логин:

пароль:

> Приходы > Орел

Орел

Храм Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии
Храм построен в 2004 году и освящен большим чином 03 июля 2005 года Митрополитом Тадеушем Кондрусевичем

Адрес: 302005 г. Орел, ул. Кирпичная, д. 4

 

Адрес для корреспонденции: 302030 г. Орел, а/я 38.Настоятель прихода – монсеньор Збигнев Круль.

Родился в Польше, г. Сточек-Луковски. Рукоположен 15 июня 2001 года в Седльце. Инкардинирован 25 марта 2002 года в Дрогичинскую епархию (Польша). Настоятель прихода в городе Орел с 11 сентября 2000 года. Декан Южного деканата Центрального региона Архиепархии. Удостоин титула монсеньора 10 октября 2007 года. Mагистр богословия (KUL, Люблин). Студент 3-го курса докторантуры Университета им. Кардинала Стефана Вышинского в Варшаве.

Адрес: 302005 г. Орел, ул. Кирпичная, д. 4.
Адрес для корреспонденции: 302030 г. Орел, а/я 38.

Тел/факс: +7 4862 700644
Моб. (рус): +7(903)8800698
Моб. (пол): +48698999828

e-mail:
krulrekomru@mail.ru krulrekomru@wp.pl 
 

В приходе служат сестры доминиканки:
настоятельница с. Иордана и с. Франтишка

Адрес для корреспонденции: 302030 г. Орел, а/я 38
Тел/факс: +7 4862 553557

e-mail:
dar.orel@mail.ru

Тел/факс: +7 4862 700644
http://www.katolikorel.okis.ru/
e-mail: krulrekomru@wp.pl 

 

Расписание Святых Месс:

- по воскресениям в 10.00 и 15.00
- в будни в 18.00 (кроме среды в 10.00)

Каждый день в 17.00 - Поклонение Пресвятым Дарам, по воскресениям в 9.00
По четвергам после Св. Мессы - библейский кружок
По пятницам – родительский день и в 17.30 розарий за усопших

 

 

ИСТОРИЯ ПРИХОДА

 

1. История постройки и архитектура храма

Точных сведений о времени сооружения в городе Орле католической церкви во имя Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии не найдено. 8 апреля 1858 года военным капелланом Бенигнусом Липеном была составлена купчая на приобретение пустопорожнего усадебного места со строениями у надворной советницы Марии Дмитриевны Рудневой в 3 части г. Орла для Римско–Католической церкви (каплицы), в отдалении «от Церквей Православных» (ГАОО. ф. 22, оп. 1, д. 352). Вскоре было получено разрешение на строительство церкви и дома при ней на добровольные пожертвования прихожан и «прочих лиц» (о. Бенигнус Липен даже предполагал обратиться «к соотечественникам, проживающим в Западных Губерниях России и Царства Польского» ) (ГАОО, ф. 22, оп. 1, д. 352). В 1859 году в Орле и Орловской губ. проживало католиков  2628 душ, что соответствовало примечанию к 1–му пункту 125 ст. ХI тома свода законов Устава Духовных Дел иностранных исповеданий (изд. 1857 г.), где сказано: «приход церковный, имеющий одного священника, должен состоять не менее как из ста дворов прихожан» (ГАОО, там же). Строительство было начато примерно в 1860 году. 7 сентября 1861 года Орловская Губернская Строительная и Дорожная Комиссия на прошение церковного старосты, штаб-офицера Корпуса жандармов полковника Ивана Дементьевича Арцишевского, «признала необходимым для украшения здания сделать изменение по плану и поставить башню на середине фронтона» (ГАОО, ф. 22, оп. 1, д. 374). Проект «строящейся в г. Орле Римcко-Католической Церкви, с показанием ... предполагаемых в ней изменений» (дозволенных той же Комиссией 21 сентября 1861 года) имеет автограф городского архитектора, академика Иосифа Франциевича Тибо–Бриниоля (1820–1895), возможно причастного к разработке всего замысла. Сооружение церкви завершилось 1864 году и 29 августа она была торжественно освящена.

