логин:

пароль:

> Индульгенция

Индульгенция


Индульгенция (латинское indulgentia — снисхождение), в богословском значении — благодать Святого Духа, исцеляющая от последствий греха; в церковно-правовом значении — освобождение от временного наказания за грехи, в которых грешник уже покаялся и вина за которые ему была прощена в таинстве исповеди. Это освобождение христианин получает благодаря посредничеству Христа и молитвенному ходатайству святых.

Согласно учению Католической Церкви, последствия греха двояки. Во-первых, смертный грех лишает человека общения с Богом, тем самым закрывая доступ к вечной жизни — это так называемое вечное наказание. Отпущение вины и освобождение от вечного наказания грешник может получить в таинстве исповеди благодаря искуплению, совершенному Иисусом Христом. Во-вторых, любой грех, даже малый, ухудшает духовное состояние человека, усугубляя его предрасположенность ко злу, которая остается и после полученного на исповеди прощения за грех и от которой человек должен избавляться с помощью молитвы, аскезы, дел милосердия. Грех ослабляет в человеке способность любить, что непосредственно проявляется в реальном ухудшении его личных отношений с Богом и ближними и препятствует полноценному общению с ними как в этой жизни, так и после смерти (чистилище). Духовные испытания и тяготы, которые приходится нести грешнику в процессе этого внутреннего обращения, составляют временное наказание за грех. И вечное, и временное наказание следует понимать не как возмездие со стороны Бога, поражающее грешника извне, а как естественное последствие самого греха. Временное наказание за грех, однако, может быть уменьшено (частичная И.) или вовсе снято (полная И.) благодаря общению святых, то есть мистической солидарности членов Церкви — солидарности, предполагающей их общение в духовных благах. Добрые дела, совершенные Христом и святыми благодаря действующему в них Святому Духу, освящают всю Церковь; святые, приобщенные к спасительной посреднической миссии Христа, постоянно ходатайствуют перед Богом за всех христиан. Благодаря этому заслуги Христа и добрые дела святых в определенном смысле принадлежат и кающимся грешникам, которым сообщается благодать Святого Духа, исцеляющая их от последствий греха.

Согласно современной церковной дисциплине, И. можно получить для себя или пожертвовать ее за усопших. И. нельзя жертвовать за живых и получать ее более одного раза в день. Для получения И. необходимо соблюсти определенные условия духовного характера и выполнить практики благочестия, а также совершить дела милосердия.

Полная И. дается при соблюдении следующих условий: полное отсутствие пристрастия ко греху и твердое намерение получить И., совершение исповеди, причащение Святых Даров, совершение определенных действий, с которыми Церковь связывает получение И. (молитва, служение милосердия, свидетельство веры), и молитва о Церкви в духовном единении с Папой (интенция Папы Римского). Частичную И. верующий получает при совершении действий, с которыми связана именно она, или же при попытке получить полную И., если были выполнены не все условия, при которых она предоставляется.

Духовный плод И., в каждом конкретном случае известный только Богу, зависит от внутреннего расположения человека.

От догматической сущности И. следует отличать ее внешнюю форму, которую она принимала в истории Церкви, развиваясь и изменяясь в зависимости от условий, определявших характер того или иного исторического периода. Первой формой И., просуществовавшей до V века, было сокращение покаянного наказания (епитимии), носившего публичный характер и всегда предшествовавшего отпущению грехов. На протяжении длительного времени кающийся проходил различные стадии покаянных испытаний и только по истечении установленного времени получал полное отпущение грехов, примирялся с Церковью и допускался к таинствам. Уже в раннехристианский период перед Церковью встал вопрос об умирающих, не прошедших всего покаянного периода. В результате было подтверждено право умирающих получать отпущение грехов, даже если они не выполнили епитимию до конца, однако в случае выздоровления они были обязаны исполнить оставшуюся часть епитимии. Вопрос о возможности сокращения срока епитимии впервые был поставлен в связи с отступничеством некоторых верующих в периоды гонений. Отступившие от веры обращались с просьбой о посредничестве к ожидавшим мученичества христианам, заключенным в тюрьмы. По их письменному ходатайству кающиеся отступники могли вернуться к единству с Церковью до истечения срока покаяния с отменой оставшейся части епитимии. С середины III века, сначала в Риме и Карфагене, а потом и во всей Западной Церкви решение об освобождении от епитимии принимали местные епископы, уменьшавшие сроки покаяния в зависимости от обстоятельств общего характера или от состояния души кающегося. Позднее эта практика, одобренная Василием Великим и Григорием Нисским, была принята Восточной Церковью.

