Фото: Информационная служба архиепархии / Наталья Гилёва

Пастырское Послание архиепископа Павла духовенству, монашествующим, прихожанам и всем верным во Христе Архиепархии Божией Матери в Москве на Год Пресвятой Девы Марии – Матери Слова Божия (25 марта 2020 года – 25 марта 2021 года)

«Благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева Твоего! Блаженна уверовавшая… Матерь Господа моего!» (ср. Лк 1,42-45)

Дорогие собратья во священстве,
монашествующие, прихожане,
возлюбленные во Христе братья и сёстры!

В праздник Благовещения Господня открывается Год Пресвятой Девы Марии – Матери Слова Божия, важной частью которого будет паломничество по российским приходам Фатимской Иконы Богородицы, именуемой «Тобою Единство». Начало этого Года выпадает на время Великого Поста, когда мы призваны вместе с Марией сосредоточиться на спасительной жертве Её Сына — Предвечного Слова, ставшего плотью в Её чреве через возвещение Архангела Гавриила.
Именование Богородицы как Матери Слова — весьма древнее, оно восходит к прологу Евангелия по Иоанну. В трудах Отцов Церкви мы можем заметить, что почитание Марии как Матери Божией и Матери Слова неразрывно связаны, о чём очень ярко свидетельствуют богословские споры эпохи Эфесского Собора 431 г.

Однако со временем именование Матерь Слова почти полностью исчезло из языка народного благочестия и сохранилось лишь в богословских трудах. Почти единственное исключение — молитва Святого Бернарда, Memorare: «Вспомни, о всемилостивая Дева Мария… Матерь Предвечного Слова, и благосклонно внемли моей просьбе».
В своём Рождественском послании я призвал вас размышлять о роли Архангела Гавриила, этого важнейшего действующего лица истории спасения, посланника, передающего особую миссию, необходимую для спасения всего человечества. Теперь же я хочу обратить ваше внимание на «плод» этой встречи: Слово Божие, воплотившееся в Богородице Марии от Духа Святого.

Слово Божие должно возвещаться так же, как Архангел Гавриил возвестил Его Марии: мы должны быть его свидетелями (ср. 1Ин 1,1-2). Многочисленные явления Приснодевы Марии, включая столь дорогие нам явления в Фатиме, всегда содержат в себе призыв к возвещению Слова и свидетельству о Нём, к почитанию Иисуса, Слова Божия, и Его Матери Марии.

Созерцая в Богоматери бытие, всецело сформированное Словом, мы открываем, что, подобно Ей, мы призваны войти в тайну веры, посредством которой Христос приходит, чтобы сотворить Себе обитель в нашей жизни. Любой верующий христианин, как напоминает святой Амвросий, в определённом смысле «зачинает и рождает» в себе самом Глагол Божий, и если по плоти у Христа только одна Матерь, то по вере Христос — плод всех. Произошедшее с Марией может день за днём заново происходить и в каждом из нас, благодаря слушанию Слова и совершению Таинств (ср. Бенедикт XVI, Verbum Domini, 28).

