логин:

пароль:

> Приходы > Приход Успения Пресвятой Девы Марии

Приход Успения Пресвятой Девы Марии

Приход Успения Пресвятой Девы Марии

Адрес: 1-я Красноармейская ул., д.11, Санкт-Петербург, 190005

тел. (812)316-42-55  

e-mail: assumptionis @ list.ru   www.uspenie.spb.ru

Настоятель: о. Стефан Катинель 
тел. (812)317-81-31    e-mail:
assumptionis @ list.ru  

 

Храм открыт:

В будние дни:  с 8.30 до 10.00
   с 17.00 до 20.00
По субботам: с 8.30 до 10.00
   с 16.00 до 20.00
По воскресениям: с 10.00 до 20.00
 
Телефоны для справок:

(812) 316-42-55
(812) 317-81-29


РАСПИСАНИЕ БОГОСЛУЖЕНИЙ


будние дни
- 9.00   Святая Месса
- 19.00 Святая Месса
в воскресенье
- 10.30  Святая Месса для детей
            (Кроме летних и зимних каникул)
- 12.00  Святая Месса на русском языке (Summa)
- 15.00  Святая Месса на польском языке
- 19.00  Святая Месса на русском языке
-
Каждую первую субботу месяца в 16.00 Святая Месса на корейском языке;
- Каждое первое воскресенье месяца в 9.30 Святая Месса на литовском языке;
- По субботам в 19.00 Святая Месса на латинском языке.

 Храм Успения Пресвятой Девы Марии в комплексе здания римско-католической семинарии «Мария – Царица апостолов» в Санкт-Петербурге.

Основан в 1873 году как Митрополичий собор (прокафедральный) в комплексе зданий Духовной Консистории, позже – семинарии. Капитально перестроен и расширен  в 1895 – 1897гг.  Закрыт советскими властями в 1930 году, перестроен внутри.  Возвращён в 1995 году. Богослужения возобновились в 1996 году. Освящён архиепископом Тадеушем Кондрусевичем после ремонта в мае 1998 года. 


Из истории храма и прихода
В 1848 году  Римско-католическая Духовная Коллегия приобрела на реке Фонтанке у наследников Г.Р.Державина усадьбу и значительный участок земли, где после проведения реконструкции и перестроек, произведённых к 1852 году архитектором А.М.Горностаевым, расположились резиденция архиепископа Могилёвского и учреждения самой Духовной Коллегии. На противоположном конце участка в конце 60ых годов XIX века строится здание Духовной Консистории (ныне семинария) и летом 1870 года закладывается здание митрополичьего храма.
Митрополиты-архиепископы Могилёвские, начиная со Станислава Богуша – Сестрнцевича, почти постоянно проживают в Петербурге. Уступая настойчивым просьбам и требованиям царского правительства, Пий IX посланием Ex parte imperiali  от 14 ноября 1873г. переносит постоянную резиденцию архиепископа, епархиальную консисторию и капитул из Могилёва в Петербург, не соглашаясь все же переименовать саму епархию. В следствие этого новый храм (кафедральный де-факто) становится прокафедральным собором (статус кафедральной церкви де-юре остаётся у собора св.Станислава в Могилёве).

 Весь комплекс зданий строится по проекту архитектора В.И.Собольщикова, однако, сам храм по требованию православного церковноначалия возводится за корпусом уже существующего здания консистории  в глубине участка и его фасад совершенно не виден с улицы.
В октябре 1872 г. скончался архитектор В.И. Собольщиков и главным производителем работ был назначен его помощник Е.С. Воротилов. Весной 1873 г. были завершены отделочные работы в церкви.
По завершении строительных работ, 12 апреля 1873 г. здание новой церкви, именовавшейся, Высочайшим повелением от 16 марта 1873 г. «митрополитскою», («а церковь в Могилеве - приходскою») и здание архиепархиального управления было освящено «в присутствии многочисленного клира и при большом стечении народа, многих собравшихся, как из высших чинов благородных людей Империи, так и дипломатического корпуса. Главный престол (с частицей мощей Свщмч. Папы Пия I и Святителя Вонифатия) освящен во имя Успения Пресвятой Богородицы митрополитом Антонием Фиалковским».
Все строительство, отделочные работы и украшение, а также покупка предметов убранства церкви и зданий при Римско-Католической Духовной Коллегии на период 1873-1874 гг. обошлось в 330787 руб.  Убранство храма заказывалось в лучших художественных мастерских Санкт-Петербурга или закупалось в Европе, алтарные картины  копировались преподавателями Академии художеств с полотен Эрмитажа. Орган в 1872 году изготовила немецкая фирма «Валькер» в Людвигсбурге, (смонтирован мастером Лукасом на хорах к январю 1873 года). В августе 1873 г. при храме была устроена певческая школа, в которую приняты были «для обучения церковному пению» несколько мальчиков. Пятеро из них были закреплены в постоянном штате собора вместе с органистом.