Орловская приходская церковь во имя Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии была воздвигнута в 3-й части города Орла на углу Садовой (красивой улицы в престижной центральной части города, на которой находились особняки дворян, преимущественно иностранного происхождения) и Введенской улиц (ныне ул. Горького и 7-го Ноября). Построена в готическом стиле из кирпича. Имела вид вытянутого прямоугольника длиною 11 саженей и шириною 5 саженей и 1 аршин. Главный фасад с треугольным щипцом (фронтоном) был обращен на Садовую ул. Его углы были акцентированы двумя несколько выступающими частями, трактованными как две восьмигранные декоративные башни с фигурными шатровыми завершениями, поднимающимися над основным объемом здания. На них были установлены латинские кресты на металлических шарах. Над серединой щипца имелась небольшая надстройка, в нише которой помещалась беломраморная скульптура Пресвятой Девы Марии. Сзади к этой надстройке примыкала центральная, более высокая, восьмигранная башня, также увенчанная крестом на шаре. Под ней была устроена небольшая деревянная обитая листами железа колокольня с двумя окнами по боковым сторонам. Вся крыша и три башенки были покрыты железом. Колокольня имела три колокола.

Главный фасад по центру прорезала неглубокая вертикальная полуциркульная ниша, с круглым окном-розеткой в верхней части и полуциркульным профилированным порталом. Окно имело дубовую фигурную раму с мотивом равноконечного креста и с разноцветными стеклами. Входная дверь была двухстворчатая, дубовая, резная. Площадку паперти у входа в церковь выстилала каменная плитка, к ней вела лестница из десяти каменных ступеней на три стороны, с уступом посередине. Плоскость обеих боковых фасадов декорировали фигурные пилястры, чередующиеся с семью стрельчатыми окнами с двойными дубовыми рамами готического рисунка, с разноцветными стеклами в верхней части и с металлическими решетками. Над карнизом по боковым фасадам был выложен поясок прямоугольных зубчиков, наподобие небольшого аттика, перемежаемый семью небольшими четырехгранными башенками с шарами на их острие, расположенными, соответственно, над пилястрами. Такого же рисунка, но более мелкие пояски проходили по верхней части скосов главного фасада и по верху двух декоративных башен.

За входной дверью находился небольшой притвор, из него по правую сторону одностворчатая дверь вела на хоры а другая такая же дверь, глухая, в часовню (вход в которую был непосредственно из церкви). Хоры были устроены над притвором и часовней. В церковь из притвора вела еще одна двухстворчатая резная дубовая дверь. Внутреннее пространство церкви имело один неф. Потолок был «эллиптический», стены декорированы лепными пилястрами и карнизами. Алтарей было три. В той части церкви, где располагался центральный, главный алтарь, была возведена деревянная перегородка, вышиною почти до потолка, имевшая форму дуги, обращенной концами к главному входу. В середине дуги помещался главный алтарь во имя Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии, а по концам располагались боковые алтари: с правой стороны – во имя св. Антония Падуанского и слева – во имя Святейшего Сердца Иисуса, с деревянными престолами с резными украшениями. Пространство между этой перегородкой и задней стеною храма образовывало сакристию, а площадь дуги – пресбитериум. Такая планировка со временем становилась все менее удобной. В начале ХХ века в городе увеличилось число католиков, «желающих присутствовать при богослужении», особенно пополнявшееся «вследствие весьма значительного количества (до 900) нижних чинов Римско-Католического вероисповедания в войсковых частях, расквартированных в г. Орле» (ГАОО. ф.713, оп. 1, д. 87). При этом «масса лиц» за недостатком места внутри храма вынуждена была помещаться под открытым небом, даже в зимние холода. «По своим размерам существующий костел мог бы вместить гораздо большее число лиц, если бы главный алтарь придвинуть к задней стене костела, каковой алтарь в настоящее время отодвинут на 1/3 длины церкви, благодаря тому, что при ней нет отдельной ризницы, и таковая помещается за алтарем», – писал в 1908 году курат Янковский (ГАОО. ф. 713, оп. 1, д. 87). Такая перепланировка интерьера и некоторые изменения в наружном облике были осуществлены в 1909 – 1911 гг. В немалой степени это стало возможно благодаря Духовному завещанию Константина Клавдиевича Малевского (скончался 4 апреля 1907 года), «отставного писаря из дворян, приписанного по выходе из военной службы к Обществу мещан города Орла». Из наличного капитала он назначил 2000 руб. на иконостас в главный алтарь Римско-Католического храма и 1000 руб. на ограду Католического кладбища в Орле и ремонт часовни в нем (ГАОО. ф. 713, оп. 1, д. 81).