Через Своё «да», через готовность сотрудничать с волей Бога, Мария становится одновременно Матерью Сына и дочерью Слова, если перефразировать великого поэта Данте. Святой Бернард Клервоский трогательно говорит об этом в одной из известнейших своих проповедей: вся наша жизнь и наше спасение зависит от этого «да», благодаря которому предвечное Слово становится доступным нашему опыту. Это первый аспект размышлений, которыми я хочу с вами поделиться.
Благодаря ответу Марии Слово Божие уже начинает говорить через Неё внешнему миру. Об этом свидетельствует встреча Марии с Её двоюродной сестрой Елизаветой. Иоанн в чреве Елизаветы уже чувствует присутствие Слова, глаголющего в лоне Марии, и радуется. Это говорит нам о том, что Слово Божие станет говорить в нас и через нас, когда мы говорим своё «да» и искренно желаем творить волю Божию.
Тесная взаимосвязь между Словом Божиим и радостной готовностью творить волю Божию очевидна в Марии. Именно это ощущает Елизавета, когда говорит сестре: блаженна уверовавшая и с радостью творящая волю Божию, потому что совершится сказанное Ей от Господа (ср. Лк 1,45). Мария блаженна, потому что уверовала и в этой вере приняла в Своё лоно Слово Божие, чтобы подарить Его миру. Радость, обретённая Ей от Слова, теперь может охватить всех, кто позволяет этому Слову изменить себя. Евангелие от Луки в двух отрывках говорит нам об этой тайне слушания и радости, блаженства. Иисус говорит: «Матерь Моя и братья Мои суть слушающие Слово Божие и исполняющие его» (Лк 8,21). И в ответ на возглас женщины из толпы, пожелавшей прославить выносившее Его чрево, Иисус открывает секрет настоящей радости: «Блаженны слышащие Слово Божие и соблюдающие его» (Лк 11,28).
Иисус показывает подлинное величие Марии, открывая и каждому из нас возможность достичь блаженства, рождающегося из принятого и воплощённого в жизнь Слова. Не забудем, что наши личные и общинные отношения с Богом зависят от укрепления близости с Божественным Словом. Слово Божие может привлечь тех, кто отдалился от Церкви, оставил веру или никогда не слышал весть о спасении (ср. Бенедикт XVI, Verbum Domini, 124).

Все люди кричат, как та женщина, громко или в своём сердце. Но никто не слышит и не слушает никого. Мы живём в мире, где все стремятся что-то «продать», редко когда кто-то что-то предлагает, и ещё реже, когда мы на самом деле слушаем, в том числе Слово Божие. Однако, как пишет апостол Павел к Римлянам: «Как веровать в Того, о Ком не слыхали? как слышать без проповедующего? … Итак вера от слышания, а слышание от слова Божия» (Рим 10,13-17).

Мария — это образ Церкви, внимающей Слову Божию, становящемуся в ней плотью. Мария — это и символ открытости Богу и другим людям; активное, впитывающее, усваивающее слушание, в котором Слово становится формой жизни. Весь этот чудесный динамизм слушания, свободы и веры Мария выражает в Своём гимне Magnificat. «Magnificat, можно сказать, — это “портрет” Её души, полностью сотканный нитями Священного Писания, нитями, взятыми из Слова Божия. Поэтому очевидно, что в Слове Божием Она чувствует себя по-настоящему дома, очень естественно выходит оттуда и туда же возвращается. Она говорит и мыслит Словом Божиим; Слово Божие становится Её словом, а Её слово рождается из Слова Божия. Также очевидно, что Её мысли согласованы с мыслями Бога, что Её желание и желание Бога — единое целое. Слово Божие пронизывает Её душу, и Она становится Матерью воплощенного Слова» (ср. Лк 2,19.51; Бенедикт XVI, Verbum Domini, 27-28).

Наше согласие следовать за Иисусом в соответствии с тем призванием, которые Он нам даровал, даёт нам возможность всё глубже проникать в Тайну Бога, которая есть сам Христос. Однако, наше «да» не может быть произнесено раз и навсегда. Апостол Павел прекрасно понимал, — и со временем эта его интуиция многократно подтвердилась, — что, если кто-то, встретив Христа, потом не живёт продолжением этой встречи, рано или поздно он уходит из общины.

Путь распознавания необходимо продолжать всю жизнь, чтобы открывать Тайну Бога в настоящем моменте и узнавать, что значит творить волю Божию сейчас, в этих конкретных обстоятельствах. Это — путь постоянного углубления в тайну Слова, путь нового и всё более глубокого познания тайны Бога в своей собственной жизни. «Не забывай о хлебе сем, дабы не очерствело сердце твоё, но дабы насыщалась им душа твоя. Если так ты соблюдёшь слово Божие, несомненно, и оно соблюдёт тебя» (Св. Бернард Клервоский, Слово пятое об Адвенте).

