логин:

пароль:

> Архиепархия > VI Oбщеепархиальная пастырская конференция. День 3. Отчеты о работе в группах (полный текст)

VI Oбщеепархиальная пастырская конференция. День 3. Отчеты о работе в группах (полный текст)

25 июня 2019 г.

 

 

Группа 1, докладчик - с. Анна Захарова

 

Слава Иисусу Христу! Вчера, когда мы говорили о миссии прихода, подчеркнули один из главных приоритетов приходской жизни – когда приходит новый член и просит принять его в Церковь, изучить его мотивацию. И уже от мотивации этого человека строить свою пастырскую работу и его интеграцию в приходе. Корни каждой миссии, как мы еще вчера говорили, находятся в личной встрече со Христом. Полученный нами дар веры по благодати Божией мы не можем утаить. Полученный нами дар мы можем передавать другому. Если мы встретились со Христом, мы автоматически становимся миссионерами. 

 

Существуют два аспекта этой миссионерской внешней деятельности прихода – миссия непосредственного провозглашения Царствия Божия. Культурная деятельность прихода – организация культурных мероприятий, то есть, концертов, выставок, дела милосердия. Вторым аспектом этой миссионерской деятельности является участие в миссии поместной Церкви. Она может осуществляться при помощи формирования отдельных организаций, в том числе, организаций или формы юридического лица. Пример: положительный опыт «Искусства добра», фонда «Покровские ворота» или деятельность организации «Каритас». 

 

Каким образом может осуществляться провозглашение Царствия в приходах? Мы были согласны в том, что это должно осуществляться через проповедь Слова Божия, то есть, священники, полные Духа Святого, должны провозглашать Царство Небесное, чтобы их проповедь не была формальной. Дальше мы говорили о том, что литургия должна быть богатой, хорошо приготовленной, особенно на Пасху и Рождество, когда в храм приходит много людей «с улицы», которых именно красота литургии, богатство слова может привлечь к тому, чтобы остаться. Нужно тщательно подбирать репертуар. Нашей молодежи нужно прививать традиционные наши песни – не только песни под гитару, но и к привлекать к участию в традиционных песнопениях, григорианских. 

 

Культурная деятельность – это концерты и выставки, о которых мы уже говорили, и важно, чтобы это было сделано профессионально, чтобы эти средства были не только зарабатыванием денег для прихода, но чтобы это имело форму евангелизации. Но профессионализм тоже необходим, потому что люди приходят и платят деньги. Необходимо привлекать собственные силы, потому что, как оказывается, в наших приходах всегда было большое количество талантливых людей, художников, фотографов, музыкантов, людей искусства. Им тоже необходимо дать место для самореализации в приходе. 

 

Мы отметили, что миссией прихода является привлечь людей, которые страдают от одиночества в современном мире, приходят под грузом собственных проблем, которые смутно, может быть, находятся в депрессии. Заданием прихода является помочь им в решении этих проблем. Это не произойдет автоматически: эти проблемы многочисленны – как внешние, так и внутренние, но задача прихода помочь в решении таких проблем, как социализация, какие-то сексуальные проблемы, решение семейных проблем, помощь в поиске своего места в Церкви. 

 

Инструментами, в том числе, могут быть маленькие группы в приходах. Очень хорошо действуют такие группы в приходах, как группа Живого Розария, Матери в молитве, неокатехуменат, Обновление в Святом Духе. Это группы, где человек перестает быть анонимным и приобретает свое лицо в Церкви. Также, по нашему мнению, Церковь может и должна помочь верным занять свою осознанную позицию в политических вопросах. Осознать свою ответственность за то, что происходит в стране, чтобы не убегать, не прятаться в Церкви от реальных проблем. Как говорят некоторые: «я в Церкви ищу Царство Божие, а царство земное меня не интересует». Сделать из них активных граждан той страны, в которой мы находимся, России. 

 

Переходим к материальной жизни. Мы говорили, что очень важно установить прозрачность в вопросах финансов, с активным вовлечением экономических советов в решение финансовых проблем. На нашей группе мы обменялись опытом, и пришли к выводу, что у многих есть такой опыт, что прихожане просто не в курсе, что монашествующие нуждаются в финансовой поддержке, или что священнику в Ватикане платят заработную плату. Для этого очень важно информировать прихожан о нуждах прихода и о потребностях священников и монашествующих, которые несут в нем служение. Просто дать им шанс помочь, чтобы они могли себя реализовать и в этой сфере тоже. А поскольку часто у них нет информации, они даже не догадываются об этом. При этом важно доносить до всего прихода информацию о расходах и приходах. Какая прибыль, какие расходы. Необходимо это делать благоразумно, с учетом российской специфики, которая не позволяет достичь абсолютной открытости в этом вопросе. 

 

К вопросу о ротации настоятелей. Мы говорили, что, как и многие другие вещи, нельзя подводить всё к одному, нельзя грести всех под одну гребенку. Этот вопрос должен быть решен всегда благоразумно и в индивидуальном порядке. Как частая смена настоятелей приводит к разрушительным результатам в приходе, так и другая крайность, когда настоятель слишком долго задерживается, происходит «сращивание», это тоже негативно влияет на приход, разрушает его. Мы выступаем за ротацию не раньше 6 и до 10 лет. Спасибо. 

 

 

 

Группа 2, докладчик - Роман Ляндебурский

 

Мы поделились впечатлениями о вчерашней конференции. Понравилось, что существующие проблемы в Церкви озвучиваются, обсуждаются и не замалчиваются, и перед ними нет страха. Еще раз отметили национальные корни Церкви. Это свидетельствует о ее вселенской роли. Очень важно не впасть в крайности: либо строгое выполнение директив, либо полное игнорирование того, что предписано к обязательному исполнению или полнейшая автономия приходской Церкви. Очень важно возрастание уровня ответственности настоятелей приходов. 

 

Воспитание для евангелизации и миссии прихода. Вернулись к идентичности католической Церкви в России. Это наша общая семья. Важно подобное отношение к самим себе, к общине, и не только в приходе во время богослужения, но также и в повседневной жизни. Ключевым словом во время обсуждения было слово «любовь». Как к самой Церкви, так и в самой Церкви. Необходимо преодоление дефицита любви. Очень важно при возникновении критических настроений в приходе не входить в больные дискуссии, помнить, что это действие злого духа. 

