логин:

пароль:

> Архив > Новости за 2018 год > Пастырское послание Архиепископа Павла Пецци на Великий пост

Пастырское послание Архиепископа Павла Пецци на Великий пост

13 февраля 2018 г.




«Встань, пробудись,

восстань из мёртвых,

и осветит тебя Христос!»

(ср. Еф 5,14)

 


 

 

 

 

 

 

 

Дорогие собратья во священстве,

 

монашествующие,

 

верные Народа Божия!

 

 

 



Возлюбленные во Христе братья и сёстры!

 

 

 



    «Встань, пробудись, восстань из мёртвых, и осветит тебя Христос!» — эти слова апостола Павла мы часто поём в конце богослужения Крестного пути и в течение всего Великого поста. Да станут они содержанием этого времени благоприятного, которое Церковь дарует нам каждый год для обращения к Богу, для очищения наших душ и для того, чтобы мы с обновлённой надеждой продолжили наш земной путь. Именно этим сознанием должен быть наполнен тот миг каждое утро, когда мы пробуждаемся и встаём.

 


    Эти слова апостола Павла помогут нам проделать путь Великого поста праведным и истинным образом. Потому что цель Великого поста — это Пасха, Воскресение. Великий пост непонятен без света Воскресения, без него он остался бы лишь набором благочестивых практик. Благодаря же Воскресению Великий пост становится путём, влекущим нас вперёд, потому что без этого света мы не различали бы пути. Когда еврейский народ вышел из Египта, он проделал свой сорокалетний «Великий пост» в пустыне, питаясь из источника, который есть сам Христос, живой неиссякаемый родник (ср. 1Кор 10,4). На этом пути избранный народ следовал за светом в ночи греха, предательства и ропота, и этот свет — Христос. Также и мы, идя в ночи и смертной тени, следуем за Христом в новом исходе к жизни, и это прекрасно символизирует время Великого поста.


Следуя за Христом в течение этого благодатного времени, мы можем обратить наш взгляд на то, что является существенным для нашего пути, и оставить то, что обременяет нас и является второстепенным. Тогда мы сможем более уверенно идти к Пасхе, к тайне смерти и воскресения, которые объясняют смысл и предназначение нашей жизни.


1.    Евхаристия — путеводный и исцеляющий свет


Смерть и воскресение Христа возобновляются при каждом совершении Евхаристии. Смерть и воскресение — это свет Евхаристии, необходимая часть нашего пути. Нам нужно вновь обрести этот смысл Евхаристии, и в этом нам может помочь время Великого поста. В Евхаристии мы, прежде всего, открываем, что только любовь может придать смысл страданию, только свет позволяет нам идти вперёд в темноте, только жизнь может, потерпев поражение от смерти, преодолеть смерть и победить её.


    В послании на начало нынешнего пастырского года я уже обращался к важности Евхаристии для нашей личной и общинной жизни: Литургия, и особенно Святая Месса, должны занять центральное место в нашей жизни и деятельности. Поэтому честно зададим себе вопрос: какое место в моей жизни занимает Святая Месса? Евхаристия рождает в нас чувство благодарности — в той мере, в какой мы признаём себя возлюбленными детьми Отца. Даже в самые трудные моменты Евхаристия напоминает нам, что Господь рядом, что Он сопровождает нас и что мы существуем не по отдельности, но как единое Тело.


Евхаристия — это таинство, которое совершается не только лично для меня, но и для многих, составляющих одно тело. В Литургии каждый должен переживать ответственность за своё участие в общине Церкви. Участвуя в Теле Христовом, мы одновременно становимся причастными друг другу. Евхаристия — это таинство единства. Всякий, кто принимает её, не может не быть творцом единства, поскольку в Евхаристии, в её «духовной ДНК», зарождается созидание единства. «Пусть этот Хлеб единения исцелит нас от амбиций превосходства над другими, от алчности стяжательства, от разжигания несогласия и от разбрасывания критики; пусть сподобит нас радости взаимной любви без соперничества, зависти и злословия» (Франциск, Проповедь 18.06.2017).