Отсюда мы можем понять, почему мы нуждаемся в обновлении чтения Священного Писания в Церкви. Богородица, как сообщают нам Евангелия, не всегда сразу понимала слова Своего Сына, и поэтому Она слагала эти слова в Своём сердце (ср. Лк 2,19.30.50-51), чтобы мысленно возвращаться к ним снова и снова. И мы, вслед за Марией, давайте будем сохранять в своих сердцах все эти слова, все эти события, чтобы размышлять о них. Как важно снова и снова вспоминать нашу первую встречу с Христом и все последующие встречи, которые продолжили ту первую! Как важно, чтобы мы научились молчанию, подобному молчанию Марии, когда Бог говорит, и мы слушаем Его. В этом молчании, которому Богородица учила Иисуса, Она уже готовила миссию Своего Сына и миссию апостолов, Церкви. Это молчание находится у истоков тайны Марии, Святого Семейства и всей деятельности Церкви.

Необходимо, поэтому, чтобы в наших общинах и приходах обновлялась близость к Священному Писанию, ведь «связь между Воскресшим Господом, общиной верующих и Священным Писанием является неотъемлемой частью нашей идентичности как христиан» (Франциск, Aperuit illis, 1).

Мария является примером размышления над живым Словом Божиим в молчании наших сердец. Пусть Страстная неделя и время пребывания иконы в наших приходах пробудит в нас желание в молчании пребывать в присутствии Слова и Его Матери. Молчание — это не отсутствие слов, но присутствие Единственного Слова, Которое даёт нам Свою любовь и Истину. Но если мы не позволим нашему сердцу освободиться от забот и мыслей, отягощающих нас, то как сможет Слово войти в наши сердца? Как сможем мы услышать, что Оно стучит в двери наших сердец, если шум не позволит нам услышать знакомый стук? Каждому из нас Господь говорит: «Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною» (Откр 3,20).

Поэтому от нас требуется честно ответить на вопрос, какое место чтение Священного Писания и, в частности, Евангелия и размышление над ним должно занимать в нашей жизни. Если Слово Божие будет вселяться в нас обильно, мы сможем с премудростью вразумлять и наставлять друг друга. Тогда мы откроем для себя также смысл и пользу великого наследия христианской духовной поэзии (особенно псалмов, песен, гимнов и так далее); всё это — незаменимые средства для взаимного научения и созидания общения. Я убеждён, что когда мы читаем эти слова и размышляем о них, должно петь не только сердце, но и наш голос, ведь все эти тексты были написаны для чтения вслух, а не про себя! Это позволит нам глубже войти в молитвенную традицию Церкви Ветхого и Нового Завета. Через них мы учимся общению с самими собой, с другими в общине и с Богом (ср. Кол 4,16).

Необходимо, чтобы в течение этого года паломничества иконы верные получили возможность глубже оценить сокровища Священного Писания через Святую Мессу, проповеди, пастырские инициативы, богослужения Слова Божия и молитвенное чтение Библии (lectio divina). К чтению Священного Писания и размышлению над ним с пользой можно добавить чтение текстов Учительства Церкви, посвящённых Божественному Откровению.

Не следует забывать также о тех формах молитвы, которые утвердились в традиции: Литургии часов, — особенно, утрене, вечерне и повечерии, – а также бдениях. Молитва псалмов, библейские чтения и чтения из великой традиции, представленные в Литургии часов, могут привести к углубленному переживанию того события, каковым является Христос, и домостроительства спасения — переживанию, которое, в свою очередь, может обогатить понимание евхаристического священнодействия и участие в нём (ср. Бенедикт XVI, Sacramentum Caritatis, 45).

Именно такому развитию чтения и почитания Священного Писания в нашей жизни и в жизни наших общин призвано способствовать паломничество иконы Богородицы, Матери Слова. Священное Писание — это Живое Слово всего народа Божия. Народ Божий, слушая Слово, «вживается» в Его бытие (ср. Еф 1,13), переходит от рассеяния к соединению во Христе (ср. Еф 2,14). Слово Божие собирает верующих вместе, делая их единым народом. Я уверен, что это паломничество позволит нашим верующим более интенсивно переживать день Господень, воскресную Святую Мессу. Это особенно актуально в этот период, когда из-за пандемии коронавируса у многих наших верующих не будет возможности физически посещать воскресные Святые Мессы.