Новая церковь вмещала 740 человек, что при резком росте католического населения Петербурга в конце XIX века за счёт рабочих прибывавших из западных областей империи на постоянную работу и жительство в столицу, оказалось недостаточно и уже скоро стало большой проблемой Успенского храма (и других католических церквей города). В воскресные дни часть прихожан вынуждена была стоять службу вне стен собора. По этой причине храм был капитально перестроен и расширен в 1895-1897 годах. Здание получило трансепт, несколько часовен, большой пресвитерий. Подгнивший деревянный потолок был заменен бетонным сводом по системе Монье. Заново были выполнены живопись стен декоративные росписи («романского стиля») в интерьере. Повторное освящение храма было совершено митрополитом Карлом Недзляковским 23 декабря 1897 г.
Церковь в очередной раз расширялась (за счёт строительства часовен) в 1900 – 1901 гг. архитектором Е.С. Воротиловым и вновь была освящена 14 сентября 1902 г. митрополитом Болеславом Клопотовским. Интерьер украсился замечательными росписями художников Боравского и Садикова.
Однако разновременное возведение фундаментов и отдельных стен негативно повлияло на состояние здания и привело позже к  возникновению трещин в сводах и стенах, неравномерной осадке храма, многочисленным ремонтам (очередной (и последний перед закрытием церкви) производился в 1928 г.) и конечному решению о сносе собора и строительству нового.
В декабре 1910 г. католики получили Высочайшее соизволение Николая II на постройку в саду Коллегии новой католической церкви (работы должны были начаться в 1914 г.), Духовной Коллегии разрешалось сделать заём в Санкт – Петербургском кредитном Обществе под залог недвижимости (за исключением церкви) и употребить сумму в 1.150.000 руб. на производство необходимых строительных работ.  По распоряжению архиепископа проект составил архитектор Шишко. Этим планам не суждено было осуществиться из-за начавшейся I Мировой войны и революции.

 

Прихожане

Сразу после постройки новой церкви её прихожанами стали проживавшие в ближайших кварталах города католики. Так, из письма митрополита в МВД от 20 апреля 1892 г. мы можем узнать, что «Главную часть молящихся составляют воспитанники близлежащих учебных заведений и нижние чины окрестных казарм. На богослужении помещается половина, остальные остаются на лестнице и на улице перед входом в здание консистории…(посещающие церковь католики) служат в Измайловском, Семеновском, Егерском полках, артиллерийской бригаде (от 300 до 400 человек), есть много студентов институтов: Гражданских Инженеров, Технологического, Путей Сообщения…»
К концу  века состав прихожан стал постепенно меняться и увеличиваться численно. Над военными и студентами всё больше преобладали рабочие петербургских фабрик и заводов (поляки, литовцы и белорусы по национальности). К началу XX века треть рабочих крупнейшего завода Петербурга – Путиловского были католиками.
Кроме главной приходской силы, поляков, изначально в приходе Успения были многочисленны литовцы. Прокафедральный собор был ближайшим к заселенным литовцами фабричным районам. Множество выходцев из Литвы служили в расквартированной по близости 1-ой гвардейской дивизии. Неудивительно, что они не раз просили назначить к церкви священника – компатриота. Так, 24 декабря 1898 г. - почти пятьсот прихожан – литовцев потребовали от митрополита изменить ненормальное положение, существовавшее в городе относительно проповедей на литовском языке. В 1897 г. литовцев насчитывалось 10.000, позже их стало еще больше. Основная их часть стала прихожанами прокафедрального собора.
1915 г. при храме открылась приходская школа, где преподавало семь учителей и уже в первый год обучались 512 детей (в том числе и из других приходов). При церкви состояли также братства Пресвятых Даров, Почетной стражи, Скапулярия и св. Розария, действовало отделение благотворительного общества св. Викентия Поля.
В предреволюционные годы численность прихода постоянно и резко возрастала от нескольких сот человек в XIX веке, до 16000 в 1917 году. После революции и Гражданской войны к 1919 году из-за массового выезда из России поляков и литовцев в приходе осталось 6000 человек, а в 1926 – 3000.