2.    Осознание греховности позволяет вновь обрести достоинство


    Христос принёс нам новую жизнь, новое дыхание, новый смысл жизни, потому что Он Сам и есть жизнь. При этом Иисус очень реалистичен: воскресения не существует без смерти. В результате греха смерть вошла в жизнь, и теперь необходимо преодолеть смерть, необходимо, чтобы кто-то освободил меня от смерти. И жертва Иисуса оказывается спасительной для человека, который отказался от Бога, который хотел думать, и жить, и действовать без Бога, в отчаянии и, в конце концов, в смерти. Невозможно понять смерть, крест, страдание вне перспективы воскресения. Это была бы совершенно невыносимая тяжесть.


    Христос Своим крестом и воскресением дарует нам возможность войти в Его славу, в те отношения между Ним и Отцом, в Святом Духе, которые являются нашей подлинной судьбой. Своим крестом и воскресением Иисус призывает каждого нас по имени, утверждает нас в нашем призвании и помогает жить согласно своему призванию. Это и есть способ достойно жить и действовать. В конце концов, Иисус просит нас не бояться наших ограничений, нашей греховности. Он предлагает нам способ преодолеть всё это.


    Грех является злом, прежде всего, потому, что он оскорбляет Бога. Склонность к греху заложена в самой нашей повреждённой человеческой природе: церковное предание видит здесь указание на факт первородного греха; и потому, пишет апостол Павел к Римлянам: «Все под грехом, как написано: нет праведного ни одного; нет разумевающего; никто не ищет Бога; все совратились с пути, до одного негодны; нет делающего добро, нет ни одного» (Рим 3,9b-12). Грех разрушает единство человека с Богом, с другими людьми и всею сотворённой реальностью.


    Папа Франциск в энциклике о заботе об общем доме Laudato si’ (Прославлен будь) пишет: «Повествования книги Бытия о сотворении мира содержат в своём символическом языке глубокие учения о существовании человека и его исторической реальности. Эти повествования представляют нам, что человеческое бытие основывается на трех фундаментальных, тесно переплетённых между собой связях: связь с Богом, с ближним и с землей. Согласно Библии, эти три жизненно необходимых связи разорваны не только извне, но и внутри нас. Этот разрыв — грех. Гармония между Творцом, человечеством и всем творением разрушена из-за того, что мы претендовали занять место Бога, отказываясь признавать себя творениями» (ср. Laudato si’, 66).


    Может показаться парадоксальным, но именно осознание своей греховности позволяет нам вновь обрести достоинство детей Божьих: это и есть то чудо, которое всякий раз происходит в исповедальне — конечно, если там звучат не просто пустые слова, а присутствует также и сознание своей вины, как говорит дядя Гамлета в драме Шекспира. Эта же сила чувствуется в устах царя Давида, когда после своего греха он смиренно обращается к Богу.



3.    Слово, преодолевающее одиночество


    Кто из нас не желает быть счастливым? Вот о чём взывает Иисус, как и много лет спустя – святой Бенедикт, вторя словам Псалма: «Хочет ли человек жить и любит ли долгоденствие, чтобы видеть благо?» (Пс 33,13). Вот какая прекрасная возможность дана нам в это начинающееся время Великого поста: мы должны снова открыть смысл воскресения и то, какой светлый и святой опыт сокрыт в жизни, страстях и воскресении Иисуса.


    И тогда мы вслед за Иисусом вновь начнём говорить словами жизни. Сколько слов зла, смерти, насилия, ненависти мы слышим в социальных сетях, в разговорах, в наших взаимоотношениях, даже в наших общинах. Напротив, мы должны помочь людям войти в жизнь, должны научиться пользоваться живыми словами жизни и передавать их другим, помочь людям войти в опыт общения, а не разделения, в опыт солидарности, принятия другого, отличающегося от меня. Мы должны помочь людям нести бремя их жизни (ср. Гал 6,2), утешать людей, исправляя их, если необходимо, но поддерживая их, а не бросая им в лицо их ошибки и грехи. Мы должны стать свидетелями света, свидетелями жизни. И это будет подлинным делом милосердия для общества, в котором мы живём. Потому что самое необходимое сегодня — это показать красоту, великолепие жизни в любых условиях и обстоятельствах через взаимную помощь и взаимную любовь.