В VI веке в Церковь влились новые народы, а место публичной епитимии заняла частная. С практикой частной епитимии появились специальные книги, называемые пенитенциалами. Священник назначал епитимию согласно предписаниям этих книг, которые указывали разновидности и количество дел покаяния, зависевших от совершенного греха. К примеру, один из пенитенциалов предписывал семидневный пост на хлебе и воде за грех пьянства, а за убийство — пожизненное странствие, сопровождавшееся постом и покаянием.

Из-за строгого характера некоторых епитимий Церковь часто была вынуждена заменять их на более мягкие. Выполнение правил покаянной дисциплины приобрело механический характер. Церковь уже не исключала грешников из своей среды, а исполнение епитимии теперь происходило после отпущения грехов. Ее смягчение зависело непосредственно от священника, принимавшего исповедь. В этой связи возникали различные злоупотребления.

С XI века появилась новая форма И.: епископы, а затем и Римские папы, специальными грамотами частично или полностью (в общей форме) снимали епитимию. Все, кто выполнил определенные дела благочестия (в том числе паломничество к святым местам, строительство храма), получали снятие епитимии соответственно числу дней публичной епитимии, налагавшейся в древней Церкви. С этого периода сохранились выражения: «100 дней И.», «7 лет И.» и т.п.

Вначале полную И. можно было получить только за совершение паломничества в Святую Землю, а с 1095, по решению Папы Урбана II, — также за участие в крестовых походах. Папа Григорий VIII предоставил возможность получения полной И. тем, кто не имел возможности лично принимать участие в крестовом походе, но находил себе замену или полностью оплачивал содержание одного крестоносца.

Богословское обоснование И. впервые было разработано в сочинениях Гуго Сен-Шерского (1200–63), указавшего, что дар И. предоставляется Церковью из так называемой сокровищницы заслуг и добрых дел Христа и святых. Эта концепция была официально признана Церковью в 1343 году в булле Unigenitus Dei Filius Папы Климента VI (Denzinger H. Enchiridion symbolorum, definitionum et declarationum de rebus fidei et morum, 1025–27). В образе этой сокровищницы современные католические богословы видят Самого Христа, неустанно действующего в Церкви и через нее. Верующие могут также получать И. для усопших, чтобы уменьшить временное наказание, претерпеваемое ими в чистилище. Это положение впервые было провозглашено официально в 1476 году в булле Salvator noster Папы Сикста IV (Denzinger H. Enchiridion symbolorum, definitionum et declarationum de rebus fidei et morum, 1398) и в то время вызвало острую полемику, касавшуюся компетенции церковной власти в сфере потустороннего мира. И. для усопших с богословской точки зрения следует воспринимать не как юридический акт, но как особый вид молитвы, смиренно возносимой к Богу, которая может быть принята по Его благоволению.

