логин:

пароль:

> Архив > Новости за 2018 год > Архиепископ Павел Пецци: к кончине кардинала Торана

Архиепископ Павел Пецци: к кончине кардинала Торана

9 июля 2018 г.


Дорогие братья и сёстры!



Вечером 5 июля вернулся в Дом Отца кардинал Жан-Луи Торан, президент Папского совета по межрелигиозному диалогу, человек глубокой веры и личного мужества. Хороша известна его любовь к Христу и образцовое служение Матери Церкви, несмотря на тяжесть болезни. Папа Франциск выразил твёрдую надежду, что Господь приветствует своего слугу - в покое и радости, которые никогда не кончатся.



Мне особенно запомнилось одно из его последних выступлений - в апреле этого года в Эр-Рияде, столице Саудовской Аравии. Это, я думаю, историческая речь. Очень советую прочесть её и прошу присоединиться к молитве Церкви о Царствии Небесном для верного слуги Господа.



Архиепископ Павел Пецци

 

 

***


Речь Его Высокопреосвященства кардинала Жан-Луи Торана, Председателя Папского совета по межрелигиозному диалогу, при посещении Его Превосходительства Шейха Мухаммада Абдул Карим Аль-Исса, Генерального секретаря Всемирной исламской лиги.



Эр-Рияд, Королевство Саудовская Аравия, 14 апреля 2018 года



Ваше Превосходительство!

Дорогие друзья из «Рабита»!

 

Божественное Провидение направило вас в Рим на встречу со Святейшим Отцом Папой Франциском и с нами в Папском совете по межрелигиозному диалогу 21 сентября 2017 года, а теперь привело и нас в Королевство Саудовской Аравии.



Здесь родился ислам, это родина двух самых важных святынь для мусульман, Мекки и Медины. Именно к Мекке мусульмане обращают свои лица в любой точке земного шара, тем самым устремляясь к Лику Всемогущего Бога; именно на эту землю приходят миллионы мусульман совершить хадж или умру.



Наши святые места, будь они на Святой Земле, в Риме или где-либо еще, вместе с многочисленными святилищами во многих странах мира, всегда открыты для вас – наших мусульманских братьев и сестер. Они открыты для верующих других религий, а также для каждого человека доброй воли, не исповедующего никакой религии.



Мечети во многих странах также открыты для посетителей. Это своего рода духовное гостеприимство, которое помогает делиться взаимными знаниями и дружбой, одновременно противодействуя предубеждениям.



С тех пор, когда вы, Ваше превосходительство, возглавили Всемирную исламскую лигу, вы неутомимо трудитесь с большой открытостью, усердием и решительностью. Я не буду перечислять здесь ваши многочисленные инициативы, но я прекрасно знаю, что вы делаете все возможное, чтобы ваша организация «Rabita» и ее программа в полной мере оправдывали свое название. Арабское слово rabita означает «связь». Значит, это название говорит о развитии отношений, строительстве мостов – о делах, столь важных для Папы Иоанна Павла II, а теперь для Папы Франциска. Именно этим вы занимаетесь не только среди мусульман, но и среди верующих других религий, особенно христиан.



Религия – это самое драгоценное, что есть у человека. Вот почему некоторые люди, поставленные перед выбором «вера или жизнь», выбирают веру, платя высочайшую цену: отдают свою жизнь. Это мученики всех религий и всех времен.



Мы все знаем, что, хотя для сообщества верующих существует только одна религия, трактовать ее можно по-разному. Вот почему во всех религиях есть радикалы (но есть, к счастью, и мудрые люди!). Радикалы, фундаменталисты или экстремисты могут проявлять значительное усердие, но, к сожалению, они отклонились от разумного и мудрого понимания своей религии. Кроме того, они рассматривают тех, кто не разделяет их убеждения, как неистинных верующих, неверных, кафиров. По их мнению, кафиров нужно «обратить» или уничтожить, чтобы сохранить чистоту религии. Такие заблуждающиеся братья и сестры легко переходят от радикализма к насилию во имя религии, включая терроризм. Эти люди убеждены сами или их убедили посредством промывания мозгов, что они служат Богу! Но на самом деле они только искалечили себя, уничтожили других, нанеся вред своей религии и единоверцам. Этим людям нужна наша молитва и помощь, чтобы вернуться к здравомыслию, нормальности и разумному пониманию религии.



