К читателям газеты «Коммерсантъ»

Отнюдь не желая высказываться в жанре «плача Иеремии», я все же должен констатировать, что по отношению к господствующим в современном обществе настроениям христианство становится контркультурой. Это касается и Рождества. Мы уже привыкли к тому, что начало Рождественского поста совпадает с «черной пятницей», когда массы людей, в том числе и небогатых, по всему миру участвуют, я бы сказал, во вселенской распродаже. Но что же в этом плохого? Об этом размышляет Папа Франциск: «Потребительство — это вирус, подрезающий веру на корню, потому что оно заставляет думать, что жизнь зависит только от того, чем вы владеете… Люди живут вещами и уже больше не думают, ради чего они живут. И это демографическая зима, от которой мы сегодня страдаем: дома полны вещей, но в них нет детей». Этот вирус проникает в человеческие отношения, меняя их смысл, заменяя сердечность, теплоту и дух взаимопомощи расчетом, жадностью, эгоизмом и бессердечием.

Если в традиционном христианстве человеческий успех считается по сумме совершенного добра, то в обществе потребления — по сумме накопленных вещей и капитала. Но самое серьезное изменение заключается в том, что человек переформатируется от внутреннего на внешнее. Такие важные не только христианские, но общегуманистические категории, как поиск смысла жизни, совесть, становятся неуместными и мешающими. Но все же, все же, все же. Человеческие слабости родились не сегодня, и человеческая история полна не только их последствиями, но также и примерами доблести, великодушия и самопожертвования. Мы, христиане, верим, что событие Рождества — это воплощение Бога в истории, совершившееся как раз для того, чтобы через преображение человеческой души произошло преображение человеческих отношений в том числе и в социальной сфере.

Божественное время, вошедшее через событие Рождества во время человеческое, сделало возможным веру и надежду на то, что человеческие отношения могут основываться на любви, а значит, на справедливости, уважении и поддержке друг друга. На самом деле никто не хочет становиться хуже — каждый хочет быть лучше, и именно на этом коренном пункте основывается христианская убежденность, что не состоится вселенской самораспродажи человечества и, как бы ни были тяжелы и извилисты пути человеческого возрастания в добре, тот Свет, который прорезает тьму в Рождественскую ночь, сделает жизнь более ясной, достойной и осмысленной. Этого я в том числе желаю читателям газеты «Коммерсантъ».

Челестино Мильоре, архиепископ,
апостольский нунций в РФ

***
Оригинальная публикация: http://bit.ly/2t7yqcA