логин:

пароль:

> Архив > Новости за 2018 год > Вызов Адвента – нести весть о Христе, радость, любовь и надежду

Вызов Адвента – нести весть о Христе, радость, любовь и надежду

12 декабря 2018 г.

 

 

Очередная встреча архиепископа Павла Пецци с взрослыми мирянами московских (и не только) приходов началась, как обычно, с размышления владыки, задавшего темы для обсуждения в малых группах. "Господа Бога святите в сердцах ваших; будьте готовы всякому, спрашивающему об уповании вашем, дать ответ с кротостью и благоговением", - эти слова апостола стали исходной точкой для размышлений архиепископа. Мир нуждается в надежде; но надежда – это то, что сегодня трудно найти. Если наше сердце пусто, в нём нет надежды; если в нём господствует Бог, наше свидетельство легко, естественно и почти спонтанно. 

 

Крещение, в котором мы соединены со Христом, может спать в нас многие годы, если мы не развиваемся, не углубляем его, не находимся в связи с живым Богом. О такой связи, умении услышать голос Бога Живого и ответить ему в надежде свидетельствует история Авраама, который "поверил Богу сверх любой другой надежды" – надежда лежит в самом основании библейской веры. 

 

prev
next

 

Мир сегодня отдаляется от Бога, отсюда впечатление, что сам Бог покидает наше время. Зло, как и добро, стремится распространяться; особенно зло, на которое мы соглашаемся. В первую очередь разрушаются взаимоотношения, это и не даёт нам смотреть в будущее с надеждой, результат этого процесса — кризис доверия в семьях. Чем меньше в нас доверия Богу, тем меньше остаётся человечности в отношениях. 

 

Поэтому нам надо проверить нашу любовь. Любовь, подобная любви Иисуса, даёт полноту радости и свободы, в отличие от любви, предлагаемой миром, которая порабощает, использует и выбрасывает. Нам надо учиться прощать, принимать другого, любить. Слова Иисуса помогают строить истинные человеческие отношения. 

 

Святой Папа Павел VI писал в Evangelii nuntiandi, что возвещать Евангелие должны не унылые и раздражительные проповедники, а служители, получившие радость Христа. Святой Дух подталкивает нашу надежду вперёд. Надежда — не что-то статичное, что нужно хранить в замороженном виде, а живой и динамичный дар, который возрастает, когда мы его используем. 

 

Мы должны быть верными Христу во всей нашей традиции и истории, но одновременно быть готовыми рисковать для будущего. Вместе с Петром любить Христа, не видя, и радоваться о Нём радостью неизречённою; быть носителями надежды не только для семей, но и для всего общества. 

 

Папа на покое Бенедикт XVI в энциклике Deus caritas est пишет: мы уверовали в любовь Бога; у истоков христианства — не идеи, а встреча с событием, с Личностью. Вызов Адвента — нести эту весть о Христе, радость, любовь и надежду всем семьям. 

 

После 40-минутного обсуждения размышлений владыки Павла в малых группах итогами совместных размышлений и обмена христианским опытом поделились модераторы:

 

Невозможно быть христианином только в Церкви, не будучи им в повседневной жизни: на работе, на учёбе, в своей семье, с друзьями. Как свидетельствовать о Христе? Лучшее свидетельство — это не навязчивые слова, а то, как мы себя ведём ежедневно, как относимся к другим. Например, окружающие нас люди очень ценят миротворчество: не участвовать в сплетня, слухах, пытаться примирить конфликтующих, не пытаться использовать другого. Без Христа невозможно просыпаться каждый день с надеждой, доверием к Богу и ближнему, невозможно выдерживать долгое время рядом другого — который может предать, заболеть, у которого может портиться характер. А благодаря Богу и Церкви может получиться прожить в браке, например, и год, и двадцать, и тридцать семь. 