В эпоху Возрождения практика предоставления И. за денежные пожертвования привела к значительным злоупотреблениям. Зачастую сборщики пожертвований, которые предъявляли верующим грамоты с И., из корыстных соображений искажали богословский смысл И. (например, обещая за большие пожертвования спасение даже для тех, кто пребывает в аду). Случалось, что право на сбор милостыни с раздачей И. продавалось с аукциона. В период общего падения нравов в обществе злоупотребление И. затронуло и церковных иерархов. В то же время получило распространение полностью ошибочное понимание И. как отпущения грехов за деньги, даже независимо от таинства исповеди. Началом Реформации послужило выступление Лютера против не только существовавшей тогда практики предоставления И., но и самой идеи И. Следует, однако, отметить, что, несмотря на все злоупотребления, и в эту эпоху практика И. зачастую способствовала укреплению общественной нравственности, а денежные пожертвования, связанные с приобретением И., играли важную роль в материальной поддержке храмов, монастырей, школ, университетов и больниц. Декрет Тридентского собора Об индульгенциях подтвердил, в противовес идеям протестантов, полезность И. и право Церкви предоставлять их, строго осудил злоупотребления, отверг «все неправые формы получения И.» и подчеркнул необходимость следить за тем, «чтобы из-за чрезмерной легкости их получения не ослабла церковная дисциплина» (Denzinger H. Enchiridion symbolorum, definitionum et declarationum de rebus fidei et morum, 1835). В 1567 году Папа Пий V полностью запретил предоставление И. за деньги и иные пожертвования.

И. существовала в Православных Церквях под видом разрешительных грамот. Константинопольский собор 1727 года в Исповедании веры (пункт 13), подписанном патриархом Константинопольским Паисием II, патриархом Антиохийским Сильвестром, патриархом Иерусалимским Хрисанфом и другими архиереями, участвовавшими в соборе, постановил: «Оставление грехов в письменной форме, которое Восточная Христова Церковь именует «разрешительными грамотами», а латиняне — «индульгенциями»... дается Христом в Святой Церкви. Эти разрешительные грамоты выдаются во всей Соборной Церкви четырьмя святейшими патриархами: Константинопольским, Александрийским, Антиохийским и Иерусалимским».

Понимание И. на Востоке и на Западе некоторым образом различается. В православных разрешительных грамотах нет точного разграничения между понятиями «отпущение грехов» и «отпущение временного наказания за грехи». Поэтому такие грамоты следует понимать как отпущение грехов в целом — вины и наказания. С другой стороны, это не означает, что патриархи хотели заменить или упразднить для некоторых категорий людей необходимость таинства исповеди. Второе отличие касается адресации грамот. Они обращены не к группам людей, которым нужно совершить определенные практики благочестия, а к конкретным лицам, получающим грамоты. Поэтому грамоты были именными или анонимными (для желающих); в них отсутствовали указания на условия получения И. и они вступали в силу сразу после их вручения.

В Греческой Православной Церкви выдача разрешительных грамот в XVI веке была повсеместной практикой. Иерусалимский патриарх Досифей Нотарас (1641–1707) говорил об И. как о «древней и всем известной традиции». Православный богослов Никодим Святогорец не только не отвергал эту практику, но и следовал ей; в письме, датированном апрелем 1806 года, он просил епископа Паисия Стагонского взять в патриархии и прислать ему «разрешительную грамоту» для одного «живого монаха» тоже по имени Никодим, обещая при этом выслать деньги на покупку грамоты, как только будет известна ее стоимость.

Иерусалимские патриархи осуществляли раздачу грамот в течение длительного времени; еще в конце XIX века патриарх Никодим выдавал напечатанные в типографии патриархии грамоты. В Греции грамоты просуществовали до середины XX века.

С практикой разрешительных грамот нередко были связаны злоупотребления, когда их выдача за деньги становилась источником церковных доходов. В Греции существовал обычай нанимать кого-либо за деньги для исполнения епитимии. Широкое распространение получила практика замены епитимии определенным количеством литургий, при том что вознаграждение за их совершение получал священник, совершавший замену.

Ни на одном из соборов Восточной Церкви не ставилось под сомнение богословское содержание И., хотя и осуждались злоупотребления, связанные с раздачей И.

И. на Руси в форме освобождения от публичной епитимии известны уже с XIII века. Вначале смягчение публичной епитимии применялось только в отношении князей, позднее — к знати вообще. Появились разрешительные грамоты, как правило, сопровождавшиеся обещанием иерархов взять на себя совершение епитимии. В 1270 году Киевский митрополит Кирилл, желая примирить новгородцев с великим князем Ярославом, пообещал снять с них епитимию и в качестве заместителя новгородцев выполнить ее лично. В 1463–64 годах в Москве разрешительные грамоты выдавал митрополит Кесарии Филипповой Иоаким. Собор русских иерархов, разрешив Ивану IV Грозному четвертый брак, вместо шестилетней публичной епитимии наложил на него трехлетнюю. Соборная грамота говорит по этому поводу: «Взяли есьмы на себя три годы епитимию и на весь освященный собор».

