логин:

пароль:

> Архиепископ > Архиепископ Павел Пецци: размышления о Великом посте

Архиепископ Павел Пецци: размышления о Великом посте

15 марта 2019 г.

 

Дорогие братья и сёстры!

 

В начале этого Великого Поста я хотел бы поделиться с вами не посланием (вместо него я просил бы вас внимательно прочитать послание на Великий Пост Папы Франциска), а своими размышлениями над Апостольским увещеванием Gaudete et exsultate (Радуйтесь и веселитесь) «О призвании к святости в современном мире», и, конечно, над посланием Папы на Великий Пост. Эти размышления также связаны с теми духовными упражнениями для сестёр и священников, которые я проводил с большой пользой для самого себя, и, надеюсь также для них. Основой для этих духовных упражнений стало Послание святого апостола Павла к Филиппийцам.

 

Всё Послание к Филиппийцам — это призыв к святости, описание жизни как пути святости, пережитой до конца в верности своему призванию как отношениям с Христом. Свою миссию на земле Павел также воспринимает как путь святости: воля Иисуса Христа заключается в том, чтобы посвятить Павла провозглашению Благой вести через святость его жизни, очищенной многими страданиями и испытаниями. Господь говорит Анании, который не решался встретиться с Павлом, зная, с по какому поводу тот пришёл в Дамаск: «Иди, ибо он есть Мой избранный сосуд, чтобы возвещать имя Моё перед народами и царями и сынами Израилевыми. И Я покажу ему, сколько он должен пострадать за имя Моё» (Деян 9,15-16).

 

«Каждый святой — это миссия, это план Отца по отражению и воплощению какого-либо аспекта Евангелия в определенный момент истории» (GE 19). Все святые так или иначе отражают радость Евангелия, радость Благой Вести. «Эта миссия обретает полноту своего смысла во Христе и может быть понята только через Него. В сущности, святость — это проживание вместе с Христом тайн Его жизни. Она состоит в том, чтобы личным, уникальным образом соединяться со смертью и воскресением Господа, непрерывно умирать и воскресать вместе с Ним, [как мы это вспоминаем каждый год в Пасхальном Триденствии]. 

 

Но святость может также включать осуществление в нашей жизни различных аспектов земной жизни Иисуса: Его сокрытой жизни, Его общинной жизни, Его близости к отверженным, Его бедности и других проявлений Его самоотдачи ради любви. Созерцание этих тайн, как говорил святой Игнатий Лойола, направляет нас к их воплощению в своих условиях и решениях, поскольку “всё в жизни Иисуса являет знамение Его тайны”; “вся жизнь Иисуса является откровением Отца”; “вся жизнь Христа — это тайна Искупления”; “вся жизнь Христа — это тайна рекапитуляции” [соединения мира под Главою Христом]. “Христос делает так, чтобы всё, пережитое и испытанное Им, мы могли прожить в Нём, и чтобы Он прожил это в нас”» (GE 20).

 

В этом смысле «[замысел] Отца — это Христос, и мы в Нём. В конце концов, это Христос — Тот, Кто любит в нас, ведь “святость — это не что иное, как любовь, проживаемая в полноте”. Поэтому “святость измеряется ростом, который Христос достигает в нас; степенью, в которой мы силой Святого Духа строим свою жизнь согласно Его жизни”» (GE 21). 

 

Как прекрасно говорит послание к Ефесянам: «Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, благословивший нас во Христе всяким духовным благословением в небесах, так как Он избрал нас в Нем прежде создания мира, чтобы мы были святы и непорочны пред Ним в любви, предопределив усыновить нас Себе чрез Иисуса Христа, по благоволению воли Своей, в похвалу славы благодати Своей, которою Он облагодатствовал нас в Возлюбленном, в Котором мы имеем искупление Кровию Его, прощение грехов, по богатству благодати Его, каковую Он в преизбытке даровал нам во всякой премудрости и разумении, открыв нам тайну Своей воли по Своему благоволению, которое Он прежде положил в Нем, в устроении полноты времен, дабы все небесное и земное соединить под главою Христом» (Еф 1,3-10). Поэтому «каждый святой — это послание, которое Святой Дух берет из богатств Иисуса Христа и дарит Его народу» (GE 21).