 

Очень важна катехизация с амвона. Как пример – в течение 5 минут перед приходскими объявлениями. Пока все прихожане, не дождавшись благословения, не разбежались по домам. Преодолевать препятствия, мешающие мирянам – лень, страх, недоверие друг к другу, недостаток знания. В этой связи важно повышение авторитета священника, призывающее мирян к активной жизни в приходе. Обучение их основам катехизации, а также постоянной формации. Личная подготовка священником человека к таинству, что особенно важно для малых приходов. Это повышает уровень знаний прихожан и их ответственность. Постепенно передавать полномочия катехизаторов мирянам, приучение приходов к этому. 

 

Миссия приходов в обществе. Один из моментов – возрастание красоты литургии, начиная с деталей, так как это – дом Бога, это наш с вами дом. Чистота храма, оформление, цветы, повышение уровня понимания происходящего у алтаря. О таких вещах, как уборка храма, уход за клумбой, оказание конкретной помощи по украшению и ремонту, к сожалению, зачастую просит настоятель, а не делают сами миряне. Особое внимание было уделено вопросу, с какой мотивацией новые люди приходят в Церковь, хотят стать католиками. Первый момент – зов предков: мой дедушка был католиком, и мне тоже интересно. Другой момент культурно-эстетический – красивая месса, красивый храм, возможность комфортно сидеть на мессе, служба не очень длинная. Третий момент – желание получить счастье и сразу. Как вариант: мне просто не нравится в православии. Для дальнейшей работы очень важно понимать, что именно подтолкнуло человека. Часто бывает желание стать католиком без длительной подготовки. Многие удивляются, что надо долго учиться. Часто имеет место разобщенность прихожан и катехуменов – не видят друг друга, не знают, кто чем занимается. 

 

Очень негативный момент «конкуренция» между приходами. Попытка найти, где светлее, где проще. Это, естественно, негативно сказывается на миссии приходов. Вчера многие отмечали закрытость, так называемое «гетто». Для выхода очень важно, чтобы, пребывая в России, священники и монашествующие знали ее культуру, историю, понимали проблему страны. Миссия должна выполняться с любовью. Без любви к стране пребывания это очень тяжело. С другой стороны, не пытаемся ли мы сами изолироваться? Являемся ли мы, католики в России, частью этого общества? В качестве примера – почему во многих храмах нет обычая использовать флаг России? По этому вопросу развернулась бурная полемика. Это просто как один из примеров идентичности Церкви со страной. Важный момент – боязнь показаться сектантом. 

 

Крайне необходимо установление на местах контактов с властью – для таких моментов, как проведение процессии по улицам города. Необходимость вовлекать всех верующих делать это красиво. Ликвидировать маргинализацию католиков в отношениях с обществом и властью. В будущем следует преодолевать изоляцию церковной общины от жизни общества. Не брезговать такими моментами, как поздравить губернатора с Новым годом, с Днем Победы. Пригласить представителя общественных властей на церковные праздники. Побуждать паству более активно участвовать в общественной жизни. Призыв идти на выборы – это не заигрывание с властями, а нормальная гражданская позиция, естественная для христианина. В приходе должно быть активное участие в жизни общества. Год Экологии, Год Волонтера, участие в субботниках – это зачастую проходит мимо наших приходов, а на самом деле является реальным и ценным ресурсом для каритативной миссии и для ненавязчивой евангелизации. Важно преодолевать взаимные страхи перед представителями разных конфессий. Нам перед православными, и православным перед нами. 

 

Материальная жизнь приходов. Сошлись во мнении, что ежегодный отчет о работе и финансовой составляющей крайне необходим. Прозвучало свидетельство – приходской совет ежегодно составляет реальную смету о нуждах. В зимний период существует отдельная корзина на отопление. В том же приходе изначально все начиналось с иждивенческих настроений. Люди привыкли, что священники получают поддержку из-за границы. А после необходимости перейти на самоокупаемость часть людей, к сожалению, отсеялась. Это говорит об отсутствии самосознания, того, что это мой приход, и я несу за него ответственность. Другое свидетельство – сам настоятель денег с пожертвований даже не видит. Все эти средства расходуются только на нужды прихода, и миряне за всем этим тщательно следят. 

 

Многим приходам необходима юридическая помощь. Требуется административно-методологическая помощь по ремонту зданий, памятникам архитектуры, храмам. Епархия нуждается в постоянном юристе, квалифицированной помощью которого без труда могли бы пользоваться настоятели. Предложение организовывать встречи для членов приходского совета, чтобы помочь более четко понять задачи, возможности и компетенции приходского совета и готовить к осуществлению этого служения, обмениваться опытом. Спасибо.

 

 

 

Группа 3, докладчик - Оксана Пименова

 

Также, как и прошлый раз, я остановлюсь на основных темах, которые обсуждала наша группа. 

 

- Катехизация. Несмотря на многообразие позиций и мнений, большая часть группы сошлась во мнении, что катехизация требует каких-то трансформаций. Особым образом было отмечено два аспекта: изъяны катехизации как подхода подготовки к каким-то таинствам (что с одной стороны является хорошим мотиватором, а с другой стороны, поощрением развития потребительского отношения «мы будем ходить на встречи, потому что без этого не получим, что хотим»), а с другой стороны – после принятия таинств катехизация осуществляется довольно слабо (для этого не всегда есть форматы и программы), хотя и востребована. Другой аспект, на который участники обратили внимание – это необходимость учитывать специфику современного времени и пользоваться этим: сейчас достать информацию и приобрести знания не составляет труда, это можно сделать через книги, интернет-ресурсы, а вот создание общины без личного общения невозможно. В катехизации необходимо разумно совмещать эти составляющие. 

 

- Открытость дверей приходов. Все сошлись во мнении, что необходимо по возможностям и силам стремиться держать двери храма открытыми, как в больших, так и в малых приходах. Есть разные позитивные практики, которыми можно обменяться. 

 

- Взаимодействие с властями. Позитивно был оценен имеющийся опыт контактов приходов с местными властями, а также с местными общественными организациями. Было выражено мнение, что эта практика должна получить дальнейшее развитие и в тех приходах, в которых ее нет, возможен обмен опытом. 

 

- Социальные сети. Обсуждение социальных сетей стало острым вопросом. По-прежнему остается вопрос о том, должны ли и насколько важно настоятелям, священникам присутствовать в соцсетях, в каком формате и пр. Позиции в этом нередко радикально расходятся, причем называются самые разные причины: принципиальное отсутствие интереса, непонимание или неумение, страхи, неготовность и пр. В этом плане требуется прояснить официальную епархиальную позицию и, если в этом есть необходимость, осуществить нужную подготовку и сопровождение. 

