логин:

пароль:

> Архиепископ > Проповедь архиепископа Павла Пецци на Святой Мессе освящения мира и благословения елеев в Москве

Проповедь архиепископа Павла Пецци на Святой Мессе освящения мира и благословения елеев в Москве

28 марта 2018 г.

 

Дорогие собратья во священническом служении!

Возлюбленные братья и сёстры!

 

Мы уверовали в Христа, — Того, Кто есть «Альфа и Омега, начало и конец», «свидетель верный» (Откр 1, 5.8). Это — основное выражение нашей веры: то, в силу чего наша вера стоит или падает; это также — главное решение нашей жизни: встретив Христа, уверовать в Него, и последовать за Ним.

 

Недавно я вновь нашёл слова Сёрена Кьеркегора, которые когда-то меня глубоко поразили, и которые я хочу сегодня вам прочитать: «Правда, протекло восемнадцать веков со дней земного существования Иисуса Христа, но событие это нельзя приравнивать к другим событиям, которые сначала как минувшие переходят в историю, а затем как давно минувшие предаются забвению. Нет, пребывание Иисуса Христа на земле никогда не станет чем-то минувшим, не говоря уже о том, чтобы стать чем-то все более и более отходящим в глубь времен и теряющим свое значение; этого не может быть, раз только на земле живет вера в Него; если же она исчезнет, тогда в ту же минуту Его земная жизнь становится давно минувшей. Напротив, пока жив хоть один верующий, этот последний, чтобы стать верующим, должен начинать с того, чтобы чувствовать себя таким же современником земной жизни Христа, как заправские современники Его. Такая современность Христу - условие веры. вернее сказать – и есть вера» (С. Кьеркегор, Введение в христианство, Предисловие).

 

Я думаю, что эти слова Кьеркегора хорошо говорят о том, что лежит у истоков нашего христианского опыта и призвания: это встреча с событием, с живой Личностью Христа; встреча, которую мы призваны углублять, заново завоёвывать на каждом этапе нашей жизни и нашего призвания.

 

Что позволяет мне сегодня веровать в Иисуса Христа? Какое-то моё особое усилие? Правильное повторение каких-то доктринальных формул? Нет, ничего подобного. Вера в Иисуса Христа – это опыт совпадения, соответствия между Личностью Христа и моей человечностью, которые я переживаю в настоящем. И в этом опыте соответствия заключена разумность и обоснованность моей веры. 

 

 

Отсюда рождается благодарность. Благодарность за дар жизни и призвания, за дар творения, благость которого я открываю. Это благодарность за дар встречи с общиной Церкви, в которой я переживаю это соответствие, благодарность за самого себя как дар, несмотря на все мои недостатки и предательства. 

 

Как говорит древняя простая молитва, которую Церковь предлагает нам читать каждое утро: «Славлю Тебя, мой Боже, и люблю Тебя всем сердцем. Благодарю Тебя за то, что Ты сотворил меня, соделал христианином и сохранил от смерти этой ночью. Тебе отдаю все мои сегодняшние поступки — да будут они угодны Тебе и служат Твоей славе».

 

Литургический год, который достигает своей вершины, своего центра в эти дни Страстной недели, является главным инструментом углубления веры, потому что литургия готовит нас ко встрече с Иисусом Христом в настоящий момент нашей жизни. Сама литургия становится этой встречей: каждое богослужение, каждое празднование литургического года – это не просто повторение или театральное представление событий, произошедших в далёком прошлом, но всегда новое присутствие среди нас Того, Кто есть «свидетель верный, первенец из мертвых и владыка царей земных» (Откр 1, 5), потому что на Нём почивает Дух Господень, всегда пребывающий в настоящем, в «ныне» человеческой истории. 

 

Согласно Евангелию, которое мы только что услышали, Дух Святой пребывает на Иисусе, потому что Он был помазан во Христа, Мессию. Помазание, о котором говорит Иисус в синагоге в Назарете, читая пророчество Исайи и относя его прямо к Себе, является настоящим «освящением», и это помазание тесно связано с миссией помазанника и определяет её: «благовествовать нищим, исцелять сокрушённых сердцем, проповедовать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу, проповедовать лето Господне благоприятное».

 

Иисус вернётся к этому освящению в Своей Первосвященнической молитве, простирая, если можно так сказать, Своё освящение и свою миссию на апостолов: «Освяти их истиною Твоею; слово Твоё есть истина. Как Ты послал Меня в мир, так и Я послал их в мир. И за них Я посвящаю Себя, чтобы и они были освящены истиною» (Ин 17, 17-19). В своём Евангелии Иоанн уже выразил это событие освящения в словах, которые Иисус говорит Никодиму: «Так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин 3, 16).

 

Эхом этого освящения является сегодняшняя Святая Месса освящения мира и благословения елеев катехуменов и больных. И в начале этой Мессы мы молились как раз о том, чтобы стать причастниками посвящения Христа. Это дело освящения тесно связывает Отца, Который освятил Сына и послал Его в мир, с Сыном, Который освятил Себя, и с учениками, апостолами, и с теми, кто благодаря им уверует в Иисуса Христа, то есть с нами. Мы можем сказать, что от этого освящения зависят наше призвание и наша миссия, потому что во Христе они образуют одно неразрывное целое. Иисус, освящая Себя, выражает тем самым Свою полную принадлежность Отцу и, следовательно, Свою полную отдачу Себя нам, людям. Освящая Себя, Иисус приносит Себя в жертву. Иисус, Помазанный Духом Святым в «ныне» всей истории Сам является посланником, священником, который пребывая в отношениях с Отцом, может также полностью стать Жертвой – той Жертвой, Которую в «ныне» всей истории священники будут приносить для народа Божьего во время совершения таинства Евхаристии. 

 

Господь каждому дал своё призвание. Но нас, священников, Он особым образом включил в Своё освящение. Иисус подлинно есть истина, очищающая и освящающая нас. В Него мы должны погрузиться, или облечься, как говорит апостол Павел (ср. Рим 13, 14), участвовать в Его священстве, стать причастниками Его освящения, миссии и Жертвы (ср. Йозеф Ратцингер (Бенедикт XVI), Иисус из Назарета). Иисус хочет, чтобы мы были причастниками Его освящения, чтобы мы пребывали в Сыне, и, таким образом, смогли продолжить служение Христа –  стать жертвой, быть близкими к народу Божиему, нам вверенному, как говорил нам, епископам, Святейший Отец Франциск во время нашего недавнего визита Ad limina. 

 

Дорогие священники!

Я передаю вам эти слова, потому что вы, тесно связанные с епископом в едином теле общины Церкви, являетесь руками Христа, которые простираются на народ Божий. Вам я говорю: «Питайте ваши отношения с Христом и будьте близкими к народу!» Аминь.

 

 

Фото Ольги Дубягиной