 

«Чтобы узнать, что хочет сказать Господь посредством святого, не следует останавливаться на деталях, поскольку в них тоже могут быть ошибки и падения, [как сам апостол показывает в послании к Филиппийцам]. Что нам следует созерцать, так это всю его жизнь целиком, весь его путь к святости; целиком его фигуру, отражающую что-либо в Иисусе Христе и возникающую, когда кому-то удаётся понять полноту его личности» (GE 22).

 

«Это сильный призыв ко всем нам. Нам тоже нужно осознать полноту своей жизни как миссию. Попытайтесь сделать это, слушая Бога в молитве и распознавая знаки, которые Он даёт Вам» (GE 23). Отсюда следует возможность заботиться о своей миссии, о своём призвании, но без тревоги, не беспокоясь ни о чём, выражая себя полностью в своих желаниях и просьбах перед Богом во Христе. В жизни христианина нет места для беспокойства, потому что он должен обретать покой через молитву в её разных формах: заступничество, прошение, благодарение. 

 

Особенно подчёркивается в послании к Филиппийцам важность благодарственной молитвы, поскольку Бог всегда достоин хвалы. Когда любовь Христова преображает жизнь святых — дух, душу и тело — то они вовлекают всё творение в свою хвалу Богу, как это делает святой Франциск в своём великолепном гимне: 

 

Всевышний, Всемогущий благой Владыка,

Тебе — хвалы, и слава, и честь, и всякое благодаренье.

Тебе одному, о Всевышний, они подобают, 

и ни один человек именовать Тебя не достоин.


Прославлен будь, мой Господи, со всем Твоим твореньем, 

особенно с господином братом Солнцем, 

который являет день и которым Ты нас озаряешь. 

И сам он красив и, лучась великим сияньем, 

собой знаменует Тебя, о Всевышний. 


Прославлен будь, мой Господи, за сестру Луну и за звёзды, 

которые в небесах сотворил Ты: 

ясны, драгоценны они и прекрасны.


Прославлен будь, мой Господи, за брата Ветра, 

за воздух, и тучи, и любую погоду, 

через которую пищу даешь Ты Твоим созданьям.


Прославлен будь, мой Господи, за сестру нашу Воду, 

которая столь полезна, смиренна, чиста и драгоценна.


Прославлен будь, мой Господи, за Огня, нашего брата, 

которым ты ночь озаряешь, 

и сам он — красивый, весёлый, могучий и сильный» 

(Энциклика Laudato si’ «О заботе об общем доме», 87).

 

Наша вера укрепляется и становится более живой, когда мы благодарим Бога за то, что Он уже сделал для нас. А что Бог сделал с нами? Он сделал нас святыми, Он сотворил нас непорочными по образу и подобию Своему, Он искупил нас, Он будет сохранять нас в святости, как говорит один из гимнов Святой Четыредесятницы: quod redemisti Tu conserva, Christe— «кого Ты искупил, того и сохраняй, о Христе».

 

«Всегда спрашивайте у Духа, чего Иисус ожидает от Вас в каждый момент Вашей жизни и в каждом решении, которое Вы должны принять, чтобы распознать то место, которое оно занимает в Вашей собственной миссии. И позвольте Ему формировать в Вас эту личную тайну, отражающую Иисуса Христа в современном мире» (GE 23).

 

«Дай Бог, чтобы Вы поняли, какое слово, какое послание Иисуса [Святой Дух] хочет поведать миру через Вашу жизнь. Позвольте Духу преображать и обновлять Вас, чтобы это стало возможным, и Ваша драгоценная миссия не потерпела неудачи. [Однако, не забудьте, что] Господь доведёт её до завершения, несмотря на Ваши ошибки и плохие моменты, при условии, что Вы не оставите путь любви и всегда будете открыты Его сверхъестественной благодати, которая очищает и просветляет» (GE 24): «будучи уверен в том, что начавший в вас доброе дело завершит его до конца» (ср. Фил 1,6).