 

- Присутствие в Интернет-пространстве. Подверглось критике утверждение, что мы совсем не используем интернет-пространство для евангелизации, как сказано в тексте, примером является наличие сайтов, социальных групп, других информационных ресурсов. Позитивен опыт видеотрансляции мессы. Тем не менее, отмечено, что необходимо обратить большее внимание на наполнение этих ресурсов востребованной информацией, официальная информация должна быть актуальной, необходимо реагировать на социальные события. Участники считают, что сайт Архиепархии должен выполнять роль координирующего центра в этой деятельности. В любом случае, существование разных позиций и восприятий этого аспекта свидетельствует о необходимости работать в данном направлении и продолжать обсуждение с привлечением разных сторон. 

 

- Было отмечено, что священникам не всегда понятно, как реагировать и говорить об общественных событиях и проблемах, чтобы, с одной стороны, полностью не игнорировать их, а с другой – не уходить в политизацию (есть опасения, что это может негативно сказаться, особенно на иностранных священниках и привести к провокациям). Участники признали, что этому нужно учиться и для этого требуется помощь. 

 

- Общение с православной Церковью. Необходимо развивать отношения с православной Церковью, особо обращая внимание на поддержку проектов, которые направлены на культурно-воспитательно-общественные дела. Возможно, сотрудничество в образовательной сфере. Экуменический Крестный путь. Учитывать, что есть регионы и города, где культура отношений с православными выше, чем в других регионах. 

 

- Открытость и информированность. Признается, что информационная закрытость способствует воспитанию иждивенческой позиции. Финансовая прозрачность должна быть, но необходимо грамотно продумать, в каком объеме, в каких рамках и границах. Возможно, необходимо разработать епархиальные стандарты формата прозрачности. Примером могут послужить форматы прозрачности, уже практикуемые другими общественными организациями. 

 

- Финансирование. В целом несмотря на разные позиции, группа признала необходимость воспитания прихожан в вопросах финансов и материальной ответственности. Участники признали, что хорошо работают целевые сборы. Также следует смотреть на те ресурсы, которые у нас уже имеются (например, помещения, возможность проведения концертов) и искать другие источники финансирования, помимо пожертвований. Возможности пожертвования должны быть более доступными (например, на сайтах приходов открыть возможность для онлайн пожертвования с инструкцией). 

 

Есть объективные проблемы, почему малые приходы не могут содержать себя, особенно если восстановленные структуры в настоящее время не соответствуют возможностям прихожан. Необходимо развивать солидарность на межприходском уровне внутри епархии, какую-то помощь и поддержку нам вполне по силам оказать друг другу. Спасибо. 

 

 

 

Группа 4, докладчик - о. Даниил Радько

 

Сегодня мы начали наше обсуждение с отклика на вчерашнее подведение итогов. Вначале достаточно долгое время возвращались к вчерашним темам. В частности, говорили вновь о воспитании. О том, что говорили вчера и в группе, и на подведении итогов о парадигме, о смене модели. Но меньше говорили о содержании. Прозвучала реплика, что вместо того, чтобы зачерпнуть воды, мы пытаемся менять форму сосуда. Говорилось о том, что мы меняем старую, условно говоря, клерикальную модель воспитания на модель сотрудничества, на модель диалога, на модель взаимодействия и взаимной ответственности в приходе. Отмечался и негативный опыт такого подхода. Например, в одном из приходов, когда прихожане взяли на себя большую ответственность и роль, потом часть этих прихожан, которая была близка к решению каких-то приходских вопросов, организовала какую-то секту и создала параллельную церковь. 

 

Говорили много о приходских группах. Одна из основных приходских групп, которая, может быть, часто выпадает из нашего пастырского внимания, это так называемые «воскресные католики», которые каждое воскресенье ходят на мессу, но, может быть, не так активно участвуют в приходской жизни. Говорилось, что именно им надо проповедовать, проповедь должна быть ориентирована на них, и в ней должна содержаться керигма. Был приведен пример свидетельства об опыте Франции, где существуют приходы, где из-за малочисленности священников большую роль на себя взяли миряне. Это тоже немного негативный опыт, потому что в таких приходах люди уже привыкли жить без священника, регулярную организовали Литургию Слова, и когда там появлялся священник и предлагал хотя бы мессу послужить, то ему говорили: не надо, зачем – мы справляемся. То есть, люди теряют из вида ценность таинств. 

 

Также отмечался, особенно теми участниками нашей группы, у кого опыт в основном зарубежного служения – особый опыт нашей Конференции. Подчеркивалось, что в других странах, в частности, в Польше, если вообще возможно представить себе такой формат, то очень редко – когда священники, монашествующие, миряне могут сидеть и говорить в диалоге абсолютно на равных. Также отмечалось, что со стороны священников часто есть беспочвенный страх потерять свой авторитет, и из-за этого делегирование ответственности в приходах также может не везде происходить гладко или вообще не происходить. 

 

Отклик на вчерашнее обсуждение – необходимость общеепархиальной идентичности, и о том, что приход не является субъектом поместной Церкви. Говорилось, что связь между нашими приходами, к сожалению, ослаблена. Часто даже в больших городах, где есть несколько католических приходов, есть как будто ревность между ними, соревнование, конкуренция между приходами, вместо того, чтобы пытаться создать что-то общее. Отмечалось, что и в таких местах, и там, где приходы удалены друг от друга, есть просто банальное незнание того, чем живут соседние приходы, не говоря уже о поиске какой-то общей идентичности. 

 

Отмечалось, что в проповеди священника часто не хватает Евангелия как центра источника проповеди, иногда проповедь превращается в какой-то благочестивый рассказ. Небольшой итог – нужно понять, что природа Церкви иерархическая, но в то же время и коллегиальная. Действительно, надо осознать, что священник не всегда прав. Если кто-то считает, что священник всегда прав – тут начинается клерикализм. Но даже если священник не всегда прав, он все равно несет ответственность, в том числе, за приход. 

 

Дальше мы перешли к обсуждению прихода в обществе. Говорилось о неэффективности использования медиа-ресурсов. В частности, препятствием к использованию медиа-ресурсов может быть особенность нашего постсоветского менталитета, связанная со страхом высказываться публично, может быть, с запугиванием со стороны каких-то групп. Говорили о необходимости преодоления этого страха. 

