О литургических нормах причащения

Разъяснения Архиепископа Павла Пецци относительно способа преподания Причастия во время действия ограничительных мер, связанных с распространением коронавируса нового типа:

— Могу ли я просить о причащении в уста, несмотря на предписанные ограничительные меры?

— Предписание о причащении верных в руку носит рекомендательный характер. Священнослужителям и мирянам настоятельно рекомендуется придерживаться именно такого способа до снятия действующих ограничений. Если для верующего, принимающего Евхаристию, такая форма является категорически недопустимой и противоречит его совести, священник может преподать Причастие в уста, но только с соблюдением условия, изложенного ниже.

— При каких условиях возможно причащение в уста до отмены ограничительных мер?

— При настоятельной просьбе причащающегося священник может преподать Причастие в уста. После этого, прежде чем преподать Причастие следующему человеку, священнику следует вытереть руки пурификатором, пропитанным дезинфицирующим средством. Эта норма обязательна к соблюдению из заботы о здоровье других причащающихся.

***

На сопутствующие вопросы относительно преподания Святого Причастия в руку отвечает председатель Литургической комиссии Архиепархии Божией Матери в Москве священник Николай Дубинин, OFMConv.

— Что делать, если на моих руках останутся маленькие частички Тела Христова?

— В этом практическом вопросе нужно руководствоваться благочестием, благоразумием и гигиеническими нормами. Прежде всего, чтобы такого не происходило, пастырям следует позаботиться об использовании таких частиц хлеба для освящения и причащения, чтобы они не крошились. Верующие должны помнить, что даже мельчайшая частичка евхаристического хлеба является истинным Телом Христовым до тех пор, пока сохраняет видимые свойства хлеба. Поэтому, если вы заметили, что при причащении в руку у вас на ладони или пальцах осталась заметная частица Тела Христова, разумным вариантом будет обработать руку влажной салфеткой, бережно собирая в эту салфетку оставшиеся частицы. При первой же возможности эту салфетку необходимо либо сжечь, либо выполоскать в сосуде с водой, а затем слить эту воду в достойное место (не в канализацию). Это схоже с правилами, которые существуют в Церкви относительно малозаметных или уроненных частиц Тела или Крови Христовых.

— Не совершаю ли я кощунства, принимая Причастие на ладонь?

— Если вы благочестиво, с должным внутренним расположением, принимаете Святое Причастие, и если принятие Его на ладонь и стоя не является для вас осознанным жестом неуважения, то никакого кощунства нет. Принятие Святого Причастия в руку или в уста, стоя или на коленях – это внешняя форма, которая сама по себе не влияет на суть обряда.

— Правда ли, что такой способ Причастия является относительно новой практикой, недопустимой в древней Церкви?

— Нет, это не правда. Принятие Причастия в руку является древним способом. Более того, такой способ причащения зафиксирован в первые 8 веков христианства как основной. Этот жест был заимствован из обрядов иудейской пасхальной трапезы. Можно с большой долей вероятности сказать, что похожий жест совершил Иисус, когда раздавал апостолам хлеб во время Тайной Вечери, говоря: «Примите и вкусите. Сие есть Тело Моё».

— А что говорят о таком способе причащения Отцы Церкви?

— В их текстах неоднократно упоминается именно такой способ причащения – в руку. Одним из ярких примеров является свидетельство святого Кирилла Иерусалимского. В своем пятом тайноводственном поучении он дает прекрасное наставление новокрещенным, как следует принимать Тело Христово: «Приходя, не с простертыми ладонями, ни с разведенными пальцами приступай, но, левую руку сделав престолом правой, как хотящей Царя принять, и согнув ладонь, прими Тело Христово и тут же скажи: аминь. И так с опасением… причастись, остерегаясь, чтобы от оного ничего не уронил ты… Ибо скажи мне, если бы кто дал тебе опилки золота, не стал ли бы ты оные держать со всяким опасением, храня, чтобы чего не утратить из них и не сделать урону?»

— Какой документ Католической Церкви регламентирует нормы преподания Святого Причастия сегодня?

— Литургические предписания и их интерпретации для всей Церкви обычно издаются Конгрегацией Божественного культа и дисциплины Таинств. Конкретизация этих норм для отдельных регионов находится, как правило, в компетенции Конференции епископов (что оговаривается в общих предписаниях). Нормы преподания Святого Причастия впервые после II Ватиканского собора регламентирует инструкция Memoriale Domini, изданная 29 мая 1969 года.

— Допускает ли эта инструкция преподание Причастия в руку?

— Да, этот документ допускает такой способ Причастия и определяет, что окончательное решение принадлежит Конференции епископов конкретной страны, по одобрению Святого Престола.

— Где я могу найти актуальные литургические нормы Католической Церкви по этому вопросу?

— Общие нормы — в Общем Наставлении к Римскому Миссалу (пункт 161) и в 4 главе инструкции Redemptionis Sacramentum (это последний документ, опубликован 25 марта 2004 года, 4 глава, говорит конкретно о способах преподания Святого Причастия). Нормы для Католической Церкви в России – в решениях Конференции Католических Епископов России.