 

Как привести семьи к христианской жизни? Многие вырастают в семьях, где декларируется плюрализм: «У каждого может быть своё мнение», но этот плюрализм превращается в релятивизм: «не нужно обсуждать эти мнения, пусть каждый думает как хочет». В нашем обществе теряется само понятие истины, само представление о том, что истина существует, единая для всех, а не истина как частное мнение. К Богу приводят разные пути – кого-то чисто интеллектуальный путь чтения и анализа, кто-то получает импульс от Бога как детскую интуицию – писать записки Богу. Но эти импульсы нужно уметь разглядеть в своей жизни. А границы чисто теоретического познания Бога указал такой интеллектуал, как Фома Аквинский, для которого все его писания были как солома после мистического видения. Нам нужно наполнение Святым Духом, которое даёт молитва, и если я анализирую свою жизнь, то уныние и отсутствие надежды появляются вследствие недостатка молитвы.

 

Возвращаясь к семье – что является основанием для семьи? – на это вопрос молодого катехумена взрослые миряне дружно ответили: любовь. Но любовь не как одно лишь собственное воодушевление, а любовь, которой мы учимся у Иисуса, глядя на Распятие, читая Евангелие. Эта любовь реализуется в заботе, принятии любимого человека с его особенностями и недостатками, ответственности за семью. Мы даём обет прикладывать все силы, зная, что их не будет достаточно, но надеясь на благодать. Важна наша готовность быть на том месте, где мы нужны. Мы регулярно встречаемся в учёбе, в работе с вызовами современного мира, и иногда нужно наше решение – могу ли я оставаться на этом месте в согласии со своей христианской совестью? Подчас мы можем только исполнять свои светские обязанности – но при этом можем отдать трудное дело, решение вопроса (для медиков – подчас жизни и смерти) Богу. Наше fiat, «да будет воля Твоя», сказанное Богу в конкретных ситуациях жизни раз за разом, приводит к пониманию, что результаты такого доверия Богу всегда добрые, Бог работает, и результаты Его работы превышают то, чего я мог бы добиться сам. Так буквально видим в своей жизни слова апостола: «от терпения происходит опытность, от опытности надежда, а надежда не постыжает». Опыт убирает обиды на Бога. Надежда – дар от Бога, но мы отвечаем за то, как он развивается в нас, в сотрудничестве с благодатью. 

 

Таковы примеры нашего опыта. Это и реализованный совет епископа Павла, услышанный на предыдущей встрече: относиться к детям не как к собственности, а как к дару от Бога – в результате за два с небольшим месяца, прошедшие после встречи, значительно легче стали отношения с ребёнком – даже маленьким ребёнком, не подростком. Это тяжёлые минуты, из которых невозможно было бы выйти без участия Бога; и это понимание рождает благодарение. Это и воспитание в себе доверия к Богу вновь и вновь, которое бывает непросто реализовать в своей жизни не теоретически, но в каждой конкретной новой непростой ситуации. 

 

Но что делать, если надежда не обновляется? Как распознать надежду? Этот вопрос крайне важен для существования, потому что если надежды нет, то я умираю. Надежда неотделима от веры, и таким образом мы привлекаем весь свой предыдущий реальный опыт, что-то, что мы уже испытали прежде, чтобы наша надежда постоянно обновлялась. Также вопрос надежды связан со зрелостью веры. Подлинная надежда отличается от иллюзии самоутешения. Важно личное свидетельство человека, нужно являть воскресение Христа всей своей жизнью, тогда и мои слова будут иметь вес. Также мы говорили о том, как важно для ребенка иметь основание, веру в Бога, даже если потом он будет проверять её, отходить и возвращаться, но у него будет твёрдая основа, на которой он сможет выстроить свою надежду, если захочет этого. 

 

И как ответ на многие вопросы, поднятые на встрече с владыкой, на следующий же день пришли слова из личного чтения на Адвент – книги о. Генри Нувена «Постижение. Три ступени духовной жизни»: 

 

"Если признать, что каждый из нас отвечает ЗА страдания человечества, такой груз раздавит. Но когда мы осознаём, что наше призвание — ответить не ЗА, а НА эти страдания, мы обретём подлинную свободу. Из внутреннего единения с людьми, которые теперь становятся собратьями, рождаются первые попытки утешить и помочь страждущим. 