Константинопольский патриарх Афанасий III, прибыв в Россию для сбора милостыни, обратился к царю Алексею Михайловичу с прошением о выпуске на царском Печатном дворе 500 разрешительных грамот для раздачи их запорожским казакам.

Охотно раздавал разрешительные грамоты в России, Малороссии и Валахии также и Антиохийский патриарх Макарий, дважды посетивший Москву в середине XVII века. В Киеве патриарх лично раздавал в Софийском соборе грамоты, напечатанные на церковнославянском языке. Грамоты Антиохийского патриарха ценились больше других и принимались с большей верой, поскольку среди православных он считался преемником апостола Петра.

Определенное обновление учения и практики Католической Церкви в отношении И. в наше время связано с апостольской конституцией Папы Павла VI Indulgentiarum doctrina (1967). Этот документ ликвидирует всякие количественные и временные характеристики наказания, ранее являвшиеся «мерой» И.; окончательно отвергает неадекватное понимание «сокровищницы добрых дел» как подобия суммы материальных благ, предпочитая говорить исключительно в терминах искупления, совершенного Христом, а также общения святых; ужесточает условия полной И.: чтобы получить ее, человек должен быть полностью свободен от пристрастия к любому, даже простительному, греху. Документ Enchiridion indulgentiarum (Руководство по индульгенциям), изданный Апостольской пенитенциарией в 1968 году, также делает акцент на внутреннем расположении верующего и уточняет список деяний, за которые можно получить И. (определенные молитвы, участие в богослужениях, паломничество к святым местам и т.д.). Четвертое издание Enchiridion indulgentiarum вышло в 1999 году. В связи с Юбилейным годом Церковь обычно расширяет возможность получения полной И., в том числе за те дела, с которыми в обычное время связана лишь частичная И. Такая возможность была предоставлена верующим в связи с празднованием 2000-летия христианства.

Документ Il dono della indulgenza (Дар индульгенции), изданный Апостольской пенитенциарией в 2000, напоминает об условиях получения И. и представляет обширный перечень практик благочестия, дел милосердия и покаянных подвигов, с которыми Церковь связывала полную И. во время празднования Великого Юбилея христианства.

Литература: Гаврилов М.Н. Индульгенции на Западе и на Востоке // Россия и Вселенская Церковь 3 (1955), 8–15; Говорун С.Н. Индульгенции в истории греческой Церкви // Сретенский альманах: История и культура. Москва, 2001, стр. 45–48; Amort E. De origine, progressu ac fructu indulgentiarum. Augsburg, 1735; Heylen V. Tractatus de indulgentiis. Malines, 1948; De Angelis S. De indulgentiis: Tractatus quoad earum naturam et usum. Citta del Vaticano, 1950; Muschalek G. et al. Gesprach uber den AblaІ. Graz etc., 1965; O’Callaghan D. Indulgences // The Irish Theological Quarterly 33 (1966), 291–308; Ilios Ph. Συγχωροχαρτία // Τἀ Ἱστορικά 1 (1983), 35–84; 3 (1985), 3–44; Peter C.J. The Church’s Treasures (Thesauri Ecclesiae) Then and Now // Theological Studies 47 (1986), 251–272.

о. Г. Церох, А. Горелов

 

© Католическая энциклопедия, том II, издательство Францисканцев, 2005 год

© Издательство Францисканцев

Литургический календарь

18 августа 2017г.

 

Ис Нав 24, 1-13; Пс 136 (135), 1-3. 16-18. 21-22 и 24 (Пр.: 1а); Мф 19, 3-12


Св. Елена, мать императора Константина (+330)