 

Поэтому «не бойтесь святости. Она не лишит Вас сил, жизни или радости. Совсем наоборот, ведь Вы станете тем, что задумал Бог, когда создал Вас, и будете верны собственному “я”. Зависимость от Него освобождает нас от рабства и ведёт к признанию собственного достоинства. Это нашло отражение в святой Джузеппине Бахите, которую похитили и продали в рабство в раннем возрасте, когда ей было только семь лет. Она много страдала от рук жестоких хозяев, но ей удалось понять глубокую истину о том, что Бог, а не человек, является подлинным Господином для каждого человека и для всей человеческой жизни. Этот опыт стал источником великой мудрости для скромной дочери Африки. 

 

В той мере, в какой [мы] возрастаем в святости, мы начинаем приносить больше плода для всего мира: “В духе новой евангелизации мы призваны быть евангелизируемыми и евангелизаторами через принятие всеми крещенными своей миссии как соли земли и света миру, где бы они ни находились”. 

 

Не бойтесь ставить более высокие цели и позволять Богу любить и освобождать Вас. Не бойтесь позволять Святому Духу вести Вас. Святость не делает Вас менее человечным, поскольку это встреча Вашей слабости с силой Божьей благодати. В сущности, как говорил Леон Блуа, в жизни “есть только одна печаль — не быть святыми”» (GE 31-34). 

 

Однако святости, радости и миру на этой земле препятствуют зло и грех. Прежде всего и больше всего речь идёт о высокомерии, о том грехе, который склоняет человека считать себя властелином творения, чувствовать себя его абсолютным царём, и использовать его не для целей, задуманных Творцом, а ради собственных интересов, во вред людям и другим творениям. Когда человек идёт по пути отказа от заповедей Божьих, от заповеди любви, в нём неизбежно утверждается закон насилия над слабыми. Высокомерие обитает в сердце человека и проявляется в алчности, в жажде неумеренного благополучия, безразличии к благу других, приводит к эксплуатации творения, людей и окружающей среды. Другой перестаёт быть благом для нас, в нём мы видим только соперника. 

 

Совсем по-другому мыслит апостол Павел: «Ничего не делайте по любопрению или по тщеславию, но по смиренномудрию почитайте один другого высшим себя. Не о себе только каждый заботься, но каждый и о других» (Фил 2,3-4). 

 

Вот что такое для Павла полнота радости! Радость будет полной, если между людьми будут милосердие и сострадание, если будет любовь друг к другу. Когда в общине нет единодушия, сразу начинаются разделения и раздоры. Дух соперничества и тщеславие разрушают единство и согласие мыслей и любви. Когда царит согласие, когда люди придерживаются единого образа мыслей, тогда они дорожат и единой взаимной любовью. Дух соперничества и тщеславие разрушают единство и согласие мыслей и любви. Грех, живущий в сердце человека, проявляется как невнимание к другим, как испорченное желание получить как можно больше для себя.

 

Перед этим вопросом Павел призывает к смирению: это значит в свободе Духа принять тот факт, что другой в общине заслуживает не меньшего уважения, чем я. Вот противоядие: пусть каждый ищет не только своего блага, но и блага других. Думаю, не нужно объяснять, что это требует от нас внимания к тому, каковы наши отношения с теми, кто находится с нами в одной общине, в одном монастыре, в одном приходе... Когда нет смирения, главным мотивом становится неутолимая жадность, которая считает удовлетворение любого своего желания своим правом, и которая рано или поздно уничтожит тех, кто господствует над творением.

 

Святейший Отец подчёркивает, что время Великого поста — это время принять в нашу жизнь победу Христа над грехом и смертью, дабы преобразующая сила Бога охватила всё земное творение. Вот для чего нужно это благоприятное время поста! Если мы не устремлены ко Христу, к Пасхе, к Воскресению, то в нас побеждает логика стремления получить всё и сразу! Если мы поддаёмся этому искушению, этой логике, то рискуем считать себя хозяевами нашей жизни, наших благ, самой вселенной, окружающей нас! 