К заднему фасаду храма была пристроена новая кирпичная сакристия (инженер-технолог Г.С. Бржозовский), соединенная с храмом внутренней дверью и имевшая входную дверь со стороны двора, заключенного в ограде храма. Были переоборудованы главный и боковые алтари, расширены хоры, так чтобы они могли вместить орган, которого прежде не было и который был приобретен на пожертвования прихожан у заграничной фирмы. На хорах также находилась одна из фисгармоний. Как писал в Могилевскую Римско-Католическую Духовную Консисторию 7 марта 1912 г. священник В. Янковский: «костел в г. Орле получил вид, приличествующий Храму Божию» (ГАОО, ф. 713, оп. 1, д. 72). Главный алтарь был заказан в Варшаве в фирме «Шпетковский и К». «Алтарь должен быть сооружен из массы монументальной, не подвергающейся влиянию сырости, так называемой мозаичной. Окраска алтаря должна быть белой краской с отделкой под каррарский мрамор, резьба частично должна быть позолочена червонным золотом» (ГАОО, ф. 713, оп. 1, д. 83). Пресбитериум теперь отделяла фигурная металлическая полукруглая решетка, концами примыкающая к задней капитальной стене церкви, посередине решетка имела двухстворчатые дверцы. В капитальной стене справа от главного алтаря находилась небольшая дверь в пристройку – сакристию. Главный алтарь, вышиною около 3 аршин, был выполнен в готическом стиле и представлял собою в верхней части 5 ниш, образованных тонкими высокими колонками (вокруг средней ниши собранными в пучок), увенчанными треугольными ажурными вимпергами с крабами и фиалами – с крабами и флеронами. Вимперги и фиалы над центральной нишей превосходили размерами боковые. В средней нише помещался живописный Престольный образ Пресвятой Девы Марии (холст, масло). По сторонам, в узких нишах, – скульптурные полихромные фигуры евангелистов из мозаичной массы. Слева и справа к алтарю примыкали два сдвоенных вимперга на колонках, на более низком уровне от пола. Под одним из них находилась дверь, соединяющая сакристию и церковь. Престол гл. алтаря был из каменной массы, внизу, в прямоугольной нише находилась скульптурная полихромная композиция «Тайная вечеря», а по сторонам ее – в стрельчатых нишах, геральдические скульптурные фигуры двух ангелов (херувимов) с факелами в руках. Боковые алтари теперь были вплотную придвинуты к боковым стенам. По правой (на фото 1914 г. – левой ?) стороне от главного престола был такой же престол с живописным образом Св. Иосифа с Младенцем Иисусом (холст, масло), обрамленный такими же колоннами и вимпергом, как центральный образ Девы Марии. Внизу престола из мозаичной массы в прямоугольной нише было пластическое полихромное изображение Св. Семейства. Расположенный слева (на том же фото – справа ?) алтарь во имя Распятия Иисуса Христа, был оформлен аналогично. Имел живописный образ Распятия Спасителя и на престоле скульптурную полихромную композицию «Благословение детей Иисусом». У алтаря Св. Иосифа был устроен из каменной мозаичной массы многогранный амвон с железной лестницей с полихромными скульптурными фигурами святых под готической сенью. Рядом помещалась вторая фисгармония. По левой и правой сторонам нефа были установлены две деревянные исповедальни «с резьбой и украшениями». По обеим сторонам церкви располагались 19 скамей из ольхового дерева со столиками и без столиков. По стенам – 14 стояний Крестного Пути. Посреди церкви был повешен большой бронзовый канделябр на 30 свечей и другой такой же на 12 свечей. Пол был деревянный, покрытый линолеумом. Находившийся в прежнем левом алтаре живописный образ Сердца Иисуса переместили в часовню, где располагался малый деревянный алтарь и живописный образ Св. Антония Падуанского из прежнего правого бокового алтаря.

