое отвращение, он вернулся домой и стал вести жизнь, полную молитвы и аскетизма. Родители приняли и поняли выбор сына. Три года молодой человек провёл в строгом уединении и делах благочестия, пока проезжающий через Альмодовар дель Кампо францисканский священник не посоветовал ему, видя его исключительную набожность, изучать философию и богословие. Последовав этому совету, Иоанн поступил в университет в Алькала, где его учителем стал знаменитый доминиканец де Сото. Его родители не дожили до того дня, когда их сын был рукоположен во священника – они умерли в его студенческие годы. Свою первую Мессу Иоанн отслужил в той церкви, где они были погребены. Продав всё, что получил в наследство от родителей и раздав деньги бедным, молодой священник отправился в Севилью.
Более всего он мечтал о миссионерском служении и своё призвание видел в том, чтобы ехать в Мексику, обращать в христианство индейцев, однако его необычайное усердие и проповеднический дар обратили на себя внимание севильского священника Эрнандо де Контрераса, который упомянул о нём архиепископу и Главному Инквизитору дону Алонсо Манрике де Лара. Архиепископ посчитал, что молодой миссионер необходим ему в Испании и убедил Иоанна остаться на родине и использовать свой дар для обновления веры в Андалусии.
Первая же его проповедь, произнесённая 22 июля 1529 года сразу показала правоту архиепископа и создала молодому священнику славу знаменитого проповедника. Когда бы и где бы он не проповедовал, послушать его собирались огромные толпы, церкви не могли вместить всех желающих и так было все девять лет его служения в Андалусии. Однако, его осуждение поведения высшего общества привело к тому, что он был обвинён в преувеличении опасности богатства и невозможности достижения богатыми вечного блаженства и должен был предстать перед судом инквизиции. Подозревали его также и в принадлежности к еретической секте алумбрадос, которая в дальнейшем дала начало движению иллюминатов, также еретическому. В конце концов, он был оправдан, но тем не менее, около года провёл в тюрьме, где написал свой самый известный труд Audi fili, и сегодня остающийся одним из лучших руководств по духовному совершенствованию. Опыт, приобретённый в заключении, святой называл самым ценным из всего своего жизненного опыта. После полного оправдания и признания Иоанна невиновным по всем пунктам обвинения, произошедшего в 1533 году, решением суда он был назначен проповедовать в ближайший большой праздник в церкви Сан-Сальвадор в Севилье. Его возвращение было встречено с восторгом.
Святой Иоанн призывал своих слушателей полностью преобразовать своё сердце, обратить себя в кусок глины и предаться Богу, чтобы Он, как гончар мог создать из каждого то, что Он задумал». Он обращал внимание на то, что человеческие души отличаются друг от друга также как тела и умы и поэтому каждая душа ищет свой путь к Богу, но основа каждого индивидуального пути к духовному совершенству – Христос и тот, кто следует за Ним, не ошибётся. Среди обратившихся, благодаря проповедям Иоанна Авильского, были Франсиско Борджиа и святой Иоанн Божий. Дружеские отношения связывали его с Игнатием де Лойола и святой Терезой Авильской. Он выказывал намерение стать иезуитом, но, в конце концов, остался епархиальным священником. Считается, что в 1538 году он получил академическое звание мастера священного богословия. Он много трудился на ниве образования, стремясь создать систему образовательных учреждений разного уровня, основал несколько школ и Университет в Баэза, в котором был первым ректором. В дальнейшем, он хотел передать управление этим университетом иезуитам, но этим планам не суждено было сбыться, однако многие ученики святого вступили в Общество Иисуса, а система образования, принятая здесь, послужила образцом иезуитским школам и университетам.