 

Приходские странички в различных социальных сетях нуждаются в делегировании – это как раз та область, которую могут взять на себя прихожане, это может быть первый шаг к росту эффективности этих страничек. Они часто бывают малоинформативные и «рафинированные», то есть, ничего нового человеку не дают. И на фоне этого отмечалась успешность около-приходских групп, в частности, называлась группа «Приходские объявления», которая, по свидетельству некоторых участников дискуссии, являлась для них площадкой, где они могли найти что-то для себя и выразить свое мнение. С другой стороны, отмечался негатив, который присутствует в этих около-приходских группах, и часто является даже отрицательным свидетельством, к сожалению. Но это свидетельствует о том, что людям, возможно, не хватает какой-то площадки для обсуждений и высказывания своего мнения в Церкви. Назывались положительные примеры таких приходских групп ВКонтакте и других социальных сетях, которые делегированы, ведутся прихожанами, и различных инициатив, которые действуют в медиа-сфере, в частности, назывался уже прозвучавший здесь проект в нижегородском приходе, проект «Пост Даниила», который прихожанка наша эффективно организовала. Также говорили в плане миссии прихода в обществе, что важно быть открытыми на какое-то взаимодействие с государственными властями, что тоже есть не везде по разным причинам. 

 

О материальной жизни прихода. Этот блок мы начали с обсуждения вопроса о ротации священников. Были высказаны разные мнения, большинство сошлось на том, что ротация так или иначе нужна, хотя звучали мнения о том, что дело не в ротации, в конце концов. Больше вопросов, может быть, возникает к тому, как вообще выстроена пастырская работа. Звучало предложение: чтобы не было какого-то застоя в приходе, может быть, более мудро было бы осуществлять это за счет ротации викарных священников, если таковые есть в приходе. Постоянная ротация настоятеля создает огромные проблемы. Если ротация священников осуществляется часто, она препятствует разрешению административных проблем в приходе. 

Настоятелю, чтобы войти в разрешение этих проблем, требуется несколько лет. Только через три-четыре года, по свидетельству настоятелей приходов, начинается какая-то серьезная работа. Если нет перспективы в 10-15 лет пребывания на каком-то месте, то трудно планировать эту работу для настоятеля. При этом отмечалось, что трудности, с которыми сталкиваются некоторые приходы во время ротации настоятеля, связаны с тем, что настоятели иногда пытаются относиться к приходу как к своей вотчине, чего не должно быть. 

 

Положительная роль монашествующих в интеграции людей в приходскую жизнь была отмечена многими выступающими, важно их присутствие в приходе, их ротации. Отмечалось, что монашествующие, которые присутствуют на приходе и взаимодействуют с прихожанами, работают с ними, помогают им вовлечься в жизнь прихода, взять какую-то ответственность, способствуют правильному пониманию того, что надо входить в приходскую жизнь, привязываться к приходу, а не к личности настоятеля. Отмечалось, что делегирование каких-то сфер ответственности в приходе помогает не привязываться к личности настоятеля. 

 

Важную роль также играет отождествление с поместной Церковью, о которой говорили, но перед этим отождествлением, перед этим ростом идентичности поместной Церкви встают огромные препятствия у нас в нашей епархии. Во-первых, это расстояния, которые способствуют меньшей интеграции между приходами, также зачастую отсутствие у прихожан иного опыта Церкви, кроме иногда даже не только одного прихода, а иногда даже и личности одного священника, и тогда вся Церковь ассоциируется с этой личностью, и часто возникает нежелание выстраивать общеепархиальную идентичность. Даже в двух соседних приходах, не говоря о пастырской работе, литургическая жизнь как будто с разных планет. Нет идентичности. 

 

Обсуждали финансовые вопросы. Говорили об экономических советах, которые, к сожалению, не везде есть. Возникали вопросы, почему не соблюдаются правила об экономических советах, почему их не создают. Делились опытом разных приходов. В каких-то приходах цифры доходов и расходов объявляются на мессе, где-то вывешиваются объявления. Везде это по-разному, одного однозначного ответа, как это делать, не нашли. Понятно, что в маленьких приходах денег мало, и кажется, что экономическому совету и разбираться-то не с чем. Но отмечалось, что, несмотря на это, экономический совет в любом случае способствует прозрачности, способствует вовлечению людей в приходскую жизнь. Много говорили о возможной финансовой солидарности приходов, которая могла бы существовать у нас в епархии. Какую-то модель, как это осуществлять, мы не успели найти, но многие отмечали, что это необходимо, учитывая бедственное положение одних приходов и более успешное других. 

 

Говорили о делах милосердия, как отдельном блоке вопросов, приводили в пример разные инициативы приходов: Фри-маркет в Кафедральном соборе, «Обеды для бедных» в Нижнем Новгороде для бездомных, совместная каритативная работа ведется в смоленском приходе совместно с русской православной Церковью, это несомненно позитивный опыт, когда каритативная деятельность становится также экуменической. Многие участники группы подчеркнули важность дел милосердия внутри прихода – не только вовне, но прежде всего искать возможности помогать тем прихожанам, которые нуждаются. Отмечался опыт Санкт-Петербурга, где прихожане помогали в уборке и посещали нуждающихся пожилых людей в своем приходе. Или даже банально, когда прихожане помогали людям с ограниченными возможностями добраться до прихода или уехать обратно домой после Мессы. 

 

Говорили о финансовой стороне содержания священников и самого прихода, о том, что в большинстве приходов у нас едва хватает средств на оплату коммунальных платежей. Мало, к сожалению, знают, и было высказано мнение, что надо больше об этом говорить, что приход призван содержать прежде всего своих священников, и монашествующих, наверное, тоже. Необходимо озвучивать это. Немного обсудили вопрос о десятине. Сошлись на том, что десятина – это практика, конечно, благая, но навязывать ее нельзя. Но нужно озвучивать, чтобы люди знали, что такая практика существует. Спасибо. 

 

 

Группа 5, докладчик - Ирина Мальцева. 

 

Всем добрый день. Наша замечательная 5-я группа говорила про катехизацию. Катехизация включает в себя евангелизацию и индивидуальный подход. В этом есть две стороны. Первое – что Господь хочет дать каждому человеку. Второе – наш ответ Богу, что мы Ему отвечаем. Поскольку здесь очень важна личность катехизатора, то каждому катехизатору необходима формация и обмен опытом с другими катехизаторами. Необходимо каждому из нас учиться принятию других людей такими, какими они есть, не переделывать их под свои стандарты. Давать людям именно то, что они не получают в мире. Первичны должны быть доброта и любовь. 

 

Катехизация – это не только работа с новыми людьми, это работа воскресной школы, то есть, работа с детьми. Центром катехизиса должна быть в первую очередь и всегда Евхаристия. Она должна быть первична. Задача катехизатора – донести это до родителей. Любви невозможно научиться. Любовь нужно показывать, ее нужно давать, и наполняемся мы любовью только через свое собственное принятие Христа. Необходимо побуждать человека к поиску Христа и к поиску решений самостоятельно, не давая ему готовых решений. Акцент держать на Священном Писании. 