 

Духовенство

Первоначально к церкви был приписан только один каноник Словинский (викарий, к 1894 г. – префект церкви, прослуживший в приходе четверть века), наблюдение за совершением богослужений возложено было на особо назначавшихся церемониариев, - членов Духовной Коллегии, кроме того, из их же числа назначались кустодий и вице – кустодий прокафедральной церкви. Лишь в конце 1902 г. (официально – с 1 января 1903 г.) к церкви, ставшей приходской, приписаны были 3 постоянных викарных священника.
С 1873 года, до закрытия храма в 1930 году, архивные документы фиксируют имена 60 священников, служивших в соборе в разные годы. Последним настоятелем храма был Августин Пронцкетис (викарий с 1916, настоятель с 1928 по 1930, который несколько раз арестовывался советскими властями).

 

Советский период

Негативные последствия революции и действий новой власти затронули приход Успенского собора одним из первых среди католических церквей в Петрограде. В сентябре 1917 г. семинаристы не возвратились с каникул. Весной 1918 г. здание семинарии была временно отобрана для нужд Красной Армии (здание так и не было возвращено Церкви). Летом 1919 года власти закрыли приходскую школу, в 1922 г. был заложен проход через здание семинарии (к тому времени уже не действовавшей и используемой под жилой дом).
Первые аресты среди прихожан произошли в 1920 г. одновременно или в связи с делом епископа Цепляка. В декабре 1922 г. арестованы трое приходских священников, органист Шарнас и ризничий Кузьминский. Яков Шарнас арестовывался также 10.03. 1923 г. и проходил по делу «Цепляка – Будкевича». В 1929 – 1930 гг.  многие члены приходского совета и просто активные миряне подверглись советской властью преследованиям, были арестованы, сосланы, заключены в тюрьмы.
10 марта 1922 г. впервые произвели попытку опечатать церковь. Немного раньше духовенство прихода уже ощутило серьезные трудности в исполнении своего служения.
В сентябре – октябре 1922 г. прихожане и настоятель упорствовали в неподписании нового договора с советами, в результате 5 декабря, явившись ок. 11 час. утра, и угрожая применить вооруженную силу, милиция опечатала ризницу и церковь. Собравшиеся в церкви 30 прихожан и трое священников и органист отказались покинуть храм, все они были насильно доставлены в 13-ое отделение милиции. Уполномоченный районного отдела управления Г. С. Смирнов все же добился опечатывания церковных врат и всех дверей (в том числе и квартир, расположенных у входа в церковь). Были изъяты некоторые золотые и серебряные вещи, три чаши (в том числе и спрятанные).
До 2 июня 1923 г. церковь была закрыта, хотя в здании неоднократно совершались незаконные» богослужения. При открытии обнаружилась «пропажа» части церковного имущества, которое пытались скрыть от властей прихожане, в следствие чего был произведен обыск в квартире члена «двадцатки» М.И. Нагродзкой (изъяты: балдахин и облачения).
В 1925 г. власти составили план приспособления церкви под концертный зал Академической капеллы, (от этих планов отказались из-за технического состояния здания храма). В 1926 году собор ещё раз закрывался властями. Как бы предчувствуя последующие события, епископ Малецкий совершил в церкви торжественное миропомазание прихожан многих городских церквей зимой 1929 г.. В августе 1929 г. приход заявил о согласии заключить с районным отделом управления очередной договор об использовании церкви, но несмотря на это храм был окончательно закрыт 6 января 1930 г.
Всё имущество было описано и изъято. Живописные полотна распределены по музеям (Русский музей, музей атеизма), облачения и напрестольные покрывала достались конторе «Антиквариат», орган демонтировали и уничтожили, в числе прочего было изъято и содержимое сейфов. Серебряные изделия, обнаруженные в библиотеке, перешли в Госфонд. 25 апреля были сняты колокола (первых трех церковь лишилась годом раньше), верующие оказали некоторое сопротивление, впрочем, уже без тени  решимости прежних лет. Московско – Нарвский райсовет предполагал использовать здание под кинотеатр (решения президиума от 23 апреля и 12 мая 1930 г.). Однако, тогда же храм принял общежитие сезонных рабочих («временно»). Прежде 1933 г. новым владельцем сделался строительный институт. Впоследствии здание долгие годы занимало производственное объединение   «Северкварцсамоцветы». 
В результате многочисленных перестроек, попадания снарядов при артобстрелах в годы войны интерьер храма был практически полностью погиб. Главный неф разделили междуэтажными перекрытиями на этажи и множество помещений. В пресвитерии пробили в стенах абсиды большие заводские окна. Была уничтожена практически вся живопись стен и потолков.