Мы, христиане и мусульмане, любим нашу религию, мы хотели бы призвать других принять ее. Так мы понимаем наш религиозный долг. Для христиан это миссия или евангелизация; для мусульман – дават, проповедь ислама. В Коране сказано: «Призывай на путь Господа мудростью и добрым увещеванием» (16, 125) – это правило, которое могут принять и христиане. Это правило исключает определенные отношения и практики, но взамен предлагает другие: такова этика миссии. Наше общее согласие с этой этикой чрезвычайно важно для уважительных и мирных отношений.



Исключим из давата и миссии любые попытки утверждения одной религии за счет других: религию можно предложить, но никогда не навязывать, пусть это предложение будет принято или отклонено. Угроза – это также применение насилия с целью добиться обращений. Коран утверждает: «Нет принуждения в религии» (2, 256), и эти слова имеют основополагающее значение для свободы совести и религии.



Если мы согласны, что принуждение в делах религии недопустимо, то другое правило заключается в том, чтобы не «покупать» новообращенных, предлагая им деньги или привилегии: работу, карьеру, гранты на учебу. Вот почему гуманитарная помощь, обещанная за смену религии, неэтична и недопустима. Людям, нуждающимся в помощи, верующий должен помогать ради Бога, li-wajh Allah (ради Божьего Лика) и из чувства гуманности.



Есть еще один пункт, по которому мы должны договориться – выработать общие правила строительства мест для богослужений. Это одна из тех областей, где некогда между нашими сообществами существовала большая конкуренция.



Место поклонения должно отвечать реальным потребностям той или иной религиозной общины, которая нуждается в подходящем здании для совместной публичной молитвы. Архитектура культовых сооружений должна гармонировать с городским ландшафтом и соответствовать справедливым законам государства, которые касаются урбанистики. В таких случаях религия не выше закона, но подчиняется закону. Ко всем религиям следует относиться одинаково, без дискриминации. Ко всем верующим, а также гражданам, которые не исповедуют никакой религии, следует относиться одинаково. «Полноправное гражданство» для всех граждан это ключевое понятие для всех стран мира, становящихся все более межрелигиозными и межкультурными. Таким образом, верующие – все без исключения – также и граждане. Мы не говорим «граждане или верующие», но «граждане и верующие».



«Правила» и принципы, которые я предлагаю, кажутся мне вполне справедливыми. Именно это делает нас, а также наши религии, заслуживающими доверия. Двойные стандарты, как мы все знаем, наносят ущерб образу человека, сообщества, страны и религии.

 

 

Кроме того, если мы не откажемся от двойных стандартов для нас как верующих, религиозных учреждений и организаций, мы будем способствовать – конечно, даже не задумываясь, – развитию исламофобии или христианофобии. Теперь скажем позитивно – золотое правило ислама, христианства и других религий велит нам делать для других то, что мы хотели бы для себя.



Ваше Превосходительство! Дорогие друзья! За последние пятьдесят лет мы преодолели много препятствий – например, осознали различие между прозелитизмом и миссией. Большую важность приобрело личное свидетельство и взаимная молитва. В результате культурного кризиса в нашем мире, когда оказались утрачены ориентиры, вновь вернулось стремление к иррациональному. В такой ситуации долг духовных лидеров не допустить, чтобы религии служили идеологии.



Другая обязанность религиозных лидеров – воспитание: это крайне необходимо. Мы призваны быть педагогами, а также быть честными. Честность обязывает нас признать, что некоторые из наших единоверцев, например, террористы, не ведут себя достойно. Терроризм – это постоянная угроза, поэтому мы должны высказывать свою позицию ясно и никогда не пытаться оправдать терроризм религиозными мотивами. Террористы хотят показать, что нам невозможно жить вместе. Но мы уверены в обратном! Мы должны избегать агрессии, невежества и оскорбления других религий.



