логин:

пароль:

> Архиепископ > Проповедь архиепископа Павла Пецци в Пепельную среду, 6 марта 2019 г.

Проповедь архиепископа Павла Пецци в Пепельную среду, 6 марта 2019 г.

7 марта 2019 г.

 

 

Дорогие братья и сёстры! 

 

Великий Пост — это время благоприятное, время, когда Церковь призывает нас с полной самоотдачей следовать по пути обращения и святости. Святость — это миссия, к которой каждый крещёный призван конкретным и уникальным образом, чтобы отражать радость Благой Вести, и которая воплощает какой-то аспект Евангелия в определенный момент истории (ср. Папа Франциск, Апостольское обращение Gaudete et exsultate «О призвании к святости в современном мире», 19). 

 

Эта миссия находит полноту своего смысла во Христе и может быть понята только через Него. В сущности, святость — это проживание вместе с Христом тайн Его жизни. Она состоит в том, чтобы личным, уникальным образом соединяться со смертью и Воскресением Господа, непрерывно умирать и воскресать вместе с Ним, как мы это делаем каждый год в Пасхальном Триденствии (ср. GE 20).

 

Пасхальное Триденствие предлагает нам открыть, что Христос — это Тот, Кто действует в нас и через нас Своей любовью, и значит святость — это не что иное, как любовь, переживаемая в полноте. Поэтому святость измеряется тем, насколько возрастает в нас Христос; тем, в какой мере мы силой Святого Духа строим свою жизнь согласно Его жизни (ср. GE 21). Это делает нас способными исполнять свою миссию, своё призвание, заботиться о них, но без тревоги, не беспокоясь ни о чём, выражая себя полностью в своих желаниях и просьбах перед Богом во Христе. В жизни христианина нет места для беспокойства, потому что он должен обретать покой через молитву в её разных формах: хвале, прошении, благодарении. 

 

Наша вера укрепляется и становится более живой, когда мы благодарим Бога за то, что Он уже сделал для нас. А что Бог сделал с нами? Он сделал нас святыми, Он сотворил нас непорочными по образу и подобию Своему, Он искупил нас, Он будет сохранять нас в святости, как говорит один из гимнов Святой Четыредесятницы: quod redemisti Tu conserva, Christe, "кого Ты искупил, того и сохраняй, о Христе". В той мере, в какой мы возрастаем в святости, мы начинаем приносить больше плода для всего мира: мы призваны быть евангелизаторами, свидетелями Благой вести через принятие своей миссии быть солью земли и светом миру везде, где бы мы ни находились. Не бойтесь позволять Богу любить и освобождать Вас. Не бойтесь позволять Святому Духу вести Вас. Святость не делает Вас менее человечным, поскольку это встреча Вашей слабости с силой Божьей благодати (ср. GE 31-34). 

 

Однако святости, радости и миру на этой земле препятствуют зло и грех. Прежде всего и больше всего речь идёт о высокомерии, о том грехе, который склоняет человека считать себя властелином творения, чувствовать себя его абсолютным царём, и использовать его не для целей, задуманных Творцом, а ради собственных интересов, во вред людям и другим творениям. Когда человек идёт по пути отказа от заповедей Божьих, от заповеди любви, в нём неизбежно утверждается закон насилия над слабыми. Высокомерие обитает в сердце человека и проявляется в алчности, в жажде неумеренного благополучия, безразличии к благу других, приводит к эксплуатации творения, людей и окружающей среды. Другой перестаёт быть благом для нас, в нём мы видим только соперника. 

 

Совсем по-другому мыслит апостол Павел: "Ничего не делайте по любопрению или по тщеславию, но по смиренномудрию почитайте один другого высшим себя. Не о себе только каждый заботься, но каждый и о других" (Фил 2,3-4). 

 

Когда в общине думают по-разному, несогласно, то сразу начинаются разделения, раздоры. Дух соперничества и тщеславие разрушают единство и согласие мыслей и любви. Грех, живущий в сердце человека, проявляется как невнимание к другим, как испорченное желание делать всё согласно своей воле. 

 

И вот каково противоядие: пусть каждый ищет не только своего блага, но и блага других. Когда царствует согласие, когда люди придерживаются единого образа мыслей, тогда они дорожат и единой взаимной любовью. Думаю, не нужно объяснять, что это требует от нас внимания к тому, каковы наши отношения с теми, кто находится с нами в одной общине, в одном приходе... 

 

Время Великого поста — это время принять в нашу жизнь победу Христа над грехом и смертью, дабы преобразующая сила Бога охватила всё земное творение. Вот для чего нужно это благоприятное время поста! 