 

Возрождение прихода


Весной 1994 г. архиепископом Тадеушем Кондрусевичем был подписан декрет, юридически возродивший  приход Успения Пресвятой Богородицы. Усилиями новообразованного Приходского Совета удалось в 1995 г. достаточно быстро подготовить необходимую документацию, вследствие чего церковное здание было передано мэрией Санкт–Петербурга католической общине в конце лета 1995 г.
К осени 1996 г. фирма «Статибос Концернас» завершила основной ремонт церковного здания и части здания семинарии, переданных на тот момент в ведение Церкви. Ещё до передачи храма католической церкви, последний из владельцев здания (банк) начал работы по воссозданию объёма  для планируемого устройства банковского операционного зала (архитектор Дмитрий Шатилов). Интерьер был освобождён от всех перегородок и междуэтажных перекрытий, заделаны проёмы расширенных и вновь пробитых окон. К сожалению, отсутствие достаточных средств и дальнейшая спешка с открытием восстанавливаемого храма не позволили восстановить колористическое решение интерьера, искусственный мрамор колонн и пр. При этом были уничтожены значительные фрагменты настенной живописи, сохранявшейся в западной капелле.
Церковный зал после ремонта полностью решён в белом цвете. Новая мебель, выполненная по проекту Яна Тайхмана из Торуни, изготовлена из светлого дуба. На стенах старые стации Крестного пути, подарок английских спонсоров. Ими же подарен относительно небольшой, но  ценный духовой орган (постройки 1905 года), смонтированный на хорах в конце 1996 года (мастера: Дэвид Роудс, Анатолий Погодин). Статуи ангелов в притворе и в абсиде, большой барельеф «Воздвижение креста» под хорами созданы скульптором Владимом Колчановым, ряд столярных и мебельных работ в храме и в сакристии выполнил Михаил Баранов, Центральный алтарный образ (копия с полотна Мурильо «Непорочное зачатие») написан заново Юлией Терпуговой.
В первое воскресенье Великого поста в феврале 1996 года в храме впервые с 1930 года была отслужена Месса.
Настоятелем Успенского прихода назначен викарий церкви Матери Божией Лурдской о. Стефан Катинель (по настоящий момент).

Викариями прихода за первое десятилетие после его воссоздания были священники: Тадеуш Бенаш (1996 – 1998), Сергей Альхимёнок (2000 – 2001),  Георгий Фридман (2003 - 2005), Пьетро Скалини (2002 – 2006), Михаил Цымляков (2006 – 2009).
Официальное освящение храма Успения Пресвятой Девы Марии (четвёртое в его истории) было произведено архиепископом Тадеушем Кондрусевичем  24 мая 1998 года.
В первые годы после восстановления в храме работали сёстры от Ангелов (CSA), затем их сменили сёстры францисканки Семьи Марии (RM) (по настоящий момент).  Занятия Воскресной школы проводят сёстры лойолки (Общины Лойолы, COMLOY).         
 Община насчитывает несколько сот человек. Службы совершаются на русском, польском, латинском языках, раз в месяц - на литовском и корейском.
В настоящее время (на 2009 год), помимо Воскресной школы в приходе действуют организации приходского Каритас, община «Вера и свет», работающая с детьми-инвалидами, общество «АА» (анонимных алкоголиков), католическое информационно-просветительское общество Milicia Dei, проводятся занятия групп, изучающих иностранные языки. Храм Успения является частью культурной жизни Санкт-Петербурга, в его стенах регулярно проходят концерты классической органной и хоровой музыки.

 

Сообщения курии

Литургический календарь

24 сентября 2017г.

 

25-е рядовое воскресенье

 

Ис 55, 6-9; Пс 145 (144), 2-3. 8-9. 17-18; Флп 1, 20с-24. 27а; Мф 20, 1-16а

 

Св. Анатолий Медиоланский (II в.)

Св. Герард (Герхард) Венгерский (+1046)