    «Давайте будем едины с Иисусом. Он познал боль и испытания. Он перенёс все скорби, чтобы сопровождать нас в наших скорбях… Он вошёл в нашу историю, пожелал разделить с нами путь и прикоснуться к нашим ранам. Наш Бог не чужд тому, что мы чувствуем и переживаем, напротив, посреди несчастья Он подаёт нам руку» (Франциск, Проповедь 20.01.2018г.). Одиночество — это, наверное, самая тяжёлая болезнь сегодня. В правительстве Великобритании даже создали специальную комиссию, своего рода «министерство» по делам одиноких людей! Будем стараться обращать внимание на тех, кто живёт рядом с нами в семье, в доме, на работе. Не одинок ли он? Не замкнулся ли в себе, а мы этого не замечаем? Стараемся ли мы видеть тех, кто нуждается в нашей помощи, в нашем сопровождении? И это должно начинаться с тех, кто физически, реально находится рядом с нами.



4.    Подражание молитве Иисуса


    Таким образом мы снова откроем смысл трёх практик Великого поста, которые предлагает нам Предание Церкви: это молитва, пост и милостыня. Эти три вещи помогут нам подражать Христу, и в то же время замечать ближнего рядом с нами, открыть свои сердца Богу и братьям, потому что на уровне этих вещей рождается новая христианская жизнь.


    Молитва необходима, потому что, где нет Бога, там нет и света для жизни. В нашем мире существует большой риск того, что свет веры, свет мира и любви угаснет, потому что мы вновь изгнали Бога из нашего сердца и общества. И для того, чтобы Бог вернулся, чтобы вернулся этот свет, необходимо молиться и просить Бога: «О, приди, о, приди, и освободи нас от греха!»


    Необходимо, чтобы мы, призванные Христом следовать за Ним, подражали Его стилю жизни. Иисус молился для того, чтобы постоянно возвращаться в отношения с Отцом, которые составляют само Его бытие. Иисус всегда молился, чтобы всякое Его действие было направлено к Отцу. И Иисус молился ради исполнения судьбы, ради блага людей, начиная с тех, кого Он призвал к Себе, как прекрасно сообщает нам Иоанн в своём Евангелии. Вот эти слова, над которыми я прошу вас размышлять в эти дни Великого поста:



«Отче! Я о них молю: не о всём мире молю, но о тех, которых Ты дал Мне, потому что они Твои. И всё Моё Твоё, и Твоё Моё; и Я прославился в них. Я уже не в мире, но они в мире, а Я к Тебе иду. Отче Святый! соблюди их во имя Твоё, тех, которых Ты Мне дал, чтобы они были едино, как и Мы. Когда Я был с ними в мире, Я соблюдал их во имя Твоё; тех, которых Ты дал Мне, Я сохранил, и никто из них не погиб, кроме сына погибели, да сбудется Писание. Ныне же к Тебе иду, и сие говорю в мире, чтобы они имели в себе радость Мою совершенную. Я передал им слово Твоё; и мир возненавидел их, потому что они не от мира, как и Я не от мира. Не молю, чтобы Ты взял их из мира, но чтобы сохранил их от зла. Они не от мира, как и Я не от мира. Освяти их истиною Твоею; слово Твоё есть истина. Как Ты послал Меня в мир, так и Я послал их в мир. И за них Я посвящаю Себя, чтобы и они были освящены истиною. Не о них же только молю, но и о верующих в Меня по слову их, да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино, — да уверует мир, что Ты послал Меня» (Ин 17,9-21).