От внутреннего живописного и пластического убранства храма сохранились лишь две фигуры херувимов с факелами (Орловский краеведческий музей, Орловский музей изобразительных искусств). Утрачено все имущество: предметы богослужебной утвари, облачения, литургические книги и т.д. Пострадавшее в годы Великой Отечественной войны здание бывшего костела в 1950 году было передано заводу «Продмаш» и перестроено. Почти невозможно узнать в нем прежний храм. Утрачена надстройка со скульптурой Девы Марии, центральная башня и завершения двух боковых башен, щипец на главном фасаде, весь внешний пластический декор, а также круглое окно. Главная входная дверь была заложена, разобрана паперть со ступеньками. По боковым фасадам пробили прямоугольные окна в два ряда, в соответствии с новой внутренней планировкой и перекрытием в два этажа.

Здание бывшего костела было поставлено на Государственный учет в Орловском Областном Управлении (Комитете) культуры в феврале 1991 года (по утвержденному Министерством культуры РФ списку вновь выявленных памятников истории и культуры), как памятник архитектуры и градостроительства. Решением Малого Совета Обл. Совета Депутатов Орловской области от 06.07.1993 г. № 81/7 здание было принято на государственную охрану как памятник архитектуры местной категории.

Римско–Католическая община города Орла имела приходское кладбище в 3–й части города, близ Троицкой церкви, являвшееся по сути особым участком Троицкого кладбища. Для него в 1857 г. было отведено городское пустопорожнее место в 400 квадратных сажень, за которое была уплачена серебром требуемая сумма (ГАОО, ф. 713, оп. 1, д. 3). В 1912 года Постановлением Городской Думы (там же, д. 91) для расширения католического кладбища был отведен дополнительный участок городской земли в 780 квадратных саженей. Оба участка были обнесены каменною стеною (работы по ограждению первого участка стеной из камня производил в 1853 году И.Ф. Тибо-Бриниоль), на первом участке была устроена каменная часовня. В послереволюционное и послевоенное время католический участок был слит с общей территорией Троицкого кладбища, стены почти полностью разобраны, часовня снесена. Все надгробия, за исключением трех (в их числе надгробие К.К. Малевского) утрачены.

Большинство мраморных и гранитных памятников снято со своих мест и использовано вторично, кресты на них отломаны, надписи перебиты на новые. В таком виде многие из них установлены на захоронениях советского времени в разных частях Троицкого кладбища, на его воинском участке и, вероятно, на других кладбищах города Орла.