 

Если мы не устремлены ко Христу, к Пасхе, к Воскресению, то в нас побеждает логика стремления получить всё и сразу! Если мы поддаёмся этому искушению, этой логике, то рискуем считать себя хозяевами нашей жизни, наших благ, самой вселенной, окружающей нас! Если мы не будем постоянно стремиться к Пасхе, к горизонту Воскресения Христова, то, безусловно, нас захватит логика безудержного, ненасытного потребительства. 

 

Как только прервалось общение с Богом, прервались и отношения людей с окружающей средой, в которой они призваны жить, с садом, превратившимся в пустыню. Избавлением от этого является принятие того факта, что не мы сами дали себе жизнь, не мы выбрали наше призвание, но мы принадлежим Богу, Который даёт нам жизнь и всё, что мы имеем. Который зовёт нас следовать тем путём, который Он открыл перед нами. 

 

Таким образом, ежегодный Великий пост — это тот путь, который должен всё больше приближать нас ко Христу: "Говорю так не потому, чтобы я уже достиг, или усовершился; но стремлюсь, не достигну ли я, как достиг меня Христос Иисус" (ср. Фил 3,12). Великий Пост — это путь, который завершается в Пасхальное Триденствие страстей, смерти и воскресения Христовых, когда мы поистине переживаем слова апостола Павла: "Стремлюсь ко Христу, ибо Он уже достиг меня". Уподобление Христу — это дар бескорыстной и милосердной благодати Божией. 

 

Приближаясь к Пасхе, мы призваны обновить наши лица и сердца через покаяние, обращение и прощение, и эта задача вовлекает в себя всё творение, чтобы мы могли выйти из рабства греха и прийти к свободе славы детей Божьих. Вот зачем нужны жертвы в нашей жизни: чтобы мы отдали Богу то, что мы от Него получили: «Господи, Тебе жертвую, Тебе отдаю мою жизнь, мои блага, Тебе отдаю эту ситуацию, трудную для меня, разреши Ты эту ситуацию, просвети меня, чтобы я мог разрешить её согласно Твоему замыслу». Христиане призваны всё более интенсивно и конкретно воплощать пасхальную тайну в своей личной, семейной и общественной жизни, через те практики, те жертвы которых требует путь стремления ко Христу, путь подражания Христу, и которые Церковь предлагает нам для нашего обращения, покаяния и обновления во Христе: это молитва, пост и милостыня. 

 

Молитва — это отказ от идолопоклонства и самодостаточности. Благодарственная молитва освобождает нас от высокомерия. В молитве, и особенно в литургической молитве мы учимся зависеть только от Бога, и освобождаемся от того, что порабощает нас, от мнения других, от шантажа результатов. Для этого я советую вам найти один день в неделю, чтобы размышлять об одной странице Евангелия: например, воскресного Евангелия. Таким образом мы приучаем наши глаза созерцать события Страстной недели, достигающие своей кульминации в день Пасхи. 

 

Пост ставит нас в такую же позицию, какую занимал человек до грехопадения: не в одном только хлебе нуждается человек, но прежде всего в том, чтобы пребывать в Боге и перед Ним. «Поститься — это значит научиться по-другому относиться к нашим ближним и творению: отказаться от искушения всё подряд «поглощать» в стремлении утолить свой ненасытный голод, и предпочесть ему готовность страдать из-за любви, ибо только так и можно заполнить пустоту в своём сердце» (Папа Франциск, Послание на Великий пост 2019 г.). Конкретно, я предлагаю вам один вечер в неделю «поститься» от телефона, телевизора, интернета, чтобы вместо этого смотреть на того, кто рядом с вами: на мужа, жену, детей, друзей. 

 

Милостыня помогает нам видеть в другом человеке брата. «Радуйся добру других, как своему собственному и желай, чтобы их ставили во всём впереди тебя, и делай это с искренним сердцем. Так ты победишь зло добром, далеко прогонишь дьявола и принесёшь радость сердцу» (GE 117). «Подавать милостыню, чтобы вырваться из заколдованного круга бессмысленного эгоистического накопительства в тщетной надежде обеспечить таким образом своё будущее, которое на самом деле нам не принадлежит» (Послание на Великий Пост 2019). 

 

И тогда мы заново откроем радость замысла, который Бог вложил в творение и в наши сердца, тогда мы откроем, что любовь — это единственный источник подлинного счастья.

 

*** 

 

Фото Ольги Хруль