 

Проповедь – это свидетельство евангелизации. Е вангелизация – это не дело блестящих проповедников. Евангелизация – это дело каждого крещеного человека, харизма каждого христианина. Ответственность за тех, кто живет рядом, – на нас. Евангелизация начинается с наших близких, родных, соседей, коллег по работе, через личное свидетельство о жизни. Это наше общее дело. Необходимо убрать страх свидетельства о своей вере, страх говорить о том, что я католик. Жизнь неделима и христианство – это не воскресная жизнь. 

 

Мы говорили о том, что необходимо создавать в приходах. В первую очередь – общая молитва прихода и интенция прихода. Короткая катехизация перед адорацией. Спонтанная личная молитва перед Дарами. Необходимо создавать молитвенные группы. Например, группа молитвы Розария за конкретных людей, за их интенции. Необходимо поддерживать людей молитвой. Тех, которые не могут в силу каких-то причин приходить в церковь каждый день, например, тех, кто болен. Передавать веру через молитву за тех, кто не в Церкви. Мы говорили о делах милосердия, что, конечно, это общее дело. 

 

Очень часто в Церковь приходят люди, у которых нет запроса на углубление веры, а есть только запрос на инструкцию по вхождению в Церковь. Человек понимает, что ему необходимы знания о Церкви, но не спрашивает и не понимает необходимости общения с Богом как с личностью. И потому, возможно, одним из главных центров катехизации должно стать обучение личной молитве как личному общению с Богом-личностью. Главным содержанием катехизации должно быть обучение молитве. Помочь человеку услышать ответ на свою молитву, чтобы молитва не была формальной привычкой. 

 

Христианство становится все менее и менее интересным для самих христиан. Поэтому необходима повсеместная новая евангелизация. Христиане чаще всего в Церкви встречаются с традицией, но не с Отцом. Если не растет сознание личной встречи, то как можно помочь? И мы оставили этот вопрос открытым. 

 

Мы говорили о том, как в приходах осуществляется работа. Хорошо, когда есть творческое начинание, концерты в приходе, паломничества или хотя бы экскурсии. Когда есть катехизис Папы один раз в неделю. Когда один раз в месяц проходят встречи с прихожанами в неформальной обстановке за чаем. Когда в приходе есть подготовка к венчанию. Венчание – как осознание этого призвания. Такая подготовка к венчанию должна идти как минимум один год. 

 

В Церкви не хватает помещения для проведения катехизиса для детей. Они целую неделю ходят в школу и находятся в классах. Когда в воскресенье они тоже приходят в класс, это не способствует их здоровью, поэтому должен быть не класс, а что-то другое. Необходимо вовлечение родителей в это сотрудничество.

 

Стимулировать и поддерживать служение переводчиков в Церкви. Есть огромное количество материалов, но они на разных языках и нет переводов на русский язык. 

 

Необходимо понять, каковы причины и предпосылки успеха миссии протестантов в России. Мы предположили, что их опыт важен, и необходимо его рассматривать и изучать. Вместе с тем, мы говорили о том, что нужно изучать и свой католический опыт, методы работы успешных катехизаторов, которые у нас тоже есть. Например, город Гусев. 

 

Для воспитания прихожан полезны объяснения со стороны священника. Каково наше поведение в храме, чему наше поведение учит других людей, учит ли наше поведение вере. Например, наша очередь к Причастию не должна быть похожа на очередь в супермаркете. 

 

Для прихожан было бы полезно составить листовку, в которой были бы освещены простые вопросы – кто такой католик, чтобы не было страха говорить об этом. 

Все больше необходимо открывать и сознавать наше богатство католической Церкви, потому что оно огромно и многообразно. Открывать его через изучение жизни святых, и открывать его в Деве Марии как той любви к Иисусу Христу, которую Она показала. Взяв за пример Богородицу как первую миссионерку, учить людей переживать свой духовный путь вместе с Ней. 

 

Мы говорили про деньги. Найти компромисс между правдой и готовностью прихожан ее принять. Во время катехизации материальные вопросы не освещаются. Прихожане ничего не знают о материальном положении прихода. Необходимо перевоспитание прихожан, развернуть их лицом к приходу и его нуждам. Мы говорили о содержании прихода, что это ответственность прихожан. Необходим адресный сбор пожертвований, дополнительные источники дохода, например, концерты. Должна быть открытая финансовая отчетность. Если у прихожан нет денег, что делать? У них есть руки, время, тогда они могут жертвовать это. У них есть самое ценное – молитва. Те, кто не могут помогать приходу финансово или руками и временем, могут жертвовать молитвой. Необходимо задуматься о подготовке мирян к административным функциям в приходе. Озвучивать проблемы прихода и обращаться за помощью к прихожанам, и здесь необходим персональный подход к мирянам. Если прихожане не могут содержать свой храм, мы считаем, что этот храм нужно закрывать, как бы это ни было печально. 

 

Про ротацию. Стабильность прихода, конечно же, это постоянство, но ротация необходима, она болезненна, и здесь нужно подходить индивидуально. Необходима регулярная экономическо-административная визитация епископа, проверка дел и прозрачность решений. Если есть перспектива сменяемости, то это гарантия серьезного подхода. Ротация должна быть в формуле 3+3+3. Первые три года – это понимание прихода и понимание того, получается или нет. Следующие три года – это реализация и еще следующие – это уже стабилизация. Для священников это возможность не только воскресения, когда они уезжают, покидая приход и приходят к другому, но для священников ротация – это еще и возможность изменения. Кроме того, говорили о послушании священников епископу, владыке, потому что это тоже находится в прямой связи с ротацией. 

Мы говорили и о качестве проповеди священника, что ротация тоже влияет на это. С одной стороны, проповедь должна быть простой, доступной и понятной, поскольку 90% прихожан ходит на воскресную мессу. Это единственный инструмент для священника привести прихожан к Богу. Было высказано мнение, что священники и монашествующие должны быть призваны к участию в социальных сетях только в свободе и с внутренней готовностью. Стоит уважать их отказ от такого участия. 

 

Да, может быть, Церковь сейчас находится в кризисе. Но наша конференция – это не собрание кризисных менеджеров. В отличие от светских структур у Церкви есть много инструментов, чтобы этот кризис преодолеть. Поэтому мы должны дать преимущественно не административные, а духовные ответы. Мы вспомнили, что в самые тяжелые времена Церковь обращалась к посту и молитве. Спасибо. 