 

2. Время и исторические обстоятельства основания прихода

Лица Римско-Католического вероисповедания проживали в городе Орле уже в 40 гг. ХIХ века. В описях имущества Орловского костела упоминаются приходские метрические книги регистраций рождений и крещений, предбрачных экзаменов, бракосочетаний, смертей, ведущиеся с 1849 года. Из них сохранилась только одна – записи экзаменов лиц, вступающих в брак (ГАОО, ф. 713, оп. 1, д. 2). Она велась военным капелланом 6–го Округа Отдельного Корпуса Внутренней Стражи Бенигнусом Липеном. Согласно записям этой книги в 1852 г. он уже обслуживал Орловскую губернию, а в 1852 г. – непосредственно город Орел. В 1855 году он был переведен в Орел из Смоленска на постоянное место жительства. В его обязанности входило совершение богослужений и всех треб по Римско–Католическому обряду, как для воинских чинов, так и для всех лиц гражданского ведомства католического вероисповедания, проживающих не только в Орле, но и в Калужской, Смоленской и Тульской губерниях. Благодаря его усердию в Орле было возведено здание Католической церкви. Прихожане принадлежали к разным сословиям из числа постоянных жителей города Орла и временно пребывающих (иностранных подданных, офицеров, кадетов и солдат Орловского Бахтина кадетского корпуса и воинских частей расквартированных здесь, а также из жандармских чинов).

В разные годы, начиная с середины ХIХ века, католические священники, служившие в Орле, являлись одновременно законоучителями для католиков в высших и средних учебных заведениях города: Орловском Бахтина кадетском корпусе, Александринском институте благородных девиц, в ряде государственных и частных мужских и женских гимназий, где обучались лица соответствующего исповедания.

В 1867–1868 годах, в связи с прокладкой Орловско-Витебской ж.-д. (позднее Риго-Орловская), в городе появилось много католиков из железнодорожных служащих. В 1858 году в Орле было католиков: мужчин – 89, женщин – 70; в 1867 году: мужчин – 257, женщин – 84; в 1888 году: мужчин – 914, женщин – 986; в 1892 году: мужчин – 1165, женщин – 1051. А по данным Первой всеобщей переписи населения Российской Империи 1897 года: мужчин – 1277, женщин – 324.

«...Начиная с 1915 года ... хлынули с запада тысячи беженцев ... Беженцев в Орле в годы первой мировой войны было очень много. Орловский костел (... против окон нашего дома) не вмещал всех католиков, собиравшихся там по воскресеньям» (Памятная записка Н.К. Матвеева об Орле и Мценске предреволюционной поры. Запись и обработка Н.М. Чернова. Машинопись). В 1916 году в Орел и Орловскую губ. были командированы епископом Могилевской Архиепархии, Иоанном Цепляком, три капеллана для беженцев-католиков. Один из них – ксендз Ф. Балтрушайтис, писал в отчете в марте 1916 года, что в Орле и ближайших деревнях 7236 чел. католиков (всего по губернии 13 097), к ноябрю того же года их число возросло до 35 500 чел. по губернии ( ГАОО, ф.713, оп. 1, д. 104).

После Октября 1917 года здание костела было экспроприировано. 27 июня 1920 года был составлен Договор с Орловским Гор. Советом Рабочих и Красноармейских Депутатов. Община верующих получила в бессрочное, бесплатное пользование польский костел (в дальнейшем Договор перезаключался) (ГАОО, ф. 713, оп. 1, д. 117). Согласно одному из архивных дел, Римско-Католическая община города Орла была вновь организована в июне 1923 года. Ее Устав был утвержден Губадмотделом в мае 1926 года. В 1925 году в общине было 87 человек, в январе 1929 – 76, в 1930 – 85, в январе 1931 – 59 чел. «Служитель религиозного культа имеется один, каковой приезжает из Калуги, а постоянного нет», – отмечалось в документах за 1926 год (там же, д. 125). Община должна была постоянно отчитываться перед властями, даже получать разрешение на проведение общих собраний ее членов с указанием повестки дня, фамилии ответственного за ее проведение и его адреса.

Община лишилась принадлежавшего церкви двухэтажного каменного с деревянной пристройкой приходского дома (дома настоятеля и прислуги), находившегося в церковной ограде (он был «заселен трудящимися»), а также еще одного двухэтажного каменного дома, приносившего доход церкви, полученного по завещанию 1879 года от Розы Ринальдовны Плещеевой (урожденной графини Люрингг), помещицы Болховского уезда Орловской губ.