 

В своём послании Франциск подчёркивает, что «если мы не будем постоянно стремиться к Пасхе, к горизонту Воскресения Христова, то нас захватит логика “всё и сразу”, ненасытного накопительства». Как только прервалось общение с Богом, прервались и отношения людей с окружающей средой, в которой они призваны жить, с садом, превратившимся в пустыню. 

 

Избавлением от этого является принятие того факта, что не мы сами дали себе жизнь, не мы выбрали наше призвание, но мы принадлежим Богу, Который даёт нам жизнь и всё, что мы имеем, Который зовёт нас следовать тем путём, который Он открыл перед нами. Вот зачем нужны жертвы в нашей жизни: чтобы мы отдали Богу то, что мы от Него получили: «Господи, Тебе жертвую, Тебе отдаю мою жизнь, мои блага, Тебе отдаю эту ситуацию, трудную для меня, разреши Ты эту ситуацию, просвети меня, чтобы я мог разрешить её согласно Твоему замыслу». 

 

Приближаясь к Пасхе, мы призваны обновить свои лица и сердца «через покаяние, обращение и прощение», и это задание вовлекает всё творение, дабы выйти «из рабства испорченности и прийти к свободе славы детей Божьих». Вот зачем нужны наши жертвы. Мы не должны бояться этих жертв, которых требует от нас путь, устремлённый ко Христу, и которые Церковь предлагает нам для нашего обращения, покаяния и обновления во Христе: молитва, пост и милостыня. Всё это — инструменты для того, чтобы через эти практики мы стремились ко Христу, возрастали в желании подражать Ему.

 

Четыредесятница Сына Божьего «была вхождением в пустыню творения, чтобы сделать её заново садом единства с Богом, которым она была до грехопадения». Подобным образом христиане призваны «всё более интенсивно и конкретно воплощать Пасхальную тайну в своей личной, семейной и общественной жизни», через те практики, те «жертвы», которые предлагает традиция Церкви с самого начала: молитву, пост и милостыню. 

 

Молитва означает «отказ от идолопоклонства и самодостаточности», благодарственная молитва освобождает нас от высокомерия. Пост, пишет Святейший Отец, означает отказ от искушения «поглощать всё ради удовлетворения своей жадности». А дела милосердия помогают нам «отказаться от безумия накопительства для себя, от иллюзии, будто можно обеспечить себе будущее, которое нам не принадлежит». Следуя этим путём, мы сможем «заново открыть для себя радость того замысла, который Бог вложил в творение и в наши сердца». И тогда мы также откроем, что любовь — единственный источник подлинного счастья.

 

Для этого каждый год Милосердный Бог через нашу Мать Церковь удостаивает нас ожидания Пасхальной Тайны в радости и чистоте сердца, чтобы мы, ревностно совершенствуясь в благочестии и в делах милосердия и участвуя в возрождающих таинствах, обрели полноту новой жизни во Христе воскресшем (ср. 1 Префация Великого Поста). Таким образом, каждый год Великий Пост предлагает нам путь, который всё больше приближает нас ко Христу: «Говорю так не потому, чтобы я уже достиг, или усовершился; но стремлюсь, не достигну ли я, как достиг меня Христос Иисус» (Фил 3,12). Великий Пост — это путь, который завершается в Пасхальное Триденствие страстей, смерти и воскресения Христовых, когда мы поистине переживаем слова апостола Павла: «Стремлюсь ко Христу, ибо Он уже достиг меня». 

 

Уподобление Христу — это дар бескорыстной и милосердной благодати Божией. Благодаря этому мы каждый год приближаемся к совершению спасения, залог которого уже получили благодаря тайне Пасхи Христовой. Этот путь спасения в надежде (ср. Рим 8,24) является динамичным процессом, который включает в себя всю историю и всё творение: «Ибо тварь с надеждою ожидает откровения сынов Божиих, потому что тварь покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего её, в надежде, что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божии» (Рим 8,19-21).