 

 

 Группа 6, докладчик - Александр Баранов

 

В нашей группе мы начали обсуждение с открытости храмов. Первая тема – присутствие приходов в сети. Мнение, что не столь важны красивые и современные сайты, сколько нужна актуальная информация. Особенно, что касается расписания Месс, тем более, если оно меняется. Необходимость иметь какой-то список всех приходов епархии. Оказалось, что такой список есть, но об этом мало кто знает. Должна быть некая связь между списком всех приходов на сайте Архиепархии, и обратная ссылка с сайтов приходов на сайт Архиепархии, чтобы это была какая-то сетевая вещь. 

 

Но сеть – это далеко не всё. Гораздо важнее не интернет-открытость, все единодушно согласились с тем, что храмы должны быть открыты, в них должны быть дежурные, и в идеале, чтобы эти дежурные могли провести экскурсию. Потому что людям, которые в первый раз приходят в храм, даже в самом маленьком храме есть, что показать, и совместить эту экскурсию с некоторыми вопросами веры. Без фанатизма, но всегда можно что-то сказать, особенно если есть статуи святых, Девы Марии. 

 

Затронули тему информационных досок – не всегда человек хочет, чтобы ему какую-то экскурсию проводили, но он всегда может просто молча постоять, почитать, кто такие католики. Если есть какой-то раздаточный материал, который мы не можем раздавать за пределами храма, там он может лежать. Базовые ответы на базовые вопросы. Говоря об органных концертах, а также о концертах вообще, высказано мнение и приведен пример, что и здесь можно совмещать с освещением вопросов веры. Был случай, когда перед тем, как играли композицию Ave Maria, священник предложил прочитать молитву «Радуйся, Мария» на русском, и у людей вызвало недоумение, что, оказывается, это молитва, а не просто песенное произведение. 

 

Завершая тему открытости, мы постепенно перешли к теме связи с обществом. Конечно, мы все должны взаимодействовать с государственными, с городскими структурами, участвовать в круглых столах, общих праздниках, во всех обсуждениях, если только это действительно централизовано и согласовано, потому что тут тоже могут быть почвы для всяческих провокаций и т. д. Говоря о делах милосердия, мы отметили, что есть некая путаница между делами милосердия для своих, внутри общины, и делами милосердия для внешних. Люди часто это путают. В обоих случаях не всегда это завязано только на деньги. Для внешних людей можно помогать просто руками, например, навещать бабушек не католичек. Просто с ними посидеть, просто приносить им лекарства. Были приведены случаи посещения заключенных. Это базовые какие-то вещи, которые зачастую не выполняются. 

 

Естественно, от дел милосердия мы перешли к материальной жизни. Все единодушно согласились, что все прихожане должны знать, какие деньги требуются для содержания храма, это уже не раз здесь звучало. Были приведены примеры, как осуществляется публикация отчетов ежегодно, а может быть, чаще о приходах и доходах, сколько получено и сколько денег на что потрачено. Целевые сборы всегда лучше работают, чем обычные. 

 

Ротация настоятелей – были разные мнения. Большинство все-таки согласилось, что она нужна, но возникает вопрос о сроках. Назывались сроки минимум 6 лет, в любом случае это очень индивидуально, всегда ситуация очень разная, разные приходы и разные настоятели. Но это, скорее, дело настоятеля и епископа, чем прихожан. Если, конечно, нет каких-то явных вопиющих случаев, что прихожане явно против настоятеля. Не буду вдаваться в подробности плюсов и минусов ротации, все это сто раз уже обдумали и все всё понимают. 

 

Прозвучало мнение у нас в группе, что, если содержание храма становится обузой для жизни, для молитвы и вообще всего, то что первично? Ситуация, когда в России вернули старые храмы, которые были многотысячные, а вернулись туда несколько сотен человек – как община может их содержать? Особенно, если храм еще и является объектом культурного наследия и для любых изменений, для любого ремонта нужно согласовывать, подписывать бумаги, которые стоят немалых денег. Опять же, сложный вопрос, но он был поднят. 

 

Было отмечено, что экономические советы, как правило, не очень активны, и возможно, что время активных советов еще не пришло. Но воспитать людей, которые готовы входить в эти советы не только экономические, но еще и пастырские, это задача актуальная – что люди должны стремиться участвовать и в такой форме в жизни Церкви, потому что это тоже некая харизма. Это вопрос распознавания, чего от меня хочет Бог, и что я могу делать, если я даже не очень хочу это делать. Но если я могу, и если я вижу, что принесу этим пользу приходу, то почему нет. 

 

В завершение мы говорили о миссионерской деятельности. В рабочем документе был вопрос, каких материальных ресурсов не хватает для миссионерской деятельности. Мы сошлись на мнении, что материальных ресурсов, в общем-то, хватает, потому что какие-то брошюры, листовки может распечатать даже один человек, и сегодня это не так дорого стоит. Но рвение, кто будет это распространять, где и как, вот этого не хватает. Опыт протестантских общин мы все знаем, но найдется ли в наших приходах хоть один человек, который готов так делать, а если готов, то какой отклик вызовет его деятельность внутри приходов? Вопрос здесь явно не материальный, а как должна миссионерская деятельность осуществляться, чтобы это было и в рамках закона, и не слишком уж формально. 

 

 

 

Группа 7, докладчик - Анастасия Орлова

 

Мы сегодня обсуждали 4-й и 5-й пункты. По 4 части – миссия прихода в обществе:

 

1. Миссия в обществе страдает оттого, что нет миссии в самом приходе. Нет преемственности поколений. Разрыв в поколениях, повторяющийся каждый раз. Как их соединить? Возможно, какие-то общие проекты внутри прихода, которые можно делать вместе: фримаркет, дела милосердия, приходские праздники, уборка храма и территории, какие-то волонтерские программы и т.д. 

 

Путём общего делания закладываются приходские традиции. Мы вчера говорили о нехватке российской традиции. Например, один год инициативная группа организует рождественский фестиваль. Потом кто-то уезжает, кого-то уже нет, а традиция продолжает жить из года в год, поддерживаемая уже новыми прихожанами. 

 

2. В связи с первым пунктом рождается пункт 2 – важно проговаривать все возможности вовлечения в приходскую жизнь. Необходимо открытое информационное пространство. Информация об активностях в приходе должна не только прозвучать в приходских объявлениях в воскресенье, она должна быть легко доступна тому, кто не может быть в храме прямо сейчас. Не может быть места подходу «кто ходит, тот всё знает». Внутрицерковные междусобойчики противоречат миссии. 

