“Примите Духа Святого”: лепестки роз над домашней Церковью. Размышление священника Виктора Жука на Пятидесятницу.

Особым образом сохранилось в моей памяти празднование торжества Сошествия Святого Духа во время моей учебы в Падуе, в Италии. В бенедиктинской базилике Святой Иустины есть очень красивый обычай: после проповеди из-под купола церкви, с высоты около 70 метров, на собравшихся верующих начинают сыпаться лепестки красных роз – сотни или даже тысячи лепестков, символизирующих языки пламени, сошедшие на учеников, как это описано в сегодняшнем чтении из книги Деяний Апостолов.

Эта традиция, как и литургия в целом, должна помочь верующим почувствовать, что события, упомянутые в Священном Писании, актуальны и сегодня и что у нас есть возможность принять непосредственное участие в истории спасения.

Но это не был единственный особенный момент в этом торжественном праздновании. Этот день мне также запомнился нежной любовью, которая исходила от молодой семьи: мамы, папы и их маленького ребенка, сидевших на скамейке передо мной. Находясь в величественной церкви-базилике, я почувствовал, что Господь хотел показать мне, как действие Святого Духа воплощается во взаимной любви этой семьи, «домашней Церкви». Поэтому тот день Пятидесятницы запомнился мне в таком диптихе: лепестки роз – символ огня Духа, и любовь между женой, мужем и их ребенком – плод действия Духа в сердцах верующих, в «домашней Церкви».

День Господень – воспоминание Воскресения Иисуса и дара Святого Духа

Каждое воскресенье мы, христиане, отмечаем не только Воскресение Иисуса, но и дар Сошествия Святого Духа, которое произошло семь недель спустя, в день Пятидесятницы. Именно Дух Утешитель несет спасительную силу победы Иисуса над смертью и дар новой жизни в сердце каждого, кто верит. Евангелист Иоанн по-своему подчеркивает единство этих двух событий: восстания Иисуса из мертвых и дара Святого Духа. Воскресший Господь дунул на учеников, собравшихся в горнице за закрытыми дверями, со словами: «Примите Духа Святого».

Присутствие Воскресшего Христа невозможно отделить от действия Духа. Когда Евангелие говорит о дуновении Иисуса, которое несет в себе животворящую силу Духа, мы должны вспомнить историю сотворения человека: «И тогда Господь Бог взял пыль земную и создал человека. Господь вдохнул в нос человеку дыхание жизни, и тот стал живым существом» (Быт 2, 7). Воскресший Иисус является источником новой жизни, нового творения.

Мы можем спросить, почему это так, то есть, почему Писание подчеркивает, что именно после Пасхи Иисуса, после Его смерти и воскресения, настало время для дара Духа верующим?

Дух-Животворитель действует с самого начала сотворения Вселенной; без Него не может быть никакой жизни. Но полнота Его животворящей силы проявляется в том, что Он возвращает к новой, прославленной жизни Иисуса, Сына Божьего и Сына Человеческого, как первого среди всех Его братьев и сестер. Смысл Воскресения Христа не в том, чтобы Его новая жизнь осталась только в Нем, но в том, чтобы она действовала во всех, для кого Он пришел: чтобы мы могли стать «новым творением» (2 Кор 5, 17). Именно Дух дает нам это «новое дыхание» в жизни, день за днем; и особым образом Его сила проявляется в том, что Он поднимает нас после наших «маленьких смертей»: когда мы теряем веру и надежду, когда мы блуждаем в жизни, сбиваемся с верного пути, когда теряемся в эгоизме и сосредоточенности на себе.

Провозглашать «великие дела Божьи», следуя за вдохновением Духа

То, что Святой Дух, Дух Воскресшего Иисуса, совершает в нашей жизни, не может оставаться только нашим «приобретением», нашей собственностью. Возвращаясь к описанию дня Пятидесятницы в Деяниях Апостолов, мы видим, что Дух побуждает учеников делиться, провозглашать «великие дела Божьи» тем, кто пришел в Иерусалим на праздник. Происходит чудо: их слова становятся понятными, хотя их слушатели происходят из разных мест и говорят на разных языках.

Здесь дело не в суперспособности мгновенного изучения иностранного языка, а в том, что и как они провозглашают и Кто через них действует. Это событие противоположно смешению языков при строительстве Вавилонской башни: там люди перестали понимать друг друга, потому что их проект был направлен на желание прославить самих себя. В день Пятидесятницы те, кто получил дар Духа и наполнились новой жизнью, прославляют «великие дела Божьи»: их «слова идут от полноты сердца» (ср. Мф 12, 34). Несомненно, истинная, глубокая радость, которую может дать только Дух Божий, помогла сделать слова понятными и убедительными для слушателей.

Святой Дух – источник единства через любовь

Апостол Павел напоминает нам, что только Святой Дух создает истинное единство в человеческом сообществе. Единство, которое исходит от Бога, не отрицает того, что делает уникальным каждого из нас, а напротив, позволяет в полной мере проявиться всему богатству личностей Своих дочерей и сыновей.

Благодаря действию Духа, когда мы действительно открываем Ему дверь наших сердец, наша жизнь становится частью «великих дел Божьих», а наша история становится страницей в великой Истории Спасения.

Дух Воскресшего Иисуса, Дух Божьей любви, постоянно стремится воплотиться в нас как Его храмах: в наших желаниях, словах, делах – и таким образом позволяет нам вместе строить тело Церкви (начиная с «домашних Церквей», частью которых каждый из нас является) как живого организма, о котором пишет Апостол Павел, тела, в жилах которого течет любовь. Так позволим же Святому Духу вдохновить нас, чтобы Его любовь все чаще становилась мотивацией наших слов и поступков.

О. Виктор Жук SJ

***

Источник: https://jesuit.ru/

Edit