Храм в советское время не всегда имел сторожа. Вследствие этого церковное имущество неоднократно подвергалось расхищению в 20–30 годы.

В 1931 году был репрессирован священник И.О. Павлович и вместе с ним группа прихожан. Репрессии продолжались и в 1937–1938 гг. Настоятелем в 1931– 1932 гг. был Ф. Будзинский. Продолжал ли он служить в храме в последующие годы, неизвестно. В приходской кассовой книге за 1927–1938 гг. (ГАОО, ф. 713, оп. 1, д. 128) последняя запись за оплату квартиры для приезжающего «служителя культа» относится к сентябрю 1937 года, жалование же ему там не указывается уже с августа 1937 года. Согласно той же книге, последние рождественские елки для костела были куплены в декабре 1937.

5 апреля 1938 Оргкомитетом ВЦИК по Орловской обл. Постановлением №963/а храм был закрыт, поскольку «польская община распалась, здание костела для совершения религиозных обрядов не используется» ( ГАОО, ф. Р–1591, оп. 1, д. 22). Оно было передано спортивному обществу «Динамо», а после Великой Отечественной войны в 1950 году заводу «Продмаш».

Орловская католическая община была воссоздана в 1990 стараниями Галины Владиславовны Малюченко, методиста Орловской областной Станции юных туристов, создателя и руководителя находящегося при Станции музея истории полка Нормандия-Неман. В декабре 1990 года община получила государственную регистрацию. Галины Владиславовны была также инициатором реабилитации священника И.О. Павловича и органистки костела С.С. Романовской. Но многолетние обращения Г.В. Малюченко (являющейся администратором общины) и священников Януша Мороза, Йозефа Гунчаги и Збигнева Круля в областные органы власти, Министерство Культуры РФ, Государственную Думу, Администрацию Президента РФ, Конституционный суд и другие инстанции по поводу возвращения общине здания храма, не увенчались успехом.

В апреле 1998 года средства массовой информации Орловской области сообщили о постановлении Областной администрации № 205 от 13.04.1998 года, которое затем было опубликовано в областной газете «Орловская правда» (№ 74 (22476) от 23 апреля 1998 г.): «...решено передать здание бывшего католического костела римско–католическому приходу Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии в бессрочное и безвозмездное пользование. Решение принято в соответствии с распоряжением Президента РФ и постановлением Правительства РФ, а также в связи с заявлениями верующих, представителей общественности и необходимостью восстановления и сохранения памятника архитектуры». Копия постановления представителям Римско–Католической общины на руки не была выдана, а через некоторое время им было сообщено об отмене постановления. Причины этого не разъяснялись.

В 2000 году настоятелем прихода был назначен о. Збигнев Круль, священник из Польши. В декабре 2001 года с пастырским визитом посетил орловскую общину Архиепископ Тадеуш Кондрусевич. Тогда было принято решение искать подходящее место под стройку храма, поскольку надежд на возвращения храма нет, а общине надо где–то молиться и встречаться.

В августе 2002 года община приобрела участок за кинотеатром «Современник» по ул. Кирпичная, д. 4. И начала действовать, чтобы получить разрешение на строительство приходского центра, где можно было б молиться, проводить встречи и жить священнослужителям. Община получила в апреле 2003 года разрешение на постройку дома священника с часовней и залом для занятий, где в будущем приход намерен открыть центр для детей улицы и бесплатную столовую для бедных. 15 июня 2002 года прихожане собственными силами начали строить приходской дом, и уже 29 августа 2004 года приходской центр был торжественно открыт.

В августе 2004 года в приход вернулись изгнанные в 1935 году монахини доминиканки, а в сентябре приход получил в дар электронный орган.

03 июля 2005 года храм и приходской центр был освящен большим чином митрополитом Тадеушем Кондрусевичем.