 

3. Открытость прихода другим 

 

- Проблема внутренней закрытости прихожан. Неготовность принимать новых людей. Мы часто воспринимаем приход как некую зону комфорта, группу по интересам, закрытую от людей со стороны. Разделение на «мы» и «они» наблюдается даже в отношениях между приходами. Что уж говорить об открытости неверующим или людям других конфессий, которые интересуются и приходят в храм впервые. Но мы также видим в собственном опыте, насколько важно то, какое отношение ты встречаешь, впервые попав в храм или иную общину. 

 

- Органные концерты в наших храмах. Часто мы смотрим на них только как на источник доходов, не до конца осознавая их миссийное измерение. В то время как множество людей в наших приходах изначально пришли через эти концерты. 

 

- День открытых дверей: пример синагоги, которая в ночь музеев устроила экскурсию и мастер-классы у себя. Возможно, наши приходы тоже могли бы поддержать эту инициативу, особенно храмы, которые являются объектами культурного наследия. 

 

- Выход на светские медиа: пример Гатчины. Приход в Гатчине всегда рассылает пресс-релизы в местные светские газеты, местное телевидение о событиях, которые у них происходят. На них замечательно откликаются, приходят корреспонденты. Чтобы в публичном светском пространстве звучало, что католики есть, это нормальные люди, это не секта. Преодолевать в обществе какие-то странные стереотипы. 

 

4. Открытость настоятелей 

 

- Мы порой игнорируем или даже намеренно противодействуем некоторым начинаниям, деятельности некоторых общин. 

 

- Идея форума епархиальных общин и движений, где настоятели могли бы знакомиться с ними. Иначе нам проще запретить что-то в приходе, чем узнать об этом. 

 

- Важно диагностировать, какие проявления христианской жизни, кроме воскресной Мессы интересны нашим прихожанам? Информировать о существующих движениях, молитвенных группах и т.д. 

 

- Часто настоятели не хотят говорить о том, что делают не они или не их общины. Невозможно добиться объявлений о других инициативах. Присутствует страх перетягивания призваний и прихожан. Но вместо здоровой конкуренции, то есть развитие предложений внутри наших приходов, выбирается путь монополизации приходов. 

 

5. Выход за пределы прихода 

 

Участники нашей группы свидетельствовали об эффективных форматах, в которых участвовали они сами, либо видели в своих приходах и общинах. Это: 

 

- участие в экуменических объединениях в наших городах 

- социальное служение. Полезно совместное участие прихожан. 

- Отношения с местными властями: пример Перми. 

- Сёстры, священники, миряне, имеющие адекватное образование, могут участвовать в профессиональных сообществах, в волонтёрских социальных проектах, давая свидетельство жизни в отношениях с теми, с кем они работают. Область непростая, но возможная. 

- Не бояться идти в сферу образования. У нас много священников и монашествующих из других стран, которые могут преподавать иностранные языки. Пример сестры Терезы, которая в этом году преподавала язык в разговорном клубе. Пример священников и посвященных мирян, работающих в университетах. 

 

Пункт 5 – материальная жизнь прихода 

 

1. Вопрос десятины 

 

Прихожане однозначно не готовы платить её. Разговоры о деньгах вызывают отторжение. Наша Церковь воспитала иждивенцев: было много финансовых влияний, и многие общины не вложили ни копейки в строительство и обустройство собственных храмов. 

 

При этом способность содержать себя (общину) и священника – это юридически один из критериев существования прихода. То, что приходы в нашей епархии не платят зарплату священникам, это жест милосердия в отношении приходов, но это не норма. 

 

Свидетельство семейной пары, которая в порядке эксперимента решила платить десятину, и их жизнь радикально поменялась: работа, финансовое состояние… 

 

Это вопрос доверия Богу. Если мы не даем, потому что у нас мало, это выражение нашего недоверия Богу. 

 

Поэтому нужно воспитание прихожан, создания о том, что пожертвования – это не какая-то повинность, а важная часть выражения их христианской веры. Пример пары, которая пожертвовала все деньги, полученные в подарок на свадьбу общине Церкви в знак благодарности за это место, от которого родилось их призвание и их путь. 

 

Что я хочу дать Церкви? Хочу положить больше в корзинку или поинтересоваться, какая большая нужда есть у прихода и сделать значительное пожертвование на это. Между «Сколько хочу» и «Сколько могу» должна родиться реальная сумма, которую хорошо устанавливать на продолжительный срок и преданно выплачивать, а не решать каждое воскресенье, сколько я хочу заплатить сегодня. 

 

Возможный путь воспитания ответственности: прихожане собирают пожертвования, прихожане заполняют платежки, прихожане зачисляют деньги на счет и платят. Соответственно о недостатке денег объявляют в приходе тоже прихожане. 

 

2. Отсутствие прозрачной финансовой отчетности во многих приходах 

 

Отсутствие прозрачной финансовой отчетности рождает раздробленность, сплетни, взаимные обвинения и недоверие. 

В то время, как каноническое право обязывает настоятеля отчитываться перед жертвователями. Всегда должен быть подробный годовой отчет. Сколько собрано и сколько потрачено. Также и целевые сборы требуют озвучивания полной суммы и прозрачного отчета о процессе сбора. Ещё одно требование канонического права – наличие приходского экономического совета. Его состав не может быть тайной. Все должны знать ответственных в своих приходах. Однако во многих местах это не соблюдается. 

 

Понятно, что чтобы делать прозрачную отчетность, нужно вести белую бухгалтерию. Многие настоятели говорят, что это нереально, и просто не знают, как это сделать. Возможно, стоит просить помощи дополнительного образования для подготовки настоятелей и в этой сфере. 

 

Мы не можем сказать, что в нашей епархии не существует инструментов для функционирования прозрачной финансовой отчетности. Епархиальный экономический совет подготовил документы, формулы, готовые файлы для организации финансовой отчетности в приходах. Существует декрет епископа, который обязывает настоятелей это делать. Мы видим острую необходимость в том, чтобы этот декрет перестал игнорироваться, чтобы настоятели воспользовались той помощью, которую предлагает им епархия, ради блага всего прихода. 

 

3. Движение к прозрачности. Наши предложения: 

 

- Вовлечение прихожан в административно-хозяйственную деятельность. Создание экономических советов там, где они до сих пор отсутствуют. 

 

- Во-вторых, информировать всех прихожан епархии об экономической структуре и их правах на отчётность. Использовать приходские и иные католические СМИ для распространения этой информации. 

 

- Мало говорить о собранных и потраченных суммах. Отчеты должны висеть в приходах всегда на виду. Так же, как и состав экономического совета. Прозвучал пример прихода, где есть практика писать на приходском листке каждое воскресенье, сколько денег было собрано на предыдущей неделе. 