5.    Пост как различение


    Второе главное слово, сопровождающее начало Великого поста, — это собственно пост. Пост помогает нам отличать то, что на самом деле нужно, что соответствует достоинству нашей жизни, от того, что делает её грязной и недостойной. Пост позволяет понять, что именно нужно для нашего призвания, а что мы должны оставить. Пост даёт нам силы не связываться с тем, что может нас поработить и затруднить нашу миссию. Мы должны перестать обременять свою жизнь вещами, которые нам не нужны, которые только тормозят наш путь навстречу Богу.


    Всё достоинство жизни заключается в свободном ответе на приглашение Иисуса следовать за Ним тем путём, который Он Сам предлагает нам. О, какое освобождение мы чувствуем, когда сознательно, свободно, но также и с радостью, и даже с чувством юмора отвечаем на призыв Христа, отвечаем просто и бескорыстно: «Андрей, Иоанн, Пётр, Филипп, Матфей, Павел, Мария... иди за мной!» — и «тот, оставив всё, встал и последовал за Ним», в то время как богатый юноша отошёл от Иисуса опечаленным, потому что множество ненужных вещей обременяло его совесть, его душу, его сердце (ср. Ин 1,39-52; Лк 5,27-28; Лк 18,18-23). Попробуем и мы в этот Великий пост воспитывать в себе и друг в друге осознание того, что является существенным для жизни. Что мне на самом деле нужно, чтобы жить достойным моего призвания образом?


6.    Милостыня: идти навстречу человеку


И, в-третьих, — милостыня, то есть способность делиться богатством своего христианского опыта с другими людьми. Быть может, это прозвучит странно, но именно милостыня позволяет нам осознать всё богатство благодати, которую Христос даровал нам через Свои смерть и воскресение, несмотря на нашу ограниченность. Милостыня позволяет нам жить и поступать достойно призвания, которое даёт нам Христос.


    Милостыня бросает вызов нашей слабости. Осознание новой жизни, которую Христос приносит нам Своими крестом и воскресением, сопровождается осознанием прощения. Поэтому самая великая милостыня, которую мы можем оказать нашим братьям, — это прощение. «Любовь Иисуса и Его прощение исцеляют раны прошлого и умиротворяют воспоминания о полученных и нанесённых обидах» (Папа Франциск, Проповедь 18.06.2017).


    Это и есть источник той Иисусовой радости, которую никто не сможет отнять ни у Апостолов, ни у тех, кто поверит во Христа благодаря их проповеди (ср. Ин 16,22). После Своего воскресения Иисус говорит Петру: «Любишь ли ты Меня? — Да, Господи, я люблю Тебя. — Паси овец моих» (ср. Ин 21,17). Эти слова показывают, что Иисус не только не осуждает Своих учеников, но наоборот — прощает их. Осознание нашей слабости охраняет нас от высокомерия, от чувства превосходства перед другими. Через воскресение Иисуса  наши раны, наши слабости были исцелены, и благодаря этому мы сами в состоянии с милосердием склониться к тем, кто упал, и помочь им преодолеть отчаяние, отравляющее душу.


    Не позволим же себе жить так, чтобы кто-то рядом с нами чувствовал себя одиноким и брошенным, чтобы кто-то рядом с нами потерял доверие Богу и Церкви. Вот ещё одно значение милостыни: идти навстречу другому человеку, принять его, посетить его, протянуть ему руку, молиться вместе с ним, или же просто остаться в молчании, но быть рядом, быть вместе с другим. И тогда жизнь человека снова станет великолепным и радостным приключением.



    Дорогие братья и сёстры!


Пусть благоприятное время Великого поста будет наполнено вниманием к нашим братьям, чтобы, встречая в них Христа воскресшего, мы обрели ту радость, которая наполнила сердца апостолов, пребывавших вместе с Марией после воскресения: они, неожиданно встретившись с Христом, живым и близким к ним, как никогда раньше, почувствовали и невероятную близость друг к другу.



    И благословение † Отца и † Сына и † Святого Духа да пребудет со всеми вами и да сопровождает вас.

 

† Архиепископ Павел Пецци


Из Москвы, 14 февраля 2018 г., в Пепельную Среду