Первая половина XVI века была временем подготовки Тридентского собора, который должен был реформировать Церковь и разрешить многие стоящие перед нею проблемы. О необходимости реформирования Церкви в то время говорили многие. Не отрицая насущности и необходимости изменений, святой Иоанн писал о том, что не всякий, кто считает реформу Церкви необходимой, действительно призван Богом её осуществить, но что каждый христианин должен в первую очередь произвести реформу собственной души, совершив тот труд, к которому Бог призывает каждого. Произвести же реформу Церкви – задача тех, кто поставлен Богом управлять Церковью – Папы и епископов. Будучи приглашён епископом Гранады Педро Герреро участвовать в Тридентском соборе, но не имея возможности сделать это из-за ухудшившегося состояния здоровья, святой Иоанн написал три документа, посвящённых необходимым изменениям внутри Церкви, касающимся управления Церковью, подготовки священства и противодействию ересям.
Говоря о необходимости изменить управление «церковным государством», Иоанн предлагал Папе и епископам руководствоваться примером отношения Христа к Своим ученикам – отношений не Господина к рабам, но Отца и Наставника к детям и друзьям, а священникам воспринимать слова и поучения своих епископов как должно любящим сыновьям.
Особое внимание святой считал необходимым уделить воспитанию и подготовке священства, настаивая на том, что нет большей силы, чем священство, потому что по слову священника Сын Божий воплощается в хлебе и вине, подобно тому как по «fiat» Марии Он стал человеком, пройдя через Её девственное чрево. Именно поэтому ответственность епископа за подготовку и избрание тех, кто будет рукоположен огромна. По мнению святого, священник должен принимать участие в святости Христа и жить в любви и близости к Богу. «Если святость не требуется для того, чтобы прикасаться к чистейшему Телу Христа, Господа нашего, — пишет он в Трактате о священстве», — я не знаю, для чего она нужна вообще».
Наиболее важными моментами в реформировании духовенства Иоанн Авильский считал внимательный отбор кандидатов, чтобы священниками не могли стать те, кого влечёт богатство и авторитет Церкви, и кто хотел бы удовлетворять собственные амбиции, вместо того, чтобы служить Богу и людям, и обеспечение должного образования и воспитания тем, кто действительно призван к священству и обладает необходимым для этого духовным и интеллектуальным потенциалом. «Чтобы дерево росло прямо, — говорит святой – необходимо его направлять, прежде чем использовать лошадь или мула их отдают тренеру, и ни один человек не рождается уже обладающим какой-то профессией. Для того, чтобы овладеть ею, требуются годы подготовки». Программа подготовки священников, которую предлагал Иоанн Авильский, включала в себя овладение умением жить в общине и, через это, воспитание добрых чувств, изучение теологии и доктрины Церкви и возможность углублённо заниматься наукой для тех, кто покажет к этому способности. Эта программа оказала большое влияние на решения Тридентского Собора по вопросам образования священников и легла в основу нескольких важных документов Собора.
Годы миссионерских и проповеднических трудов и учёных занятий заметно подорвали здоровье Иоанна. Он тяжело и много болел, начиная с 1551 года, но продолжал проповедовать в Севилье, Кордове, Гранаде, Больце, Монтилье. Последние полтора года жизни, почти непрерывно страдая от различных недугов, он провёл почти в отставке в Монтилье, но, не имея сил служить как прежде, оставался духовным наставником многих, ведя интенсивную переписку с множеством людей, в разных жизненных обстоятельствах ищущих его совета. Он вновь вернулся к идее вступления в Общество Иисуса, но из-за болезни был вынужден отказаться от её осуществления.
Иоанн Авильский умер 10 мая 1569 года, и был похоронен, согласно его желанию, в иезуитской церкви в Монтилья.
12 ноября 1893 года он был причислен к лику блаженных Папой Львом XIII, а 31 мая 1970 года Папа Павел VI провозгласил его святым. XVI век в Испании называют Золотым веком святости – это время, когда целая плеяда великих святых обновила религиозную жизнь страны и среди них – святой Иоанн Авильский – проповедник и миссионер, евангелизатор, учёный и богослов, педагог и духовный наставник, зажёгший пламя веры во многих и многих сердцах.
Анна Кудрик