Религиозный плюрализм – это приглашение задуматься о нашей вере, потому что каждый истинный межрелигиозный диалог начинается со свидетельства о своей вере. Мы не говорим, что все религии равны, но что все верующие, все искатели Бога и все нерелигиозные люди доброй воли равны в своем достоинстве. Каждый человек свободен исповедовать ту религию, которую он или она выбирает. То, что угрожает всем нам, – это не столкновение цивилизаций, а столкновение невежества и радикализма. Совместной жизни грозит прежде всего невежество; поэтому встречаться, беседовать друг с другом, узнавать друг друга, строить что-то вместе – это приглашение выйти навстречу другому, чтобы лучше узнать и самого себя.



Давайте же объединим наши усилия, чтобы Бог, который создал нас, был мотивом не разделения, но единства. Выражаю благодарность Всемогущему Богу и радость, что Папский совет наблюдает за усилиями «Рабита», где строятся позитивные и конструктивные отношения с верующими других религий, особенно с христианами. Мы поощряем и поддерживаем эти усилия – ведь особые религиозные и духовные связи между нами становятся особенно тесными из-за большого количества мусульман и христиан в мире. В большинстве стран мира мусульмане и христиане живут вместе. Нам приходится выбирать: либо мирные и дружеские отношения, либо, да не допустит Бог, конфликтные отношения. Мир во всем мире во многом зависит от мира между христианами и мусульманами!



Подписание Декларации о намерениях между «Рабита» и Папским советом по межрелигиозному диалогу – это важный шаг на пути братства, дружбы и сотрудничества, ради чего мы все усердно работаем. Пусть Бог благословит наши усилия, направленные к вящей славе Божией, во благо мусульман и христиан и всего человечества!



Спасибо вам, Ваше Превосходительство, за вашу доброту, великодушие и дружбу, столь дорогие для всех нас! Выражаем нашу благодарность также и всем вашим сотрудникам.

 

***

 

 

Кардинал Жан-Луи Торан, президент Папского совета по межрелигиозному диалогу, скончался вечером 5 июля в Хартфорде (США), где находился на лечении в церковном медицинском учреждении, в возрасте 75 лет.



Иерарх родился во французском городе Бордо 5 апреля 1943 года. Закончив местную духовную семинарию, учился в Папском Григорианском университете, в Папской церковной академии в Риме и в Католическом институте в Тулузе.



Был рукоположён в священники в 1969 году и через шесть лет призван на дипломатическое служение Святейшего Престола. С 1990 по 2003 год занимал должность секретаря по связям с государствами при ватиканском Государственном секретариате. Святой Иоанн Павел II хиротонисал прелата в 1991 году и назначил его кардиналом в 2003 году; в том же году иерарх занял должность Архивариуса и библиотекаря Святой Римской Церкви. В 2007 году Жан-Луи Торан был назначен председателем комиссии Римской Курии по межрелигиозным отношениям с мусульманами и президентом Папского совета по межрелигиозному диалогу. В 2013 году он объявил из центральной лоджии Ватиканской базилики об избрании на Апостольский Престол Папы Франциска. В последние годы жизни кардинал страдал болезнью Паркинсона.



Со смертью Жан-Луи Торана Коллегия кардиналов состоит из 225 иерархов, из которых 124 избирателя и 101 без права голоса.

 

***


Перевод речи - Информационная служба Архиепархии.

Текст биографии - от vatican.news

Фото Pierpaolo Scavuzzo

 

 

 

Литургический календарь

23 июля 2018г.

 

Св. Бригитта Шведская, монахиня

 

Мих 6, 1-4. 6-8; Пс 50 (49), 5-6. 8-9. 16bc-17. 21 и 23 (Пр.: 23b); Мф 12, 38-42

 

В Европейской части России:


Св. Бригитта Шведская, монахиня, покровительница Европы. Праздник

 

Лкц: том VI

 

Гал 2, 19-20; Пс 34 (33), 2-3. 4-5. 6-7. 8-9 (Пр.: 9а); Ин 15, 1-8


Св. Иоанн Кассиан (+435)