 

Сострадание, идущее из глубин души, открывает нам наше место во всеобщей истории. Мы не призваны решать какие-то глобальные теоретические задачи. Наше призвание — откликаться на конкретные события, с которыми мы сталкиваемся каждый день. Человек, готовый сострадать, больше не воспринимает проявления зла и смерти в окружающем его мире как досадные помехи на своём пути. Он смотрит на них как на путь к духовному возрождению для себя и для тех, кто рядом. Всякий раз, когда рядовые люди отзываются на события внешнего мира обновлением своих сердец, они открывают неиссякаемый источник великодушия и новой жизни, несущий людям надежду". 

 

Владыка Павел подвёл итоги обсуждения новым кратким размышлением:

 

Что значит быть христианином? быть христианской семьёй? — стремиться к святости. Это стремление динамично и драматично. Распознавать, что меняет меня: что отягощает, что помогает идти быстрее к цели. "Святите Господа Бога в ваших сердцах" — программа стремления к святости. Каждое утро начинать с надеждой помогает благодарность, которая должна предшествовать любому обсуждению, оценке, критике. Начинать утро с проблем — риск. Исходить из благодарности — это меняет взгляд на себя, на наших супругов, на детей, на всю реальность. Чтобы свидетельствовать о чём-то, нужно этого желать, а желание поддерживается благодарностью. 

 

Иисус говорит: "будьте моими свидетелями до края земли", не указывая конкретно, как это делать — способ свидетельства отдан творчеству апостолов. 

 

Доверие в семье — необходимая основа, но оно не рождается по декрету, необходимо прежде признание того, что эта семья — моё призвание. Если я уверен в своём призвании — я готов всегда дать новый шанс, снова и снова попробовать доверять. Найти в себе надежду — открыть, что раз Бог меня зовёт, даёт мне эту жизнь и это призвание, то Он даёт мне силы до конца. Есть моменты, когда человек эту верность, голос зовущего Бога должен открыть в себе самом. 

 

Заключительная тема встречи – «Откуда берутся дети?» – стала свидетельством веры: наши прихожанки рассказали о своём опыте усыновления. 

 

Мария: «С одной стороны, это, безусловно, призвание и это должно созреть, с другой стороны - взять ребенка это больше, чем порадовать его семьёй или себя хорошим поступком. Это акт милосердия и справедливости, а для ребенка - жизненная необходимость находиться именно в семье, и совершенно необязательно в полной и благополучной. Если говорить про нашу историю, то решение взять под опеку Дашу было принято мной моментально в тот момент, когда я узнала, что её очередной раз отдали в приют, и судя по всему, навсегда. Я поняла, что кроме нас с Тимуром (без которого я вряд ли бы решилась на такой шаг), судя по всему, ребёнка взять некому и выхода нет, надо брать. Я вот даже как-то ни минуты не сомневалась, потому что была уверена, и сейчас уверена, что никакой ребёнок не должен находиться в учреждении ни одного дня». 

 

Юлия: «Маша меня закидает помидорами, но у меня всё было иначе. Я просто в какой-то момент поняла, что взять ребёнка – это то, что мне сейчас стоит сделать. Не должна, не хочется, а нужно. Причем, за несколько лет до этого вопрос вставал, но я совершенно не видела возможности (как не вижу сейчас, например). И дальше была сплошная мистика – эти несколько лет были самыми понятными в жизни, как будто дорогу освещает фонарь, и всегда ясно, куда делать следующий шаг. Или как будто я выпила эликсир удачи (любишь ли ты Гарри Поттера, как люблю его я?) и точно знаю, куда мне надо сегодня пойти и что сказать. Кстати, это не значит, что мне не было страшно или тяжело. Но непонятно не было».

 

 

Подготовил Сергей Сабсай

Фото Ольги Дубягиной (1-5) и Ольги Хруль (6-10)