Я приветствую инициативу тех настоятелей, которые, желая подчеркнуть особую значимость Слова Божия, помещают Его на уместном возвышении рядом с алтарём. Надеюсь, что это паломничество умножит в священниках желание хорошо готовиться к возвещению Слова Божия и живо проповедовать Его. Также надеюсь, что в течение этого года будет возобновлён чин вручения Библии, или, по крайней мере, Евангелия. Ещё одна прекрасная инициатива — это паломничество иконы по домам прихожан: Господь посылает нам эту возможность, чтобы в наших семьях и группах семей возродилось желание вместе читать Святой Розарий, чтобы открыть для себя сокровище Священного Писания и пробудить жажду Слову Божия.

Слушание Слова, вживание в отношения с Ним побуждает нас к милосердию. Подлинность нашего ответа на Слово Божие проверяется нашей открытостью для служения милосердия, желанием делиться Его хлебом и любовью с другими. Христос, Живое Слово, открывает наши глаза и двери наших сердец, запертых наших эгоизмом, и ведёт на путь щедрости и солидарности (ср. Франциск, Aperuit illis, 13).
На этом пути принятия Слова Божия нас сопровождает Мария, Матерь Господа, Mater Verbi. Мы признаём Её блаженной, потому что Она уверовала, что исполнятся все слова, которые сказал Ей Господь (ср. Лк 1,45). Блаженство Марии предшествует всем блаженствам, которые Иисус провозгласил для бедных, нищих, кротких, миротворцев, гонимых, потому что блаженство веры — это условие всех других блаженств. Никакой нищий не является блаженным, потому что он нищий; он становится блаженным, если, вслед за Марией, уверует, что исполнится Слово Божие (ср. Франциск, Aperuit illis, 15).

Несколько лет назад я предложил вам молитву святого Бернарда «Вспомни, о всемилостивая Дева Мария». Сегодня я повторяю это своё приглашение услышать и принять Слово Божие, Verbum Dei, через покров Его Матери, Matris Verbi, чтобы Оно возрастало и утверждалось в наших сердцах.

Вспомни, о всемилостивая Дева Мария, что испокон века никто не слыхал о том, чтобы кто-либо из прибегающих к Тебе, просящих о Твоей помощи, ищущих Твоего заступничества был Тобою оставлен. Исполненный такого упования, прихожу к Тебе, Дева и Матерь Всевышнего, со смирением и сокрушением о своих грехах. Не презри моих слов, о Матерь Предвечного Слова, и благосклонно внемли моей просьбе. Аминь.

Пусть каждый день нашей жизни будет преображён новой встречей с Христом, Словом Отца, ставшим плотью: Он — начало и конец, и «всё Им стоит» (Кол 1,17). Умолкнем, чтобы слушать слово Господне и размышлять над ним, чтобы оно благодаря плодотворному действию Святого Духа по-прежнему обитало, жило и говорило с нами во все дни нашей жизни. Церковь постоянно обновляется и молодеет благодаря Слову Божию, пребывающему вовек (ср. 1Пт 1,25; Ис 40,8).
Тем самым и мы сможем присоединиться к великому общению Невесты и Жениха: «И Дух и невеста говорят: прииди! И слышавший да скажет: прииди!.. Свидетельствующий сие говорит: ей, гряду скоро! Аминь. Ей, гряди, Господи Иисусе» (Откр 22, 17.20; ср. Бенедикт XVI, Verbum Domini, 124).

Христос, Предвечное Слово Божие, плотью родившееся, отдавший Свою жизнь и воскресший ради нашего спасения, по молитвам Пресвятой Девы, от вечности предопределённой быть в воплощении Божественного Слова Матерью Бога (Lumen Gentium, 61), Святого Иеронима, Святого Бернарда и всех святых, да пребудет с нами и благословит нас на благое дело паломничества иконы Матери Слова.

И благословение Отца † и Сына † и Святого Духа † да снизойдёт на вас и пребудет с вами всегда.

† Архиепископ Павел
г. Москва, в Торжество Благовещения 25 марта 2020 г.

Edit