 

- Отдельного внимания заслуживает формат подачи информации о материальных нуждах. Важно не только заявлять о конкретных суммах и сроках, но и объяснять последствия, что будет, если эту сумму не соберут. Иногда это связано с кредитами, займами и так далее. Важно, чтобы прихожане понимали всю степень ответственности. 

 

 

 

Группа 8, докладчик - Вадим Газизов

 

По итогам дискуссии представляю основные мысли, пожелания, которые высказали участники. По вопросу катехизации, ее организации в приходах было отмечено: 

 

Нет единого стандарта катехизации в приходах. Существует только так называемый порядок тем или программ. Возникает вопрос, а используется ли всё это в приходах? Если используется, правильно ли? Существующий список тем – это не ответ на миссию евангелизации. Эти темы не дают ответа на вопрос, как человек готовит себя к встрече с Богом. Другая проблема использования существующих программ – они содержат мало конкретного материала, поэтому катехизаторы иногда не могут ответить на поставленные вопросы. 

 

По мнению священников, которые принимали участие в дискуссии, существует искушение того, что человек, ознакомившись с программой, начинает считать себя верующим. Но бывает и так, что осознает, что не встретил Христа, поскольку встреча с Христом – это нечто иное, чем исполнение конкретной программы. В некоторых приходах существует практика, что по окончании катехизации священник спрашивает о встрече с Христом у тех, с кем проводил работу. Катехумены рассказывают о своих личных переживаниях и своей встрече с Богом. 

 

В отдельных приходах активно практикуется стандарт, который помогает людям принять правильное решение. Священник предлагает человеку еще раз пойти поразмыслить и снова прийти к нему. Тогда он говорит с ним о правильности принятия решения. Большое внимание уделяется личным переживаниям, поскольку это помогает человеку открыть Бога. 

 

Помощь в катехизации – необходимо совершенствовать работу Школы катехизации. Обновление материалов того, что Церковь хочет передать им и чему научить новых людей. Уделять должное внимание качеству подготовки самих катехизаторов. Часто их работы (на заочном обучении) – это простая компиляция интернет-материалов, без своего личного отношения и понимания проблемы, которую они разрабатывали. Имели место случаи, когда работа заявлена одна, а содержание полностью не отвечает заявленной теме. Зачастую экзамены для будущих катехизаторов в письменном виде являются бесполезным занятием. Необходима личная встреча преподавателя с экзаменуемым. Преподаватель должен видеть того, кто стоит за определенной фамилией и письменной работой. Иначе сложно оценить перспективы самого катехизатора. Поэтому дистанционный метод – с одной стороны, это удобно и прогрессивно, с другой стороны – преподаватель не видит того человека, с кем он общается посредством интернета. 

 

Для всех приходов нужны катехизаторы, но некоторые приходы не имеют возможности найти таких людей. К тому же не каждый катехизатор может и способен работать с определенными группами людей. Иногда катехизаторам предъявляются претензии, что они не имеют достаточного образования, опыта, не совсем освоили определенные теоретические положения. Люди начинают говорить: если мы такие, то проводите эту работу сами. Это тоже необходимо учесть. 

 

Предложения. Организовать курсы для министрантов, а также чтецов, которые имели бы навыки управления техническими средствами, микрофоном. Если чтец выходит к микрофону, он должен читать так, чтобы это дошло до сердца всех присутствующих. Существуют ли приходы, в которых катехизаторы получают за свое служение какие-либо формы поощрения, не обязательно материальные? 

 

О миссии приходов. Проблема открытости храмов имеет место. Храмы должны быть открыты как можно дольше и как можно чаще, но это связано с проблемой безопасности. Социальное служение в отдельных приходах практически отсутствует. Есть Каритас, но мало кто знает о его работе. Мало кто знает о благотворительной деятельности приходов. Это считается прерогативой отца-настоятеля. Прихожане редко бывают задействованы в акциях милосердия. 

 

Основными формами благотворительной деятельности являются периодический сбор и раздача продуктов и вещей, организация так называемых «шкафов милосердия», обедов для бедных, помощь в уборке помещения для нуждающихся. Предложена такая форма благотворительной работы, когда несколько приходов объединяют свои усилия и делают это централизовано: собирают вещи, продукты, другие средства, определяют конкретную точку, объявляют об этом и проводят там благотворительной деятельности. 

 

Приходы обязаны быть источниками свидетельства милосердия, а благотворительность – одна из форм пастырской работы. Одно из направлений – активная работа с алкоголиками и наркоманами. Был приведен интересный опыт, когда после такой плодотворной работы были исцеленные от этих социальных недугов, которые в дальнейшем стали активными членами соответствующих приходов. Участники отметили такую форму благотворительной работы, как форма служения «Ангелы любви». Участники этого служения активно помогают нуждающимся – всем, и в первую очередь матерям-одиночкам. Одна из форм – сопровождение детей в школу и из школы, оказание детям всесторонней помощи в освоении ими различных наук. 

 

Проблемы материальной жизни приходов. Обычно в приходах мало кто знает, с чего живет приход и куда идут деньги. Большинство прихожан готовы оказывать финансовую помощь своему приходу, но никто не знает итоговой суммы необходимых расходов. На вопрос, что мешает сделать прозрачной экономическую жизнь прихода, было два ответа: нежелание показать расходы прихода и слабая работа экономических советов. Если имеет место критическая ситуация, связанная с необходимостью оказания любой помощи, в том числе, финансовой, настоятель должен открыто говорить об этом прихожанам. Не должно быть так, что какие-то проблемы, требующие срочного разрешения, становятся внутренне тайной священников прихода. 

 

У многих прихожан отсутствует понимание, сколько и за что они должны пожертвовать. Отсюда возникают ложные представления о финансовом положении прихода. Часто настоятель не хочет «напрягать» прихожан и возмещает определенные расходы из своего кармана. Предложение: подготовить какие-то официальные документы Архиепархии, которые регламентировали бы систему пожертвований и других сборов в различных ситуациях. 

 

Ротация священников, в частности, настоятелей приходов – участники отметили, что она необходима. Это должно быть от 7 до 10 лет. Однако следует учитывать ситуацию, когда настоятель находится на пути реализации каких-либо проектов в приходе, в том числе и экономических. В такой ситуации обязательная ротация могла бы помешать реализации этих проектов. Поступать надо гибко. 

 

Благодарю за внимание. 

 

*** 

 

(Отчеты групп публикуются "как были услышаны", с минимальной редактурой текста) 


Фото Ольги Галкиной